Один великий воин чрезвычайно увлекся чайной церемонией. Он мог проводить у
своего мастера, Сэн но Риккю, целые дни, и его воины решили, что он
начинает пренебрегать делами государства. Тогда один из его вассалов решил
убить Сэн но Риккю. Под видом обычного посещения церемонии, он пришел к нему.
Опытный мастер, не будучи воином, сразу разгадал намерения гостя, и стал
просить его оставить, как полагается, меч у входа - ведь ча-но-ю - это
выражение спокойствия и умиротворенности.
"Я воин и мой меч всегда со мной, ча-но-ю или не ча-но-ю", -
отвечал убийца и вошел в павильон, не расставшись с оружием.
Мастер начал готовить чай, но через некоторое время неловким движением
опрокинул котелок с водой, висевший над очагом. Застигнутый врасплох, в клубах
золы и пара, воин выскочил из чайного домика. "Простите мне мою неловкость, -
упрашивал Сэн но Риккю. - Это я во всем виноват. Вот ваш красивый меч испачкан,
его ножны в золе. Я вычищу его и пришлю вам обратно, входите же".
Но убийца уже отказался от своих намерений.
В японской традиции зафиксировано немало таких конфликтов - между явной и неявной силой, между владением предметом и владением собой. Об этом ли перформанс "Письма мастера дзен мастеру фехтования", который 22 июня в зале Манеж представят Театр Школа Драматического Искусства, Union Des Theatres De L'europe, Центр Новой Музыки Devotio Moderna и Культурный Центр ДОМ? Что за мастера сойдутся на одной площадке?
Под музыку Владимира Мартынова в исполнении Татьяны Гринденко и ансамбля Opus Posth будет двигаться японец Мин Танака.
Мин Танака
Мин Танака родился 10 марта 1945 года в Хатиодзи, пригороде Токио. С 1966-го по
1973-й он изучал модерн-данс и выступал в нескольких спектаклях. С 1973-го по
1975-й начал разрабатывать свои оригинальные танцевальные идеи, открывая
значение тела и танца, основанного на импровизации. Он часто танцевал
обнаженным, как в городском пространстве, так и на природе в стремлении
освободить тело от функционализма и конвенциональной эстетики.
С 70-х годов ведет занятия по собственной танцевальной системе (Body Weather
Workshop), разрабатывая серии специальных упражнений. В 1981 году создает
группу Маи-Дзюку, а в 1982 году становится одним из основателей
экспериментальной площадки "Плэн-Би" ("Plan-B") в Токио. В 1982 вместе с
участниками этой группы открыл Body Weather Farm ("Ферма Погоды Тела") в
горном селе Хакушу, чтобы изучать происхождение танца через
сельскохозяйственную жизнь. В 1988 году в сотрудничестве с художниками,
архитекторами, музыкантами, театральными режиссерами, писателями, актерами и
фотографами он открыл ежегодный фестиваль искусства "Artcamp Hakushu". В 1996
году создал проект Dance Resources of Earth ("Истоки танца на Земле").
Мин Танака работал в тесном контакте с Тацуми Хидзиката, основателем и
вдохновителем уникального направления в современном японском танце Буто. Танака
называет себя "законным сыном Тацуми Хидзиката"; они вместе поставили одну из
лучших последних работ Хидзиката "Рен-аи-Буто-ха Тэйшо: Основание танца любви".
Владимир Мартынов
Родившись в Москве в 1946 году, Мартынов после окончания Московской академии
музыки (класс композиции и фортепиано) сразу же посвятил себя сочинению
минималистской музыки. Он был организатором и участником авангардных фестивалей
и работал в студии электронной музыки в музее Скрябина.
В середине семидесятых
Мартынов совершил радикальный переход от структурной утонченности серийной
музыки к "новой простоте". "Пярт, Сильвестров и я одновременно и независимо
друг от друга нашли разгадку", - говорит он.
В поисках "музыки своего народа" Мартынов объездил северную и центральную
Россию, северный Кавказ, Памир, Таджикистан. То, что он нашел (услышал) дало
начало новому пониманию музыки. Он занялся поиском в библиотеках
рукописей, которые бы позволили реставрировать традицию древнерусского хорового
пения. По этой теме он опубликовал несколько книг и преподавал в знаменитой
Троице-Сергиевой лавре.
Мартынов известен как один из ведущих композиторов позднейшего русского
авангарда. Его музыкальные сочинения представляют собой некую целостность, в
которой традиции востока и запада, духовное и мирское, фольклор и авангард
сплавляются в новом синтезе. "Апокалипсис" Владимира Мартынова был заказан ему
кафедральным собором в Майнце, его опера "Exercises and Dances of Guido"
Евангелической академией Локума и представлена на фестивале SACRO-ART-97.
"Плач пророка Иеремии" Мартынова исполнялся в старинном соборе Авиньона.
Премьера его "Requiem" состоялась на 14-м Фестивале барокко в Бад-Арольсере в
1999 году.
Татьяна Гринденко
В возрасте восьми лет она сыграла свой первый скрипичный концерт И. С.
Баха с
Харьковским симфоническим оркестром. В 1968 году она получила первую премию и
золотую медаль на Международном молодежном конкурсе в Софии, в 1970 году она
была лауреатом Конкурса Чайковского и через два года завоевала первую премию на
Конкурсе Венявского в Польше. В период с 1978 по 1988 из-за своей диссидентской
деятельности Татьяне Гринденко было запрещено выезжать за границу. После
перестройки она стала одной из самых признанных в мире исполнителей на скрипке.
В 1998 году совместно с Гидоном Кремером она выступала на зальцбурском
Festspielwochen, в том же году на берлинском Festwochen и в США.
В 1982 году Татьяна Гринденко основала "Московскую академию старинной музыки" -
первый ансамбль музыки барокко в восточной Европе. Группа выступала и выступает
во многих городах по всей Европе.
Ансамбль Opus Posth
"Opus Posth" - название российской музыкальной группы, а также определение
культурной ситуации, в которой эти музыканты находятся.
Группа была основана
Татьяной Гринденко и Владимиром Мартыновым и состоит из членов "Московской
академии старинной музыки" (основанной Татьяной Гринденко в 1982 году). Opus
Posth исполнял "Magnificat", "Stabat Mater", "Canticum Fratres Solis",
"Exercises and Dances of Guido", "Requiem", "Ночь в Галиции" Мартынова, а также
"Fratres", "Tabula Rasa" Арво Пярта и "Утреннюю молитву" и "Вечернюю молитву"
Гии Канчели.
Opus Posth - производное от "Opus Posthumum" - обозначения музыкального
произведения, опубликованного после смерти композитора.
Идея лежащая в основе
Opus Posth гласит, что музыка может прекрасно обходиться без композиторов. Вся
старая музыка и музыка большинства мировых культур является не-композиторской
музыкой. Композитор важен только в европейской классической музыке. Согласно
Владимиру Мартынову и Татьяне Гринденко композиторы на самом деле искажают и
насилуют природу музыки, навязывая ей свои структурные решения, в
"посткомпозиторскую эпоху" композитор, исполнитель и публика - участники
коммуникативного обмена со Вселенной и космическим бытием. Музыкальный опыт
сродни ритуалу внутри "культурных канонов".
Именно по этой причине лица
исполнителей закрыты масками. Лицезрение их лиц отвлекло бы исполнителей и
публику от "потока контекста" и таким образом разрушило бы саму основу
исполнения. Музыка Opus Posth призвана продемонстрировать, как могут быть
сломаны общепринятые рамки и нормы традиционного концерта.
Адрес театра: ул. Сретенка, 19, м. Сухаревская.
Справка и заказ билетов т.291-4443, 290-4796,
teatr_vasilyeva@mail.ru
Билеты продаются: касса театра на Сретенке, 19 (м. Сухаревская), тел. 923-6204
PARTER.RU: 363-5555
1935 – В Чикаго, Иллинойс, родился Рэй Манзарек - музыкант, продюсер, автор песен, один из основателей и клавишник группы The Doors »»
1999 – Первый концерт группы «Люмен» »»
Mel POWELL (1923)
Red ALLEN (1930)
Gene MCDANIELS (1935)
Ray MANZAREK (1939)
Steve HACKETT (1950)