Торба-на-Круче, на протяжении десятка лет неуклонно двигавшаяся в своем творчестве от изящной кельтики к стадионному року, впервые в своей истории сыграет полностью акустический концерт. Чем вызван "возврат к корням" и станет ли акустика постоянной практикой - рассказывает бессменный лидер группы, Макс ИвАнов.
Звуки: Насколько я помню, группа Торба-на-Круче именно в полном составе всегда играла электричество. А акустические концерты давал либо ты сам, либо вместе с одним-двумя участниками группы. Чем сейчас вызвано ваше решение сыграть unplugged?
Макс: Идея назревала давно: кому как не нам, группе с довольно большим запасом мелодичных песен, имеющей в арсенале такие прекрасные живые инструменты, как флейта и альт, затеять акустическое перевоплощение?
Но все звёзды сошлись именно сейчас. И выбор зала ЦДХ, конечно, к этому подтолкнул. Всё должно быть естественно, как в этот раз. Всему своё время, и я этому рад.
Звуки: По какому принципу собран сет-лист "летней тишины"? И, кстати, обычно же лето воспринимается как череда ярких событий, что-то громкое и праздничное, а вы решили "убавить звук" - почему так?
Макс: Ну, во-первых, лето не всегда ассоциируется с шумными событиями. Здесь есть место выездам на природу, красоте и созерцанию, тишине и спокойствию. Для меня это важно.
А во-вторых, в процессе репетиций стало понятно, что совсем это не будет "тихий концерт". Драйва и неистовости останется предостаточно. И мне даже кажется, что этого стало ещё больше, просто способы достижения немножко другие. В любом случае, чтобы все понимали: это будет настоящий рок-концерт с барабанами, басом, клавишами, роялем, альтом и флейтой, только без жужжащих электрогитар, а с гитарами акустическими.
А принцип выбора песен очень прост - как на душу легло. Что-то влилось в программу сразу и просто, само собой , а какие-то именно изначально громкие песни нам самим захотелось увидеть в новом ключе. Они зазвучали, на мой взгляд, очень необычно, относительно привычного восприятия. Например, "Собака" или "Прометей". В любом случае, мне так близко и нравится, потому что такие версии приближают песни к аутентичному звучанию, к тому, как они сочинялись. Ведь почти все песни придумываются у меня под акустическую гитару.
Звуки: Для тебя вообще существует отличие музыки по временам года? Есть что-то, что хочется играть только летом или наоборот, только в дожди и холода, в ожидании солнца?
Макс: Есть так называемые "сезонные" песни, что заключено уже в самих названиях - такие как "Зима" и "Весна". Раньше мы их играли в соответствующие времена года. Но мы давно уже ломаем свои же стереотипы, и акустический концерт будет показателен в этом смысле.
Звуки: Как ты пишешь песни? Это только собственный опыт, или в основу композиции может лечь просто история? Или это воображаемые образы?
Макс: Песни получаются из жизни и смерти. Из начала и конца каких-то событий, встреч, ощущений, снов, книг, путешествий, тех самых времён года, войн и мира, и моих личных переживаний во время всего этого. И воображаемые образы сюда вплетаются абсолютно естественно.
Звуки: Вот, например, Пол Маккартни рассказывал о том, что ему приснилась "Yesterday" и он долго сомневался даже в собственном авторстве. Какая твоя песня появилась на свет наиболее необычно?
Макс: Песни вообще "обычно" не появляются, начнём с того (улыбается).
Момент этого "прихода" - это всегда выпадание из этой реальности и попадание в какую-то другую. Если песня приходит как мгновенная истина, в которой и поправлять ничего не надо, сваливается на тебя вся, готовая, целиком, то тебя просто бьёт током и колбасит некоторое время. Это такой момент рождения, я так понимаю. А потом всё более-менее успокаивается и песня начинает жить своей жизнью. А если тебе не даёт покоя одна какая-то фраза или пара строк,- не важно, музыкальная или словесная,- то написание песни может превратиться в долгий и действительно зачастую мучительный процесс. Потому что думать ни о чем другом не можешь, а правильное решение-обрамление-продолжение не приходит, так бывает. Такие песни могут писаться по полгода, как у меня "Несбыточная", например.
Тут не угадаешь. Но терпение и труд, как говорится... Главное - не лениться, найти время и возможность доделать дело, чтоб круговерть не засосала. Это я себе говорю (улыбается).
Больше всего мне нравится вспоминать, как написалась песня "Звезда". Я только-только переехал в Питер, заселился в общежитие консерватории на Доблести 22, в комнату, которую до меня почему-то не могли открыть несколько дней - замок заклинило. Мне дали ключи и сказали: "Ну, иди попробуй открыть, больше селить тебя всё равно некуда". И как-то так мне повезло, что комната открылось сразу. И вот я один в комнате на 13 этаже с видом на залив, за окном ночь, море, огни Кронштадта... И разом рухнула на меня эта песня. Я её услышал внутри себя и записал текст. А потом через некоторое время одолжил гитару (свою тогда из Кирова не привёз ещё) и проверил, как звучит. Очень крутое ощущение у меня от этого осталось до сих пор!
Звуки: Акустика для группы - новая страница. А расскажи, пожалуйста, немного о том, как продвигается еще один твой новый проект, запись пластинки "ИвАново Детство"?
Макс: Запись идёт полным ходом! Сама концепция проекта предполагает отсутствие постоянного состава и возможность сотрудничества с любыми музыкантами. Но в случае первого альбома я практически не стал привлекать новых людей. В самом начале работы я понял, что так сам истосковался по этому созидательному процессу, по этой личной творческой лаборатории, что практически все аранжировки делаю и прописываю сам. Просто многие песни я примерно представляю как должны полноценно звучать ещё в момент написания. И поэтому достигать намеченой цели мне таким образом оказалось проще и правильнее. Кстати, к этому меня ещё 15 лет назад подталкивал Андрей Алякринский, убеждая попробовать записать пластинку в одиночку, сыграв на всех инструментах, тогда как раз Пол Маккартни выпустил такой альбом.
А ещё меня это реально возвращает в юность, в начало девяностых годов, когда я записал со своим приятелем -звукорежиссером три магнитофонных альбома.
Сейчас за процесс звукозаписи у меня отвечает Артём Беспалов, клавишник и флейтист группы Торба-на-Круче. Опыт работы над нашей пластинкой "Части Света", где он выступил в качестве саундпродюсера, показал насколько нам удобно сотрудничать, когда Артём за компьютером. Всё понимает, много знает и мгновенно делает редакцию. Что-то может и по аранжировке подсказать, взгляд со стороны всегда очень важен. Так что трудимся совместно. И вообще, конечно, у нас в коллективе уже такое взаимопонимание, которого вряд ли с кем-то ещё удастся достичь. Поэтому, когда нужно было в некоторые песни записать ритм-секцию, я первым делом привлёк к работе Игоря Беленко и Лешу Пяткина - барабанщика и басиста Торбы-на-Круче. С ними мы примерно половину альбома уже записали на студии Добролёт.
Так что запись движется, всё отлично, работаем!
Звуки: Каков твой личный плейлист этого лета?
Макс: Шум дождя, шелест ветра в листве и плеск волн! (смеется)
Торба-на-Круче
Москва, ЦДХ
23 июня
1959 – В этот день в 1959 году трое ливерпульских юношей Джон, Пол и Джордж проходили прослушивание в британском шоу талантов TV Star Search под именем "Johnny and the Moondogs". Пробы ни к чему не привели, и троица вернулась домой. Годом позже они организовали свою новую группу, назвав её The Beatles »»
Seldon POWELL (1928)
Petula CLARK (1932)
Pete WELDING (1935)
FRIDA (1945)
Richard STRANGE (1948)
Graham PARKER (1950)
Mitch EASTER (1954)
Kevin EUBANKS (1957)
Toots MONDELLO (1993)