ТОРБА-НА-КРУЧЕ  "И вот на меня рухнула песня"

Макс ИвАнов рассказал о новом звучании Торбы-на-Круче, звучании летней тишины и записи пластинки "ИвАново Детство"

Торба-на-Круче, на протяжении десятка лет неуклонно двигавшаяся в своем творчестве от изящной кельтики к стадионному року, впервые в своей истории сыграет полностью акустический концерт. Чем вызван "возврат к корням" и станет ли акустика постоянной практикой - рассказывает бессменный лидер группы, Макс ИвАнов.

Звуки: Насколько я помню, группа Торба-на-Круче именно в полном составе всегда играла электричество. А акустические концерты давал либо ты сам, либо вместе с одним-двумя участниками группы. Чем сейчас вызвано ваше решение сыграть unplugged?

Макс: Идея назревала давно: кому как не нам, группе с довольно большим запасом мелодичных песен, имеющей в арсенале такие прекрасные живые инструменты, как флейта и альт, затеять акустическое перевоплощение?
Но все звёзды сошлись именно сейчас. И выбор зала ЦДХ, конечно, к этому подтолкнул. Всё должно быть естественно, как в этот раз. Всему своё время, и я этому рад.

Звуки: По какому принципу собран сет-лист "летней тишины"? И, кстати, обычно же лето воспринимается как череда ярких событий, что-то громкое и праздничное, а вы решили "убавить звук" - почему так?

Макс: Ну, во-первых, лето не всегда ассоциируется с шумными событиями. Здесь есть место выездам на природу, красоте и созерцанию, тишине и спокойствию. Для меня это важно.
А во-вторых, в процессе репетиций стало понятно, что совсем это не будет "тихий концерт". Драйва и неистовости останется предостаточно. И мне даже кажется, что этого стало ещё больше, просто способы достижения немножко другие. В любом случае, чтобы все понимали: это будет настоящий рок-концерт с барабанами, басом, клавишами, роялем, альтом и флейтой, только без жужжащих электрогитар, а с гитарами акустическими.
А принцип выбора песен очень прост - как на душу легло. Что-то влилось в программу сразу и просто, само собой , а какие-то именно изначально громкие песни нам самим захотелось увидеть в новом ключе. Они зазвучали, на мой взгляд, очень необычно, относительно привычного восприятия. Например, "Собака" или "Прометей". В любом случае, мне так близко и нравится, потому что такие версии приближают песни к аутентичному звучанию, к тому, как они сочинялись. Ведь почти все песни придумываются у меня под акустическую гитару.

Звуки: Для тебя вообще существует отличие музыки по временам года? Есть что-то, что хочется играть только летом или наоборот, только в дожди и холода, в ожидании солнца?

Макс: Есть так называемые "сезонные" песни, что заключено уже в самих названиях - такие как "Зима" и "Весна". Раньше мы их играли в соответствующие времена года. Но мы давно уже ломаем свои же стереотипы, и акустический концерт будет показателен в этом смысле.

Звуки: Как ты пишешь песни? Это только собственный опыт, или в основу композиции может лечь просто история? Или это воображаемые образы?

Макс: Песни получаются из жизни и смерти. Из начала и конца каких-то событий, встреч, ощущений, снов, книг, путешествий, тех самых времён года, войн и мира, и моих личных переживаний во время всего этого. И воображаемые образы сюда вплетаются абсолютно естественно.

Звуки: Вот, например, Пол Маккартни рассказывал о том, что ему приснилась "Yesterday" и он долго сомневался даже в собственном авторстве. Какая твоя песня появилась на свет наиболее необычно?

Макс: Песни вообще "обычно" не появляются, начнём с того (улыбается). Момент этого "прихода" - это всегда выпадание из этой реальности и попадание в какую-то другую. Если песня приходит как мгновенная истина, в которой и поправлять ничего не надо, сваливается на тебя вся, готовая, целиком, то тебя просто бьёт током и колбасит некоторое время. Это такой момент рождения, я так понимаю. А потом всё более-менее успокаивается и песня начинает жить своей жизнью. А если тебе не даёт покоя одна какая-то фраза или пара строк,- не важно, музыкальная или словесная,- то написание песни может превратиться в долгий и действительно зачастую мучительный процесс. Потому что думать ни о чем другом не можешь, а правильное решение-обрамление-продолжение не приходит, так бывает. Такие песни могут писаться по полгода, как у меня "Несбыточная", например.
Тут не угадаешь. Но терпение и труд, как говорится... Главное - не лениться, найти время и возможность доделать дело, чтоб круговерть не засосала. Это я себе говорю (улыбается).
Больше всего мне нравится вспоминать, как написалась песня "Звезда". Я только-только переехал в Питер, заселился в общежитие консерватории на Доблести 22, в комнату, которую до меня почему-то не могли открыть несколько дней - замок заклинило. Мне дали ключи и сказали: "Ну, иди попробуй открыть, больше селить тебя всё равно некуда". И как-то так мне повезло, что комната открылось сразу. И вот я один в комнате на 13 этаже с видом на залив, за окном ночь, море, огни Кронштадта... И разом рухнула на меня эта песня. Я её услышал внутри себя и записал текст. А потом через некоторое время одолжил гитару (свою тогда из Кирова не привёз ещё) и проверил, как звучит. Очень крутое ощущение у меня от этого осталось до сих пор!

Звуки: Акустика для группы - новая страница. А расскажи, пожалуйста, немного о том, как продвигается еще один твой новый проект, запись пластинки "ИвАново Детство"?

Макс: Запись идёт полным ходом! Сама концепция проекта предполагает отсутствие постоянного состава и возможность сотрудничества с любыми музыкантами. Но в случае первого альбома я практически не стал привлекать новых людей. В самом начале работы я понял, что так сам истосковался по этому созидательному процессу, по этой личной творческой лаборатории, что практически все аранжировки делаю и прописываю сам. Просто многие песни я примерно представляю как должны полноценно звучать ещё в момент написания. И поэтому достигать намеченой цели мне таким образом оказалось проще и правильнее. Кстати, к этому меня ещё 15 лет назад подталкивал Андрей Алякринский, убеждая попробовать записать пластинку в одиночку, сыграв на всех инструментах, тогда как раз Пол Маккартни выпустил такой альбом.
А ещё меня это реально возвращает в юность, в начало девяностых годов, когда я записал со своим приятелем -звукорежиссером три магнитофонных альбома.
Сейчас за процесс звукозаписи у меня отвечает Артём Беспалов, клавишник и флейтист группы Торба-на-Круче. Опыт работы над нашей пластинкой "Части Света", где он выступил в качестве саундпродюсера, показал насколько нам удобно сотрудничать, когда Артём за компьютером. Всё понимает, много знает и мгновенно делает редакцию. Что-то может и по аранжировке подсказать, взгляд со стороны всегда очень важен. Так что трудимся совместно. И вообще, конечно, у нас в коллективе уже такое взаимопонимание, которого вряд ли с кем-то ещё удастся достичь. Поэтому, когда нужно было в некоторые песни записать ритм-секцию, я первым делом привлёк к работе Игоря Беленко и Лешу Пяткина - барабанщика и басиста Торбы-на-Круче. С ними мы примерно половину альбома уже записали на студии Добролёт. Так что запись движется, всё отлично, работаем!

Звуки: Каков твой личный плейлист этого лета?

Макс: Шум дождя, шелест ветра в листве и плеск волн! (смеется)

Торба-на-Круче
Москва, ЦДХ
23 июня

21.06.2016, Юлия ЦИРУЛЕВА (ЗВУКИ РУ)

ТОРБА-НА-КРУЧЕ - свежие публикации: