17 мая в мире отмечается международный день борьбы с гомофобией. По такому случаю мы публикуем плейлист из гей-гимнов – песен, ставших важными символами гей-освобождения и тех хитов, чья популярность не в последнюю очередь объясняется успехом среди ЛГБТ-аудитории. Стоит отметить, что авторами гей-гимнов совсем не обязательно становились музыканты-геи. Например, особенным почетом в этой аудитории всегда пользовались диско-дивы (если какой-то музыкальный жанр и ассоциируется напрямую с гей-культурой, то конечно же диско), да и вообще понятие "гей-иконы" не связано ни с полом, ни с сексуальной ориентацией, это скорее эталон безупречного стиля - и конечно же открытости по отношению к гей-сообществу.
Judy Garland "Over The Rainbow" (1939)
Историю стоит начать с первой половины прошлого века. Роль (и, соответственно, песню) девочки Дороти из фильма "Волшебник страны Оз" исполнила Джуди Гарленд, одна из первых гей-икон в истории. Что именно сделало эту песню гимном, однозначно сказать трудно – скорее всего, располагающий образ Джуди и её потерянной героини, сочетающий в себе иронию и трагизм. Как бы то ни было, геи приняли песню настолько близко к сердцу, что одним из самоназваний гей-сообщества стало "друзья Дороти". Да и радужный флаг ЛГБТ это, по одной из версий, тоже отсылка к песне и фильму. За почти вековую историю песня пережила бесчисленное количество каверов – её пели все от звезды кантри Вилли Нельсона (Willie Nelson) до Erasure и рейв-дивы Маруши (Marusha), но каноническим так и остался оригинал.
Gloria Gaynor "I Will Survive" (1978)
Хит, непривычно минорный и надрывный для такого легковесного жанра как диско, тут же был воспринят как манифест, который каждый принимал на свой счет. Изначально посыл был скорее феминистским, но учитывая популярность диско в гей-сообществе и то, что Гейнор была идеальной дивой, а значит принималась в качестве гей-иконы, "I Will Survive" тут же стал одним из символов борьбы за права ЛГБТ. Песня звучала на каждой гей-вечеринке и каждом политическом собрании, и в результате даже несколько приелась – вот уже не первый год ей пытаются найти адекватную замену, но пока безуспешно.
Bronski Beat "Smalltown Boy" (1984)
Фронтмен Bronski Beat и политический активист Джимми Саммервил (Jimmi Sommerville) был одним из главных голосов британского гей-сообщества в те времена, когда борьба за права сексуальных меньшинств переходила в активную фазу. Считая, что каждая песня должна быть не только произведением искусства, но и политическим заявлением, Джимми и его группа создали идеальную историю, где за пять минут рассказывается всё о том, до какой степени несладко жилось гомосексуальному юноше в провинциальной Британии времен Тэтчер. Добрая половина эффекта достигалась видеоклипом, крутившимся по всем музыкальным телеканалам, но и качество самой песни трудно не оценить.
Sylvester & Patrick Cowley "Do You Wanna Funk" (1982) Лучшее диско в конце 1970-х – начале 1980-х делалось на западном побережье США геями и для геев. Национальный диско-бум прошел, но андерграунд, сконцентрированный во многом вокруг гей-клубов, процветал. Неофициальный титул "диско-королевы" носил тогда чернокожий певец Сильвестр Джеймс, обладатель мощнейшего фальцета и не менее яркого, эпатажного сценического образа. На счету Сильвестра немало крупных хитов, в том числе "You Make Me Feel Mighty Real", которую позже исполнял Джимми Саммервил, но самым интересным с музыкальной точки зрения был период синтезаторного диско-футуризма и сотрудничество с продюсером Патриком Коули (Patrick Cowley), который тоже был геем. Обоих еще в восьмидесятые унёс СПИД, но если у Коули (его не стало в 1982-м, вскоре после выхода этой песни) болезнь даже не могли толком диагностировать (так мало было о ней на тот момент известно), то Сильвестр успел сделать много для привлечения внимание к проблемам ВИЧ-инфицированных и оставить немалое состояние фондам, борющимся с болезнью.
Donna Summer "I Feel Love" (1977)
Если "Do You Wanna Funk" это всё же история "для своих", то самый успешный сингл Донны Саммер, спродюсированный Джорджио Мородером (Giorgio Moroder), и позже ремикшированный всё тем же Патриком Коули, принадлежит к редкой категории "хитов на века", которые штурмовали чарты в момент выхода и продолжают греметь в клубах и поныне. Своим взлётом "I Feel Love" во многом обязана именно калифорнийским гей-дискотекам, аудитория которых была открыта к более жесткому и современному звуку. Песню с тех пор исполняли все кому не лень от Мадонны и Кайли до Давида Гетты (David Guetta), а одним из самых ярких каверов был дуэт двух гей-активистов – Джимми Саммервила и Марка Алмонда (Marc Almond).
Divine "I'm So Beautiful" (1984)
Еще один "гимн из подполья" – не столько планетарный хит (хотя песня и была в чартах), сколько интересная культурологическая история. Дивайн, в миру – Харрис Глен Милстед (Harris Glenn Milstead) начинал карьеру как киноактёр "категории Б" и "draq queen" (мужчина, переодетый в женщину), выступал в этом качестве клубах и всевозможных гей-варьете, и заработал статус культовой фигуры американского контркультурного подполья. Его скоротечная музыкальная карьера началась сравнительно поздно, когда Глену уже было под сорок, однако аранжировки для него писали лучшие продюсеры своего времени – Бобби Орландо (Bobby Orlando) и хит-фабрика Стока, Эйткена и Уотермана (Stock – Aitken – Waterman), для которой он был одним из первых клиентов. Особенность эстетики Дивайна в том, что в отличие от большинства гей-икон, 150-киллограммовый Глен совсем не был эталоном стиля и лоска, а скорее наоборот, пародировал и гипертрофировал эстетику этакого "трешового борделя".
ABBA "Voulez Vous" (1979)
Довольно невинный по современным меркам шведский квартет стал одним из символов сексуальной революции, и в гей-сообществе тоже всегда котировался высоко. Главным гей-гимном в их репертуаре была "Dancing Queen", но песню заездили до полного неприличия, так что лучше выбрать что-нибудь из Hi-NRG диско-хитов, без которых и сейчас обходится редкая гей-вечеринка. Если не хочется каждый раз ставить оригинал, то на помощь приходит блистательный кавер в исполнении группы Erasure.
Erasure "A Little Respect" (1988)
Абсолютный гетеросексуал Винс Кларк (Vince Clarke) всегда был мастером сочинения хитов с гей-подтекстом и просто песен, популярных у гей-аудитории. Тут можно вспомнить и не дотянувшую до статуса большого хита депешмодовскую "What's Your Name", и вполне себе ставшую гей-гимном Yazoo "Don't Go". Но развернулся по полной Винсент уже обзаведясь фронтменом–открытым геем. У нас Erasure неискушенная публика помнит в первую очередь по "Love To Hate You", но в Европе у группы был примерно десяток равновеликих хитов, среди которых в гей-клубах прочнее других обосновалась песня "A Little Respect".
Pet Shop Boys "Go West" (1993)
Непросто выбрать один трек у группы с таким количеством хитов. Pet Shop Boys хоть и открещиваются от статуса "гей-группы" – мол, наша аудитория гораздо шире (в этом они совершенно правы), но в гей-сообществе стабильно популярны вот уже лет тридцать. На этом места могли бы быть "It's A Sin" или "New York City Boy", но мы выбрали кавер на других гей-икон, американскую диско-группу Village People, которым место в этом плейлисте не досталось разве что потому, что обо всех всё равно не расскажешь. Версия Pet Shop Boys примечательна и тем, что клип на неё снимался в России (а в самом видео обыграна советская эстетика), и тем, что объединила сразу несколько субкультур. Гей-гимн стал одновременно и футбольной кричалкой фанатов лондонского "Арсенала" (за него болеет один из участников Pet Shop Boys), то есть приглянулся аудитории, от идеалов равенства и толерантности в целом далёкой.
Raffaella Carra "Tanti Auguri" (1978)
Певица, актриса, танцовщица и ведущая телевизионного варьете-шоу стала символом сексуального освобождения в католической Италии, впервые продемонстрировав на телекамеру голый пупок (какой разврат!). За это Карру немедленно раскритиковал Ватикан, и от статуса гей-иконы ей было попросту некуда деваться. Её хиты, главным из которых был "Tanti Auguri" гремели на гей-дискотеках, только добавляя Рафаэлле популярности. Особенно иронично в этом свете выглядит то, что в то время Италия была другом СССР, итальянская эстрада была официально признанной зарубежной поп-музыкой, а пластинки итальянских артистов вовсю активно переиздавала "Мелодия", и Карра исключением не была. Кавер на главный итальянский гей-гимн успела даже записать народная артистка эстонской ССР Анне Вески.
Madonna "Vogue" (1990)
Мадонна, которая никогда не лезла в карман за словом в поддержку меньшинств, всегда имела среди геев безупречную репутацию. Она неоднократно публично выступала против гомофобии, привлекала внимание к проблемам гомосексуальных подростков, участвовала в кампании по легализации однополых браков. А с гей-сообществом её связывают давние и тёплые отношения еще с тех времен, когда преподаватель хореографии водил её по гей-клубам Детройта и прививая её отменный музыкальный вкус (вы же помните про лучшее диско?). В результате, о Мадонне говорят, ни много ни мало, как о величайшей гей-иконе в истории. Тем сложнее выбрать в её дискографии один гей-гимн, но тут нам на помощь опять приходит хореография. Видео на эту песню вдохновлено возникшим в нью-йоркских гей-клубах танцем vogue, который имитирует позы с обложек глянцевых журналов.
Scissor Sisters "Take Your Mama" (2004)
Scissor Sisters, выходцы из нью-йоркской богемы, приходятся прямыми наследниками и диско-сцене семидесятых, и глэм-року, где гей-эстетика тоже всегда почиталась."Take Your Mama" – может и не самый пригодный для танцев хит Scissor Sisters, но тут работают тематика и знание собственных музыкальных корней, привет Элтону Джону (Elton John) и Bee Gees одновременно. Песня о камин-ауте перед родителями звучит вполне автобиографично – лидер группы, Джейк Ширз (Jake Shears), открытый гей и ЛГБТ-активист, тоже через это прошёл, однако понимания со стороны родителей добился далеко не сразу.
Lady Gaga "Bad Romance" (2009)
Леди Гагу нередко называют новой Мадонной и, в общем, имеют на это основания. Их объединяют не только всемирная популярность и итальянские корни, но и экстравагантная самоподача (в этом Гага даже переплюнула предшественницу) и стремление бороться за права женщин, геев, лесбиянок и, в общем, почти всех, кто в этом нуждается. Популярность в ЛГБТ-тусовке Леди Гага приобрела даже раньше, чем полюбилась широкой публике – многие завсегдатаи европейских гей-клубов сейчас хвастаются, что видели её еще в те времена, когда она собирала залы на тысячу-две. В её дискографии числится как минимум один официальный ЛГБТ-манифест "Born This Way", а ранние хиты "Pokerface" и "Bad Romance" в гей-сообществе уже добрались до уровня "I Will Survive".
Christina Aguilera "Beautiful" (2002)
Редкий пример, когда гей-гимном оказывается не танцевальный трек, а баллада. Как и во многих других описанных выше случаях, Кристина Агилера и режиссер видео Йонас Окерлунд задумали "Beautiful" как высказывание в поддержку угнетенных, и в клипе даже фигурирует однополая пара, но речь идет совсем не только о сексуальных меньшинствах – тут и расизм, и проблемы тинейджеров. Однако песня была однозначно признана ЛГБТ-сообществом в качестве гимна – о том, что "Beautiful" со временем заменит "I Will Survive", сказал сам Элтон Джон, а он-то дело знает. Случилось ли это пока сказать трудно, но "Beautiful" очевидно заняла своё место в качестве гимна официального, пригодного не столько для гей-дискотек, сколько для более протокольных мероприятий.
Ди-джей Грув "Ноктюрн #1" (1997)
Титул русской гей-иконы безальтернативно отдан Алле Борисовне, однако найти в её обширном репертуаре какой-то один гимн возможным не представляется. Поэтому вспомним славные времена, когда реверансы в сторону гей-сообщества (ну или хотя бы заигрывания с этой тематикой) считались хорошим тоном, а треки с гей-подтекстом звучали в "горячей ротации" на мейнстримовых радиостанциях. Сейчас Грув может сколько угодно поддерживать власть и выбранный ей "консервативный курс" и объяснять, что трек был пародией, но мы-то всё помним.
2000 – Состоялся юбилейный концерт группы «Чайф» в СК «Олимпийский», посвященный пятнадцатилетию группы. Зрители в объеме 20000 человек, устроили полнейший аншлаг »»
Robert WALKER (1937)
William "Smokey" ROBINSON (1940)
Bob ROGERS (1940)
Lou CHRISTIE (1943)
Юрий АНТОНОВ (1945)
Tony IOMMI (1948)
Eddie HARDIN (1949)
Всеволод ГАККЕЛЬ (1953)