Вместе с Надеждой Грицкевич, голосом и автором текстов песен группы Наадя, мы беседуем на ходу, направляясь прямо к спорткомплексу "Олимпийский", главной концертной площадке страны. Именно в глубине его коммуникаций находится постоянная репетиционная база квинтета. Хочешь - не хочешь, а без символических аналогий не обойтись - думаю, любому артисту хотелось бы в "Олимпийском" не только репетировать, но и выступать. Наадя, будучи одной из самых известных групп российской инди-сцены, пока собирает площадки уровнем сильно меньше, пусть и с завидной стабильностью. Но как известно, плох тот солдат, который не хочет стать генералом, о чём Грицкевич вскользь и сообщает. О трудностях творческой жизни инди-артистов, которые уже известны публике, но ещё не стали завсегдатаями многотысячных залов, гастрольном быте, а также выходе совсем новой EP "Хорошо" мы и поговорили.
Звуки: Группа Наадя начала очень резво, за полтора года выпустив EP и альбом, чуть ли не подряд. Но с тех пор, получается, вышла только песня и несколько каверов в том году и мини-альбом в этом, с чем связано такое снижение темпов?
Надя: Мы сейчас готовимся к концерту-презентации, который будет в ЦДХ, и мы выбирали песни. Начали считать всё, что у нас есть и поняли, что материала у нас уже довольно много.
Звуки: Вспоминая про Moremoney, которые играли концерты по 50 минут...
Надя: Я бы не сказала, что это обратная проблема. То есть, это совершенно не проблема, и новую музыку делать классно и приятно, мы стараемся уделять этому больше времени. Но весь 2015 год у нас просто не получалось собраться и основательно заняться только новой программой. Мы много катались с гастролями, ребята у нас работают...
Звуки: Где успели покататься?
Надя: Мы успели дважды съездить в тур по Сибири и Уралу, летом ездили в Венгрию на фестиваль Sziget, и там выступили дважды. Второй раз, причем, не был запланирован, это была акустика на итальянской сцене и, кажется, мы собрали там людей больше, чем на основном выступлении. Хотя кое-какие организационные моменты вообще заставили нас сомневаться, что мы туда попадём. Но было здорово.
Звуки: А вы сыграли часть концертов летом в урезанном составе - это связано с работами?
Надя: Нет, причина ещё более прозаична - у Вани не было загранпаспорта. Сейчас он его сделал, так что будем впредь гастролировать полностью.
Звуки: Раз уж зашла речь, то кто кем в группе работает?
Надя: Ваня вот работает прямо в здании, которое мы видим - Diamond hall, промо-продюсером на ТНТ. Серёжа, наш басист, работает разработчиком в Arzamas, и всё время рассказывает нам смешные истории про редакцию. Он как-то прислал смешную шутку во наш общий чатик - бюстик Толстого и на нем карандашом написано "Толстой - композитор". Мы сильно смеялись. Олег барабанит ещё в ряде групп - основная работа у него в Танцах Минус, а также в СБПЧ и у Паши Артемьева. Маша заведует поп-ап стором и одноименным сольным проектом Dub i prosto derevo.
Звуки: Можно ли, будучи инди-артистом - даже в определенной мере известным, как ты - зарабатывать на жизнь только творчеством?
Надя: Скажем так, для этого нужно очень сильно изворачиваться. Либо выходить на какой-то другой уровень.
Звуки: Но тут, чтобы выйти, одного желания недостаточно.
Надя: Да, просто так нельзя. Недавно копалась в документах на домашнем компьютере, и увидела штук пять эксель-файлов, каждый из которых назывался "Наадя-Расходы". Большими буквами, маленькими буквами...
Звуки: Большой тур по России на небольших площадках по 50-200 человек может "выйти в плюс"?
Надя: При правильной логистике и организации - да. Но, опять же, приходится находить кучу разных компромиссов, в первую очередь, в плане жилья и способов передвижения. Иногда приходится делать выбор между комфортом и заработком, грубо говоря. Но таковы реалии. Думаю, не только мы сталкиваемся с этой проблемой.
Звуки: Вернёмся к новому релизу. Миньон, конечно, полон фаталистичной иронии. Называется "Хорошо", но песни о том, что всё плохо.
Надя: Есть какая-то установка на то, что в поп-музыке должен присутствовать какой-то элемент надежды. Но что, если никакой надежды нет? Какое-то вот такое размышление на тему... Возможно, только я испытываю это, но мне кажется, что все наши знакомые, весь наш круг общения чувствует какое-то непонятное давление, высокочастотный шум, который ты не слышишь, но мозгом ощущаешь, что он есть. И вот это беспокойство на меня, например, постоянно давит. И я от этого чувства избавляюсь только когда выезжаю за пределы Москвы. И мне захотелось попытаться его как-то описать, это ведь тоже попытка борьбы, попытка себя утешить. И подготовить себя к тому что... (пауза)
Звуки: Будет хуже?
Надя: Возможно, будет хуже.
Звуки: Это следствие социально-политической обстановки? Или озлобления общества?
Надя: Я чувствую много агрессии, но это лишь часть общего психологического давления, которое оказывается на всех с помощью новостей, информационного фона...
Звуки: Говоришь "выезжая из Москвы", а разве в регионах это не чувствуется ещё сильнее?
Надя: Возможно. Но лично я не чувствую этого, потому что за пределами Москвы с тобой всегда есть человек, который за нас ответственен. И ты знаешь, что хотя бы один человек точно знает, где ты.
Звуки: И в туре вы наверняка особо и не успеваете оценить жизнь города?
Надя: Как правило, мы хорошо знакомимся с вокзалами и аэропортами. Но иногда бывает, когда мы в долгих поездках, где-то мы задерживаемся. Во Владивостоке вот с Машей задержались на неделю, в Венгрии тоже, было бы странно там этого не сделать. И на Байкале мы тоже остались на пару дней, съездили посмотреть на озеро. Стараемся как можем, выкраиваем время. Во многих городах хочется задержаться. Например, в Екатеринбурге я бы хотела ещё побыть, в Казани.
Звуки: Что вообще запомнилось из прошлогодних туров?
Надя: По сути, это был наш такой первый "настоящий" опыт. Понимаю, конечно, что большие звёзды едут в тур на год. Каково это, я представить себе не могу. Но вот на месяц - вполне. Это действительно тяжелая штука, мощное испытание. Грубо говоря, почти не спишь, ешь, что дают, ну и, конечно, каждый день новые знакомства, при этом группа постоянно вместе. В какой-то момент ты уже начинаешь чувствовать, что сходишь с ума. Во время второго тура в Барнауле был случай, когда один из поклонников сказал "Ребята, у нас есть для вас подарок!" Мы сначала обрадовались, но когда он принёс две огромных банки солений, мы потеряли дар речи, через секунду начали смеяться, а уже через минуту все рыдали. Это был какой-то переломный момент, почти что сюр. Но в этом жесте было что-то такое чистое, наивное и искреннее, что надорвало моё сердце.
Звуки: В прошлом году вышло несколько интересных каверов у вас - вот, например, на "Зов джунглей"...
Надя: Да, это была смешная история. Мне как-то раз позвонил Ваня и такой говорит: "Слушай, а ты не можешь быстренько сообразить, как могут звучать "Джунгли зовут" в миноре?" И я подумала, а действительно, как? Я взяла синтезатор, и уже через три минуты отправила Ване файл, он добавил барабаны, и мы поняли, что так это и должно звучать.
Звуки: То бишь, никакой полной версии нет, всё этими 50 секундами и ограничивается?
Надя: Да, абсолютно так. Роковая случайка.
Звуки: А с "Журавлями" как всё вышло?
Надя: Центр Творческих Инициатив Перспектива сделал специальную инсталляцию под открытым небом, для которой попросил нас сделать кавер-версию песни "Журавли". Датчики реагировали на движение, и, когда рядом проходили люди, включалась песня. Это был тоже интересный опыт... Когда я делала Вертинского, я полностью поменяла мелодию вокала, а вот с этой песней ничего подобного я проделать точно не могла, это произведение, которое должно было остаться в виде, максимально приближенном к оригиналу, так что нужно было искать другие способы добавить что-то своё.
Звуки: И снова по поводу новых композиций - новая EP репрезентабельна в плане твоих новых песен? Либо же она самоценна в том формате, в котором выходит в свет?
Надя: Самоценна - определённо. Эти песни были довольно быстро написаны и сделаны, и как-то сами притянулись друг к другу ещё до того, как мы решили выпустить этот мини-альбом. Что касается другого нового материала, то он будет более разнородный, пока конкретики немного, и песни получаются совсем разные. Могу сказать, что давно хочу сделать классный дуэт по типу "Две звезды".
Звуки: Но альбома, видимо, ждать нескоро?
Надя: Ты же понимаешь, что такие темпы, как в 2014-м, были вызваны количеством уже давно написанных песен, которые и были взяты за основу того, что мы хотели делать. Я всё ещё не чувствую себя максимально свободной с русским языком, но чувствую себя куда получше, чем пару лет назад. Но, мне кажется, мы все делаем правильно.
Наадя: Презентация EP "Хорошо"
Москва, ЦДХ
23 апреля, 20:00
Дата образования:
1 января 2013
1710 – Родился Томас Арн - английский композитор, автор гимна "Правь, Британия" »»
1937 – Родился Зураб Соткилава - советский, российский и грузинский оперный певец (лирико-драматический тенор), педагог, народный артист СССР »»
1955 – Скончался Чарли Паркер - американский джазовый саксофонист и композитор, один из основателей стиля бибоп. Паркер, наряду с Луи Армстронгом и Дюком Эллингтоном, считается одним из самых влиятельных музыкантов в истории джаза »»
1969 – Пол Маккартни женился на Линде Истман. Тем же днем Джордж и Патти Харрисоны были задержаны за хранение наркотиков »»
1969 – Родился гитарист Грэм Коксон - участник группы Blur с 1989 по 2002 год, а также 2008 года. Записал 6 соло-альбомов, ещё будучи в составе Blur, далее сконцентрировался на сольных выступлениях »»
Georges DELERUE (1925)
Liza MINELLI (1946)
Liza MINNELLI (1946)
James TAYLOR (1948)
Bill PAYNE (1949)
Marlon JACKSON (1957)
Tony TERRY (1964)
Graham COXON (1969)