В канун лета 2002 года на Звуках.Ru разгорелась дискуссия о том, есть ли жизнь на
Марсе... то есть водятся ли в России профессиональные продюсеры. Увы, примера хорошей продюсерской
работы мы привести не смогли. Однако дали себе слово: как только в поле нашего
зрения продюсер, плоды работы которого нам знакомы, допросить его с
пристрастием и выяснить: откуда они,
продюсеры, берутся и чем занимаются.
Знакомьтесь: Александр Семенов. Все его мысли заняты в настоящий момент
девушкой Ютой, у которой дохнут мобильники ("Телефон устанет
злиться - просто отключу", "Умер телефон в кармане - напишу записку маме").
Девушка как девушка, приятный голос, милое интеллигентное лицо. На 27 июня
назначена презентация ее
диска "Хмель и Солод".
В отношении Юты мы с вами, уважаемые читатели, осведомлены примерно в равной
степени. Услышав зимой дебютный диск певицы, я сочла его умилительно "детским".
Слышала еще пару песен - тех
самых, про мобильники. Поэтому как собеседник продюсер и музыкант Александр
Семенов пока интересует меня все-таки больше. Именно это я и
пытаюсь ему втолковать, когда Александр начинает убеждать меня в чрезвычайной
талантливости своей подопечной:
Звуки.Ru: - Поскольку девушки - элемент в шоу-бизнесе нестабильный, я предпочитаю отслеживать историю современного музыкального процесса по мужикам. Исключение составляют Марианн Фэйтфул, Патти Смит и Лори Андерсон.
Александр Семенов: - В период моего обучения на факультете журналистики
УрГУ со мной в одной группе
учился один занятный хлопец: такой же, как мы все, пьяница, бабник и фарцовщик,
но при этом очень способный журналист - в остальном ничего выдающегося. Потом
этот хлопец уехал в Ленинград, стал писать песни, а в конце концов выкинулся из
окна. Когда и как Башлачева "торкнуло" - не могу уразуметь. вероятно что-то
ему было ниспослано свыше.
К чему я это: ровно три года назад мы встретились с Ютой в
одном московском ресторанчике, и, подобно Константину Сергеевичу с Владимиром
Ивановичем, несколько часов говорили о том, какую музыку мы будем вместе делать.
Но в последние месяцы девушку так "торкнуло", она выдает такие мелодии и
тексты, что у меня, как у автора просто опускаются руки и я опять не могу
уразуметь, откуда это. К несчастью о Юте многие судят пол первому учебному
альбому. Этого нельзя делать. Надо послушать, что она пишет сейчас. Это
стабильно и надолго.
А какие именно аспекты моей музыкальной деятельности заинтересовали Вас, Соня?
Звуки.Ru: -К примеру, у меня на Звуках критически мало информации
по группе Апрельский марш, в которой некогда играл музыкант Александр
Семенов, и вообще нет - по музыканту и композитору
Александру Семенову. А ведь, помнится, я эту группу слушала в далекой
юности весьма увлеченно. Моя неинформированность непростительна. Давайте начнем
с группы?
Или начнем с того, что было до Апрельского Марша?..
Проще: с чего вообще началась Ваша рок-карьера?
Александр: - Я начал играть на бас-гитаре в свердовской джаз-рок группе Перекресток, во времена, когда Настя Полева и Саша Пантыкин играли в инструментальной группе Сонанс (Настя играла, кажется, на флейте). Временами происходили разные занятные встречи, на одной из которых малознакомый мне студент архитектурного института впервые спел "Гуд бай америка О". В 'Апрельском Марше' я играл всего полгода, и мой вклад в музыкальное наследие этой группы ничтожно мал.
Звуки.Ru: - Почему Вы выбрали именно бас?
Александр: - Я не выбирал, меня уговорили. Вообще, я гитарист (был), а в эту группу нужен был басист с гитарной беглостью - ориентировались на Махавишну, Жана Люка Понти, Фриппа.
Звуки.Ru: - То есть группой такие ставились цели - снять Фриппа? Или Вы имеете в виду манеру игры непосредственно для басиста - петли выписывать?
Александр: - Ага-ага, мы это называли "вертушками".
Звуки.Ru: - Вам довелось поработать с "тираном" Пантыкиным?
Александр: - C Пантыкозой я собственно не работал. Было 3 часа сидения вдвоем с гитарами - из Урфина Джюса ушел гитарист, и Пантыкин пригласил меня. Но потом круче оказался Егор Белкин.
Звуки.Ru: - Писали ли Вы тогда песни?
Александр: - Не-а. А когда начал писать, поразился тому, что из меня "вылезало" - сказалось воспитание на советской песенной классике, Григе, Рахманинове и т.п. Потом какие-то из этих песен выходили на союзовских попсовых сборниках, был проект в Питере, последний концерт которого был на разогреве у A-HА 19.05.96. Потом пошло телевидение. Потом был концерт Garbage в юбилейном, который меня крепко вставил. А через полгода появилась Юта.
Звуки.Ru: - Не усекла причины и следствия.
Юта как следствие Garbage?.. Юта как логическое развитие A-Ha? :))
Александр: - Cкорее, Garbage пробудил интерес к жизни и к музыке, перевернул многие мои представления. А А-ХА - просто кусочек биографии.
Звуки.Ru: - Давайте вернемся к "Апрельскому маршу". Как Вы сейчас, с позиции нынешнего дня, оцениваете то, что происходило с этой группой, насколько она смогла реализоваться?
Александр: - Игорь Гришенков - умница, талант,помешанный на Бирне
и Фриппе, но при
этом - человек, сознательно выпалывающий из своей музыки все ростки, которые
могли привести к коммерческим всходам. К тому же, это все-таки была музыка "из
головы", а не "от сердца".
Вообще, у меня музыкальных проектов и экспериментов было великое множество, но
сейчас я
понимаю, что все это были домашние радости, которые в совокупности дали мне
необходимый опыт. Меня закидывало и в другие сферы - в частности, программа
"Засада", которая года три назад шла на НТВ, а сейчас на ДТВ - моих рук дело
(правда в титрах я значусь под другой фамилией). Около трех лет назад я начал
делать журнал НЕОН, но после третьего номера, не прижившись в
редакции, ушел и
переключился на Юту.
Вот такая вот "стабильность".
Звуки.Ru: - По моему разумению, телевизионщики делятся на закадровых "серых кардиналов" и talking heads.
Александр: - Абсолютно.
Звуки.Ru: - Вы из какой разновидности?
Александр: - Из серых. С моим косноязычием... Мне нравится поднимать идею с нуля, организовывать производство. Процесс мне всегда интереснее результата.
Звуки.Ru: - а были ли случаи, когда результат так Вас захватывал, что Вы просто не могли остановиться?
Александр: - Три последние песни Юты. Они еще не записаны, но исполняются на концертах. Весьма захватывающие впечатления для человека, который помнит все этапы роста артистки. Хочется работать еще больше.
Звуки.Ru: - А чем Вас вообще привлекает подростково-молодежная тематика?
Александр: - Ничем не привлекает... впрочем, и Юту Реал до недавнего времени шпынял за чрезмерную "взрослость". А почему мне интересно было начинать НЕОН - см. ответ на предыдущий вопрос
Звуки.Ru: - Какой круг обязанностей Вы закрепили за собой как продюсер?
Александр: - Во время живого концерта в прямом эфире радио "Шансон" Юту
спросили: а
кто-такой Саша Семенов, о котором Вы так часто вспоминаете?". "Разнорабочий," -
ответила Юта. Шутки - шутками, а если серьезно, то Юта занимается
творчеством... а я - всем остальным.
Артиста надо напоить, накормить, отвезти, привезти, уложить спать, разбудить.
Иногда случаются счастливые дни, когда Юта говорит: я ночью песню наваяла, вот,
слушай... Потом эту песню надо отрепетировать с группой и записать, а для этого
нужно договориться с репетиционной базой, студией. Когда песня записана, ее
нужно разнести на станции. Но разнести так, чтобы она оказалась на столе у
програмного директора сразу, а не в корзине. Если снимается клип, нужно
организовать тендер среди режиссеров и всех их выслушать, прикидывая во что это
обойдется.
Сразу оговорюсь, что стратегические решения мы принимаем с Ютой
вместе; по творческим - советуемся, иногда спорим, иногда ругаемся, но
последнее слово остается все таки за артисткой. Юта - человек, которого
невозможно заставить что-то сделать, если она этого не хочет. Убедить - да,
заставить - нет.
Дальше: надо проверить сметы предоставляемые директором
съемочной группы, найти, где можно сэкономить, не теряя в качестве; вместе со
стилистом выбрать образ - и под него соответствующие аксессуары и одежду.
Иногда нам приходится вступать в договорные отношения с рекорд-компаниями,
авторами: здесь надо готовить договоры, добиваясь наиболее выгодных артисту
условий, и вести переговоры с юристами партнеров.
Отдельная песня - работа
с пресс-службой. Очень часто статьи пишу я сам.
Правлю присылаемые тесты почти всегда: надо следовать выбранному образу, не
отступая от него. К слову сказать, к Юте не клеится ничего искусственного. Это
очень естественный человек и артист, но приходится следить за тем, чтобы
случайные черты не выпячивались кем либо.
И это ещё далеко не все...
Звуки.Ru: - Чему Вам пришлось учиться?
Александр: - Как талант превратить в продукт. Главное, чему я научился за три года, прошедшие с того дня когда мы встретились с московской студенткой Ютой - подавлять личные амбиции, когда работаешь с артистом: иначе за это дело и браться не стоит. Никто не должен знать, сколько ты отдал артисту, а сколько ему передали папа с мамой.
Звуки.Ru: - Здесь тоже, если можно, чуть-чуть конкретики...
Александр: - Вот Вы покупаете на базаре кило парного мяса, ваяете из
него кило
наивкуснейшей колбасы, заворачиваете в газету и выходите на угол продавать,
уверяя всех, что такой колбасы они отродясь не пробовали. А люди чтой-то
морщатся..
С музыкальным материалом всё ровно так же. Только ставки другие.
Продаются не музыка, не слова, не голос, не лицо-бюст-задница - продается
образ. И песню надо выбрать, и образ найти такие, чтобы быть уверенным, что
слушателя "вставит". Если вычесть из общего числа артистов тех, кто хоть
чего-то добился, мы получим процент вероятной ошибки при выборе материала и
образа. Ошибаться случалось и мне...
Звуки.Ru: - Чего хочется добиться в этой ипостаси от себя и от подопечной?
Александр: - От себя: научиться не гоняться за критиками с топором :) От подопечной: главное у нее уже есть - вкус, достоинство и талант.
Звуки.RU: - Когда работу продюсера можно считать законченной - и выполненной на "отлично"?
Александр: - После аншлага в Олимпийском.
Звуки.Ru: - Довольно скромно...
Александр: - Народ пошел отпетый - скромности и кротости ни фига не ценят. Приходится приспосабливаться.