7 июня Светлана Сурганова стала лауреатом художественной премии "Петрополь". Питерская певица была награждена "за тонкую интерпретацию мировой поэзии в музыкальных альбомах разных лет". "Тонкая интерпретация" - это вообще про Сурганову: рок-музыканта, умеющего деликатно и точно работать с классикой, разносторонне образованного и умного человека.
В конце прошлого года группа Сурганова и оркестр выпустила новый альбом #МируМир - первый полноценный релиз после "Увидимся скоро" (2011). Последние пять лет значительную часть творческой жизни Светланы занимают сценические эксперименты: поставлен и сыгран спектакль по поэме Шарля Бодлера "Плавание" в переводе Марины Цветаевой, проходят поэтические чтения в сопровождении то камерного оркестра, то театра теней. Сегодня Сурганова как актриса принимает участие в моноспектакле "Моя счастливая жизнь" по пьесе Елены Ерпылевой "Диалоги по поводу американского джаза".
Звуки: Моноспектакль подразумевает одного актера, и он, вернее она, там есть - это актриса Светлана Иванникова. А что там делаете Вы?
Светлана: Я не стою на сцене, не бренчу. Не пою громким голосом. Но эта рок-н-ролльная начинка все равно прорывается. Каждый раз я задумываюсь, как бы мне появиться. Я не появляюсь как актриса из-за кулис. Были разные варианты - и по канату спуститься, например.
С позволения автора пьесы мы отошли от текста, вывели на сцену подругу главной героини - Соню. Получился интересный альянс: рижская актриса и русская рок-певица. Самое зерно этого спектакля в том, что мы - это мы, наша внутренняя история. Мы знакомы более 10 лет. Света мне очень помогла в послеоперационный момент, я ей по гроб жизни благодарна. Если говорить о смысловой нагрузке текста, то тут никаких противоречий и сложностей не было, потому что это, в лучшем смысле слова, "отсебятина". Это реальные факты, но они там - как изюминки, фонарики, нюансы, которые, может быть, и у зрителей вызовут свои ассоциации. Из этих историй складывается мой текст, который должен отрезвить главную героиню и вернуть её к жизни.
Звуки: Спектакль женский?
Светлана: Мужчин там нет. О них идёт речь, они упоминаются – и супруг фигурирует, и возлюбленный-буддист. Но, конечно, он очень женский, и в то же время - очень полезен для мужчин. Выслушав эти монологи, поняв героиню, многие зрители лучше поймут психологию своих жён, возлюбленных, подруг. И, может быть, в чём-то они изменят своё поведение, взаимоотношение. Хотелось бы, чтобы мужчины и женщины чаще делали приятные пассы и реверансы друг другу.
Звуки: А что с альбомом #МируМир? Он для Вас еще актуален?
Светлана: Я еще не пережила его выход и каждый раз с удовольствием исполняю.
Звуки: Вы говорили, что это значимый для Вас альбом, что Вы считаете его новой важной ступенью в творчестве, выходом на новый уровень. А какие еще альбомы были для Вас важны как жизненные события?
Светлана: Совершенно четко - это альбом "Соль" . Тогда в моей жизни произошла очень серьезная потеря, утрата. И годы ничего не меняют - вот уже 10 лет прошло, а ничего не изменилось, ни боль, ни степень ее. И совершенно четко знаковый альбом - "Увидимся скоро". Это работа в Гамбурге, наша работа на выезде, за рубежом. Это новый гитарист, обновленный состав, новые ребятки. Новый музыкальный, технический момент. Новая рабочая атмосфера. Хотя если я не упомяну "Игра в классики", то этот список будет неполным. Это просто наш эксперимент, со струнной аранжировкой Марии Савкиной, попробовать аранжировать песни в струнном варианте и вот так подать. И конечно конферанс совершенно удивительный. Каждый из них - детище, в каждый из них много привнесено. Это ступенька развития, они все очень мной любимы и как-то даже обидно назвать один и не назвать другой. Да, вот эти альбомы были знаковыми.
Звуки: По совокупности этих альбомов трудно проследить четкий музыкальный путь, общее направление. Куда вы двигаетесь?
Светлана: Мы все еще мечемся. Пытаемся объять необъятное, потому что интересно и то, и другое, и третье. Я вот сейчас мечусь между диско-фанком и электронщиной типа Depeche Mode. Практически за две репетиции мы создали еще одну новую программу Unplugged - старые песни в очень необычной аранжировке. Первые попытки сыграть такую программу были еще года 3 или 4 назад в Киеве. Пробовали создать акустику, и решили порадовать наших слушателей не обычным электрическим саундом, а таким очень лаунжевым звучанием. Это породило, в свою очередь, очень интересные аранжировочные находки, которые, я даже думаю, мы где-нибудь зафиксируем, запишем и может быть бонусом-треком в какой-нибудь сингл или альбом. Состав традиционный, но вместо электрической гитары звучит акустическая, вместо клавишных доминирует фортепианный звук. То есть совсем другой саунд, максимально облегченный, с измененными ритмическими фактурами и рисунками, с расширениями гармонии до неузнаваемости. Я даже позволила себе пошутить: ну, теперь за коллектив я спокойна, нас можно приглашать в ресторан, украшать любую вечеринку нашей ненавязчивой тихой музЫкой.
Звуки: Из андеграунда вышли, но в поп-музыку не пришли.
-
Светлана: Застряли где-то между.
Звуки: Как вам между форматами?
Светлана: Хорошо очень, просторно, мы можем себе позволять все, что мы хотим. Все-таки рамки и формат - кому-то это уютно, спокойно, есть проторенная дорожка, и они по ней идут. А нам интересно и там побывать, и тут. И на Таити, и на Мальдивах, и в Магадане. Наши песню ротируются и на "Авторадио", и на "Русском радио", и хотелось бы, чтоб на "Радио Эрмитаж" попали. "Морская" в "Чартовой дюжине" звучит. Вот это по-настоящему интересно - когда на рок-радиостанции звучат стихи Бродского и Цветаевой, это очень правильно и хорошо.
Вот что интересно: старые песни, старые альбомы, старый саунд тоже имеют свое очарование, я не отказываюсь от него. Некоторые артисты говорят: "Нет-нет-нет, я не могу это слышать, прямо совсем стыдно за это". Мне не стыдно. Потому что в этом есть своя ценность, даже в каких-то совсем юных прощупываниях почвы, экспериментах музыкальных, гармонике, звуке. Я вам больше скажу: в ранних работах была большая степень свободы. Сейчас как-то более форматно и более мейнстримово получается, но тоже интересно. Поэтому каждая ступенька, каждый этап развития - я от него не отказываюсь, я ему благодарна. И мне очень интересно, куда эта дорога заведет нас дальше.
Звуки: Кто поставщик нового музыкального контента?
Светлана: Много идей музыкальных у ребят. Если раньше они как-то стеснялись их показывать, то теперь, в более плотном диалоге, они с удовольствием участвуют. Моя задача даже больше их отслушать, понять, с чем я действительно смогу работать, что, на мой взгляд, уместно под брендом "Сурганова и оркестр" - и дальше уже на них пишутся тексты, они редактируются, приобретают форму: куплет, припев, проигрыш, и так далее. Многие креативные музыкальные зерна сейчас именно от ребят исходят: от Дениса Сусина, Никиты Межевича,- они, конечно, совершенно полноценные сейчас соавторы. Если раньше я приносила готовый материал, сейчас это происходит коллективно, совместно.
Это эволюция взаимоотношений, мы развиваемся, становимся ближе, лучше начинаем слышать и понимать друг друга, и это нас раскрепощает в плане творческом, в смысле доверия. Раньше было много недовольства, критики, я старалась ребят убедить, что нужно учиться слышать друг друга. Сначала выслушать идею коллеги, а потом привносить конструктивную критику. Поначалу, конечно, искрило много. Но сейчас пришли мы в очень такую правильную тональность внутреннего диалога. И это сразу же дало результат.
Звуки: Над чем еще предстоит работать?
Светлана: Нужно больше работать, конечно, над интонацией, над артикуляцией, над владением вокалом - это всегда. Но тут выше головы не прыгнешь, хотя некий прогресс есть даже в этом смысле. У меня есть специфика моего голосового и связочного аппарата - так скажем, Господь Бог не наделил,- и мне приходится из него выжимать по-максимуму. Это очень тяжелая работа. Просто кому-то это дается легко, мне дается крайне сложно, просто нету данных! Но моя задача - максимально раскрыть этот аппарат, научиться им владеть. Конечно, этот путь мог быть быстрее и эффективнее, если бы я брала частные уроки. От классического вокала тоже можно было бы взять что-то в плане владения дыханием.
Саморазвитием по этому вопросу я, конечно, занимаюсь - использую школу Сатерикса. Я прослушала аудиокнигу, я занималась по его методикам, упражнениям,- это, конечно, в свое время мне очень помогло. В чем мой недостаток - я это делаю какими-то "нахлестами". Вот предстоит тур - и я начинаю заниматься голосовым аппаратом, а это надо делать, конечно, постоянно, изо дня в день, как скрипач все время разыгрывается и тренирует свои пальцы, так и выступающий со сцены и работающий голосом артист должен его тренировать и репетировать постоянно.
А так я с большим удовольствием слушаю классическую музыку. В туре отыграл концерт, садишься в автобус, могу слушать только классику. Благо у меня с собой подборка: Бах, Моцарт, Бетховен, Дебюсси, Гендель, Прокофьев, конечно Чайковский, восстанавливаюсь благодаря ей. Она колоссальное гармонизирующее воздействие оказывает. Особенно в наше непростое время, когда многое, кажется, стремится к саморазрушению. Я вот считаю: если хочешь выйти из зоны комфорта - иди, поработай в морг, хоспис, дом престарелых, детский онкологический диспансер, где умирающие дети. Почему надо бессмысленно рисковать, если можно выйти из зоны комфорта и при этом принести массу пользы для окружающих? Такой посыл: "миру - мир". Как название нового альбома группы "Сурганова и оркестр".
Дата рождения:
14 ноября 1968
1959 – В этот день в 1959 году трое ливерпульских юношей Джон, Пол и Джордж проходили прослушивание в британском шоу талантов TV Star Search под именем "Johnny and the Moondogs". Пробы ни к чему не привели, и троица вернулась домой. Годом позже они организовали свою новую группу, назвав её The Beatles »»
Seldon POWELL (1928)
Petula CLARK (1932)
Pete WELDING (1935)
FRIDA (1945)
Richard STRANGE (1948)
Graham PARKER (1950)
Mitch EASTER (1954)
Kevin EUBANKS (1957)
Toots MONDELLO (1993)