9 июня выходит на большой экран фильм великой авангардистки Лори Андерсон - о ценности жизни, о специфике памяти и восприятия мира, о жизни и смерти как ее составляющей. Это медитативная и тягучая философская работа, исполненная любви и сострадания, понимания и прощения. В ее центре, как на картине Гойи - маленькая собачка Лолабель, а вокруг ее смешной ушастой головы закручивается вихрь событий: взрывы 9/11, внезапно появившиеся невесть откуда толпы молчаливых полицейских и прищуренные холодные глаза камер, огромные массивы данных и ускорение трафика. Повествование в фильме не меняет темпа, но на протяжении фильма у меня постоянно возникало ощущение, что мир на экране ускоряется и сужается, как сужается простор для частной жизни и самовыражения. Но прежде всего фильм был снят в память о маленьком любимом существе, частично он снят глазами собаки - и презентован в ходе концерта для собак, на который каждый хозяин может прийти со своим любимцем.
Вообще говоря, на примере этой работы хорошо объяснять про субъективность восприятия: рассказывая о том, как Лолабель ослепла за два года до смерти, Лори пытается показать, как она стремилась наполнить жизнь собачки новым смыслом. Она научила песика играть на клавишных и полагала, что ему нравится новое занятие. Кто-то на это заметит, что на самом деле терьер просто искал внимания хозяев и пытался своими действиями вызвать поощрение. Но история такова, какова она есть: мы рассматриваем все явления в мире через призму своих ожиданий - и забываем, что паззл нашей картины мира далеко не полон.
Лори, разумеется, сама озвучивает фильм - своим теплым рассудительным голосом она начитывает истории-эссе, от которых иногда у тебя пробегают по телу мурашки от ужаса, а иногда - хочется смеяться и переслушивать еще раз. И музыку она частично написала новую, а частично - подобрала из старых записей. Этот фильм очень личный, и музыка в нем - тоже способ рефлексии.
"Собачье сердце" не станет для вас большим открытием. Но этот фильм стоит посмотреть, чтобы еще раз вспомнить, как многогранна любовь и как память услужливо сохраняет для нас ушедших любимых собак. И людей - ведь неслучайно в числе последних кадров в фильме мелькает смеющееся лицо Лу Рида, а в титрах звучит его песня. Это тоже рефлексия, просто более глубокая. Иногда говорить о потере бывает так больно, что трудно просто произнести имя, озвучить факт: он умер, ушел и не вернется.
В современном музыкальном процессе Лори Андерсон занимает место, которое Коко Шанель занимает в моде. Именно она некогда придумала те простые и изящные ходы, извлекла те необходимые новые звуки, простроила те гармонии, которые дали авангардной музыке второе дыхание и помогли ей выйти из кризиса.
Дата рождения:
5 июня 1947
Подробности из жизни:
Прикинувшись серьезными культурологами, начнем так: "В
современном музыкальном процессе Лори Андерсон (Laurie Anderson, полное имя - Laura
Phillips Anderson) занимает место, которое Коко Шанель занимает в моде. Именно
она некогда придумала те простые и изящные ходы, извлекла те необходимые новые
звуки, простроила те гармонии, которые дали авангардной музыке второе дыхание и
помогли ей выйти из кризиса". И это, без пафоса, будет правдой.
Стать в музыке величиной масштаба Лори, при внешней простоте задачи, удалось
немногим. Обладая уникальным, ярким мышлением авангардиста и
производительностью небольшой индустриальной державы, мисс Андерсон умудряется
буквально в каждой своей работе задать если не новое направление в музыке и
перформансе, то, по крайней мере, обозначить все актуальные тенденции сезона.
Она умеет при этом быть своей в доску среди представителей традиционного
арт-рока и казаться снобам излишне шумной. При этом музыку она не пишет, а
производит - работая…
Lou ADLER (1933)
Ted NUGENT (1948)
Lurrie BELL (1958)
Hideto MATSUMOTO (1964)
Nick MCCARTHY (1974)
Марина ДЕВЯТОВА (1983)
Taylor SWIFT (1989)