Инди-хамелеоны из Екатеринбурга Сансара уже полтора десятка лет умудряются держаться на плаву, при этом ни на йоту не изменяя себя. Лидер коллектива Александр Гагарин за это время и ударялся в электронику, и выпускал под брендом группы spoken-word пластинки, и записывал акустические сольники, при этом не раз варьируя общий вектор сонграйтинга - менялись люди, составы, инструментарий и подход, но Сансара жила. Успех пластинки 2012 года "Игла" будто бы дал группе второе дыхание - и новый диск "Ласточка" закрепляет успех. Накануне московской презентации пластинки, гостями которой станут OQJAV, Михаил Козырев, Марсу Нужны Любовники, АлоэВера и другие, Звуки встретились с Сашей и поговорили про новый альбом, планы на кавер-пластинку, об отношениях с прежними участниками группы и выгоде участия в "Вечернем Урганте".
Звуки: Новый альбом "Ласточка" во многом кажется продолжением "Иглы". Обложки даже похожи.
Саша: Я бы даже сказал, что это завершение. Я так для себя и понял, да. Теперь можно выдохнуть, - у нас реально был "синдром второго альбома". С "Иглой" у меня было ощущение, будто всё началось заново. Да и вообще, кажется, что у Сансары помнят только два альбома - "Всёвозможно" и "Иглу", до неё о нас думали скорее как о "ничего себе, они ещё живы, что они ещё делают?" Ну, или это только ощущение.
Звуки: Мне кажется, "Ласточка" - это в принципе первый альбом Сансары, который всецело продолжает линию предыдущей пластинки. Ты наконец-то нашёл оптимальное для себя звучание?
Саша: Думаю, что мы поменяемся. Но эта форма мне действительно нравится. Был большой соблазн - когда рядом вновь появился Феликс Бондарев, песни писались буквально за три часа. Мы так делали "Иглу", так у нас и "Ласточка" получилась. Но жизнь вокруг изменилась, мы изменились, так что в плане звучания альбом получился скорее смесью акустического "Пионера" и, собственно, "Иглы". Он и мягкий, и жёсткий. Он про осмысленность, когда всё закончилось - какие-то личные вещи.
Звуки: В очередной раз слушал альбом и начал записывать ассоциации, которые у меня вызывает та или иная песня. Вот, например, "Нежность" похожа на "Make it wit chu" QOTSA.
Саша: Все вопросы к Феликсу (улыбается). Мы часто садились в студии и думали, а как делать те или иные песни. И Феликс такой "Ааааа давай ... (зафигачим) вот так!" Эти песни и похожи, и не похожи. Эту серию можно продолжать - "Рандеву", понятное дело, похожа на The Cure.
Звуки: "Ласточка" к БГ отсылает.
Саша: Ну, разве что в том же смысле, что и песня "Человек из Кемерово". Мы правда представляли "Ласточкой" такого колоритного персонажа, который сидит в заброшенной гавани, куда уже давно никто не заходит, у него наколка на всю руку, он знает ответы на все вопросы, но к нему никто не обращается, и потому он курит и пьёт.
Звуки: При этом песня в таком мажоре сделана.
Саша: Мне очень нравится, что она закрывает пластинку. Духовые очень воодушевляющие. На них играли реальные профессора, такие дядьки в возрасте. В городе очень известные, да и в джазовом мире, думаю, Сергей Пронь - весьма значимый музыкант. Духовые были записаны буквально за час, и это было офигенное ощущение соприкосновения с настоящей музыкой. Кто-то жалуется, что что-то там не строит в записи - фигня это всё, это кайф.
Звуки: Разве? У меня ощущение, что всё довольно чисто звучит.
Саша: Находятся такие люди. Музыкант к музыканту относится пристрастно. Я именно поэтому отказываюсь себя им считать.
Звуки: А кем ты себя тогда видишь?
Саша: Художником в широком смысле слова. Когда ты рисуешь картину, можно мешать инструменты - рисовать углём, наносить трафарет, масляную краску, нарисовать на обороте холста или приклеить старую газету... Можно сделать 3d-проецирование, можно сопроводить какой-то инсталляцией, притвориться собакой, как Олег Кулик. Всё, что угодно. И в музыке нужно действовать так же.
Звуки: Песня "Найки" ещё меня интересует, она прямо выбивается из общего контекста пластинки.
Саша: Я сам ею сильно интересуюсь, испытываю смешанные чувства, похожие на стыд, когда я её пою.
Звуки: Это отсылка к Pharaoh?
Саша: Да нет, я это только потом понял. Просто была идея написать песню, с названием "Найки", такая же назойливая, как написать песню под названием "Чёлка", например. Добавил я толику экзистенциализма в текст, сделав "найки" убитыми, но там такая дворовая гармония. Если я возьму гитару и начну её просто играть, это прямо будет совсем за гранью, Феликс как-то вывел её из этого состояния.
Звуки: "Когда же Катя нам опять споёт про секс?" - это про Павлову?
Саша: Ну а про кого же ещё. На втором альбоме Обе Две про секс стало меньше, как мне кажется. Или я эту тему не так воспринимаю... А то, что есть - то поётся шёпотом.
Звуки: А как у вас вообще сложился творческий союз с Феликсом?
Саша: Да нормально. Он же тоже жил в то время в Екатеринбурге, ну и само собой, попал то ли под моё влияние, то ли я попал под его влияние. В клубе "Горностай", где я работал, постоянно находился определенный круг творческих людей, там мы веселились и общались. Кроме него там была Галя Чикис, Марсу Нужны Любовники, которые в то время играли в составе Сансары.
(звонок дочери Саши Марго, которую вы могли видеть в памятном клипе группы Обе Две "Милый")
Саша: Звонила дочь, собственноручно собрала ещё 50 дисков "Ласточки" для грядущей презентации.
Звуки: Она слушает рок-музыку?
Саша: Да. Например, она любит OQJAV. Их новый альбом очень хорош, он непростой. Ей тоже нравится, но у неё нет ощущения, что он непростой. Тем, пожалуй, восприятие детей и взрослых и отличается.
Звуки: Не хотелось бы выступать каким-то блюстителем нравственности, но у OQJAV-то не то, чтобы детская лирика местами.
Саша: Откровенность такого рода куда лучше того, что мы можем встречать вокруг в повседневности.
Звуки: Ты общаешься сейчас с музыкантами предыдущих составов Сансары? По каким причинам они покидали группу?
Саша: Слушай, ни разу не было такого, чтобы я кому-то сказал: "Ну, друг, с тобой нам больше не по пути". Первый состав разошёлся из-за каких-то бытовых, житейских штук. Ну и занятие музыкой очень долгое время не приносило доходов. Сейчас-то я могу сказать, что я живу за счёт творчества, а тогда было тяжелее. Квартирники там за сто долларов... И это ещё при том, что родилась Марго. Вокалисту даже на таком уровне популярности жилось полегче, чем остальным музыкантам. Так что люди начинали уходить - один, другой. Какое-то время Сансара вообще стала "полу-живой" группой, как на электронных лайвах, с ребятами из Марсу Нужны Любовники. Всё равно это был рок-н-ролл. И я всегда считал, что если происходит что-то не так, то не надо останавливаться - надо играть. Неважно, в какой форме. Мне вообще нравится история про два состава группы, которые могут существовать отдельно с двумя разными программами. Все равно каждый человек играет те или иные вещи по-своему, пропускает через себя, видоизменяет. Тут два пути, или путь Земфиры, или путь группы Чайф, или лидер, вокруг которого всё крутится, или группа-семья. Мне всегда хотелось группу-семью, как и было у нас изначально, но обстоятельства делают всё по-своему.
Звуки: В недавнем эфире Дождя Михаил Козырев подобные же сравнения проводил.
Саша: Да, мы с ним это как раз и обсуждали. Миша будет участвовать в нашем концерте-презентации, но не в качестве конферанса, вспоминающего былое, а читающего тонкий и жизненный spoken-word под наш аккомпанемент.
Звуки: Козырев тоже принял посильное участие в том, чтобы заявить о вас публике.
Саша: Да, и нельзя сейчас предположить подобного рупора, который бы мог так повлиять на популярность группы. Работники "Нашего" тогда реально собирались и выдвигали идеи, как так или иначе предоставить в выгодном свете разных артистов. Тогда вообще всё было просто - помню, Кушнир как-то чуть ли не в шутку предложил: "А давайте Сансару на Максидром пригласим?" И ему все: "А давай". И нас ставят выступать после Земфиры. А мы же играть толком не умели, во всяком случае, намного хуже нынешнего... Ужас, в общем. Сейчас в музыке много разрозненных организмов, которые живут сами по себе и не пересекаются. Когда я работал арт-директором "Горностая", я получал определённый кайф от того, что у нас депутат-коммунист и гей могли найти общие темы для разговора и не перейти при этом на рукоприкладство. В этом и есть кайф таких заведений, такое возможно только в клубе. Вот, хотелось бы служить этаким связующим элементом и на более фундаментальном уровне. Вообще, хорошая идея жить, будто всё вокруг - это хороший бар, в котором можно делать любые вечеринки на свой вкус. Из работы в баре я вынес многое, хоть песни пиши. Например, эстетическое восприятие и музыкальный вкус человека совершенно не значат, что он хороший. И, наоборот, люди, слушающие что-то не самое примечательное, на какой-то эстетский взгляд, оказываются вполне себе приятными ребятами.
Звуки: Сансара славна ещё своими кавер-версями.
Саша: Ну, на номерных альбомах их немного. Но расскажу тебе одну идею - хочу через пару лет записать сборник каверов на хорошие лоу-файные инди-группы. Такие как Пёс и Группа, Монти Механик, Лемондэй... У них много совершенно блестящих песен, которые не доходят до широкой публики из-за андеграундного качества записи. Хочется сделать их более доходчивыми.
Звуки: Ты можешь выделить какой-то яркий момент в истории группы? Как пример, я помню вас, совсем молодых, игравших на "Нашествии" в Раменском - наверняка же это было первое подобного размаха выступление?
Саша: Да, оно было первым такого размаха... Но с Сансарой реальная сансара и творится. У меня зачастую ощущение, что эта группа - не про музыку в привычном понимании, она тут как сопутствующее. Эта история - личная, для меня. Чтобы я какие-то вещи понял, пережил и осмыслил. Так что тут не в каких-то моментах дело. Меня больше, например, радует, что по итогам твоей деятельности, практически в каждом городе СНГ есть знакомые тебе люди, близкие по духу, с которыми ты можешь полезно провести время. Вот это дороже любых денег.
Звуки: Кстати, вы недавно на "Вечернем Урганте" играли. Несмотря на то, что телевизор по-прежнему смотрят, наверняка же это не дало вам каких-то огромных дивидендов?
Саша: Ну, смотря как сказать. Вот просят тебя прислать видео с твоим живым выступлением - кидаешь видео с Урганта, и с тобой совсем иначе разговаривают. Грубо говоря, какой-нибудь "День металлурга" в промышленном городе точно твой (улыбается).
Сансара: Презентация альбома "Ласточка"
Москва, Yotaspace
24 апреля, 20:00
1901 – Родилась Марлен Дитрих - немецкая и американская актриса и певица, икона стиля. Смелая женщина, пославшая нафиг Йозефа Геббельса »»
Владимир Борисович ФЕЙЕРТАГ (1931)
Scotty MOORE (1931)
Michael PINDER (1941)
Mick JONES (1944)
David KNOPFLER (1952)
YOUTH (1960)