История современной инструментальной музыки была бы неполной, не окажись на ее страницах выдающегося германского коллектива Tangerine Dream, оказавшего влияние на протяжении своего тридцатилетнего существования на бесчисленное множество электронных стилей - от атмосферик-нью-эйж и космического эмбиента до самых радикальных танцевальных направлений.
С момента основания в 1967 в Берлине Эдгаром Фрезом (Edgar Froese) мастерство Tangerine Dream прогрессировало в течение трех десятилетий, которые удобно рассматривать, разбив их на четыре этапа: период экспериментального минимализма конца 60-х начала 70-х; классического транса середины-конца 70-х (самый значимый промежуток для TD); 80-е - время инструментальной музыки и саундтреков; и настоящее время - время экспериментов в танцевальной культуре, сблизившее TD с их многочисленными последователями. Фрезе - единственный, кто прошел с группой этот путь от начала и до конца, - хотя до конца, похоже, еще далеко...
Эдгар Фрезе родился в 1944 году в Тильзите (Восточная Пруссия). Поначалу
творчество других музыкантов его интересовало мало: вдохновение он черпал в
произведениях дадаистов и сюрреалистов, внимательно изучая творчество таких
могучих личностей, как Гертруда Штайн, Генри Миллер и Уолт
Уитмен. В середине 60-х Фрезе пользовался покровительством Сальвадора
Дали, и даже устроил несколько выступлений на его вилле в Испании.
Тогда Эдгар был одержим идеей объединить в своем творчестве музыку и
литературу. Для этих целей им было создано музыкальное сообщество Ones,
выпустившее, правда, всего лишь один сингл перед распадом в 1967.
В конце этого
же года был собран первый состав Tangerine Dream, куда помимо Фреза,
игравшего на гитаре, вошли басист Курт Херкенберг (Kurt Herkenberg),
барабанщик Ланс Хапсхац (Lanse
Hapshash), флейтист Фокер Гомбах (Voker Hombach) и перкуссионист
Чарли Принс (Charlie Prince). Квинтет
пошел по стопам ведущих представителей американского кислотного рока того
времени - Grateful Dead и Jefferson Airplane, играя по всему
Берлину на разнообразных студенческих вечеринках. Подобным образом группа
просуществовала всего пару лет, пока в 1969 Фрез не оборвал ее хрупкую жизнь. В
новый состав им были приглашены в состав художник и музыкант Конрад Шнитцлер
(Conrad Schnitzler) и барабанщик
Клаус Шульце (Klaus Schulze), много экспериментировавший с электронным
звучанием. Блестящая карьера электронного гения Шульца на тот
момент лишь брезжила в неведомой дали.
Результаты ранних репетиций трио, изначально
не предназначавшихся для релиза, составили материал для первого альбома TD
"Electronic Meditation" (1970). Пластинка явила слушателям совершенно
специфическую атмосферу,
созданную посредством странных опытов с клавишными, стандартными инструментами
и предметами домашнего обихода, звучание которых было отфильтровано различными
процессорами.
В конце 1970 года Шульце и Шнитцлер акцентировали свое внимание на сольной
карьере, а Фрезе нашел им замену в лице барабанщика Кристофера Франке
(Christopher Franke)
и органиста Стива Шредера (Steve Schroeder). Когда год спустя Шредер покинул
проект, к TD присоединился органист Питер Бауманн (Peter Baumann - и в
результате коллектив наконец-то обрел свой основной костяк.
Трио Фрезе - Франке - Бауманн просуществовало до
ухода Бауманна в 1977, но, не смотря на это, Froese и Franke надежно держали
группу в своих руках еще целое десятилетие.
На альбоме 1971 года "Alpha Centauri" и на его логическом продолжении
следующего года "Zeit" трио увеличило количество используемых для записи
синтезаторов, что в дальнейшем означало переход TD к "космическому" звучанию.
Закрепив за группой звание законодателей стиля, музыканты продолжили развивать тему.
Релиз "Atem" (1973) вызвал
повышенный интерес к TD уже по всей Европе. Знаменитый британский DJ
John Peel назвал их пластинку "записью года", а Virgin Records под
руководством Ричарда Брэнсона (Richard Branson) предложила группе
пятилетний контракт.
Первый альбом, вышедший на Virgin,- "Phaedra" (1974) - стал своеобразной "отправной точкой" не только для группы но и для всей мировой инструментальной музыки. Брэнсон дал творческой мысли TD развернуться в полной мере: именно для этой записи музыканты впервые использовали Moog-синтезаторы и секвенсоры. Результатом работы явилась плотная волна трансовых интонаций и абсолютно нового звучания. По сути, это была электронная модификация классического минимализма конца 60-х начала 70-х, воплощенного Terry Riley. Несмотря на прохладную критику, "Phaedra" стремительно ворвалась в британский Top 20, что еще больше укрепило популярность коллектива.
Последовавшие год спустя "Rubycon" и live-альбом
"Ricochet" (1975)
были слеплены из того же теста, что и "Phaedra". Но уже на следующем за ними "Stratosfear"
звуковая палитра была расширена путем внесения "живых" инструментов, типа
фортепиано и гитары; попытка же записи вокала для "Cyclone"
(1978) вызвала весьма противоречивые отзывы у фанатов.
Так или иначе, подобные
нововведения в целом не изменили основные характерные черты звучания TD,
продолживших свое плавание несколько в стороне от господствующих на тот момент
тенденций инструментальной музыки.
Бауманн оставил коллектив в 1978, сосредоточившись на собственных проектах (позднее он основал лэйбл Private Music), и был временно заменен клавишником Стивом Йолиффом (Steve Joliffe), который, в свою очередь, вскоре уступил место Йоханнесу Шмеллингу (Johannes Schmoelling) - еще одному ключевому человеку в истории TD, проигравшему в группе до середины 80-х.
В 1980 новое трио дало концерт в "Palast der Republik" в
Восточном Берлине - это было первое живое выступление западной группы по
ту сторону
"железного занавеса".
Год спустя наши герои выступили живьем на ТВ
совместно с
Мюнхенским Филармоническим Оркестром, продемонстрировав свою последнюю
студийную работу "Tangram" (1980).
В свое время великий Mike Oldfield наглядно продемонстрировал
эффективность новых музыкальных форм своего выдающегося творения "Tubular
Bells", применив его в саундтреке к культовому ужастику "Экзорцист", и в
1977 году
режиссер "Экзорциста" William Friedkin возжелал услышать музыку TD в
своем новом фильме "Sorcerer".
С момента стабилизации состава TD в 1981 для
коллектива началась эпоха кино, выразившаяся в записи музыкального
сопровождения более чем к тридцати голливудским кинолентам, среди
которых - такие
кинохиты, как "Risky Business", "The Keep", "Flashpoint", "Firestarter", "Vision
Quest" и "Legend".
Если до этого момента Америка довольно прохладно относилась к электронной музыке в целом, то после успеха саундтреков к этим фильмам (особенно "Risky Business") в сознании зрителя закрепилось мнение о необходимости участия в записи звуковых дорожек серьезных музыкантов любых направлений.
Несмотря на необходимость постоянно разрываться между Берлином и Голливудом,
группа продолжала студийную работу и гастрольную деятельность. В 1983 на Virgin
выходит последняя пластинка TD "Hyperborea", ознаменовавшая переход под
крыло к
Zomba/Jive Records и последующие регулярные переборки в составе, продолжавшиеся
до конца 80-х.
Релиз (в 1985) "Le Parc" обнаружил первые шаги команды в
использовании сэмплерных технологий. Использование сэмплов было непростым
решением для группы, всегда с трепетом и осторожностью относившейся к
философским аспектам создания звука. Но, несмотря на радикальные изменения в
концепции звучания, пластика была названа как фанатами, так критиками - лучшей
работой TD за последнее десятилетие. Выпущенный в 1987 "Tyger",
продемонстрировал использование большого количества вокальных партий (больше,
чем на каком-либо предыдущем альбоме), что не могло сказаться на реакции
поклонников группы. К сожалению, во многом новаторскую и интересную пластинку
попросту "освистали".
В 1988 Шмеллинг покидает группу, и ему на смену приходит классический
музыкант Пол Хаслингер (Paul Haslinger), и затем, на короткое время,
Ральф Вадефул (Ralf
Wadephul). "Optical Race", увидевший свет в 1988, был первым
альбомом этого состава. По стечению обстоятельств он вышел на лэйбле Private
Music Records старого участника TD Питера Бауманна.
Вкоре Хэслингер отправляется в Лос-Анджелес в качестве кинокомпозитора, а на
смену ему
приходит сын единственного постоянного участника TD Эдгара Фреза - Джером
(Jerome Froese).
За альбом "Rockoon" (1992) отец и сын получают одну из своих семи
наград Грэмми. Период, который можно назвать применительно к этому
семейному тандему "Seattle Years", продлился до 1995 года.
С середины 90-х Tangerine Dream начали интересовать (не без помощи младшего Фреза) модные веяния электронной танцевальной культуры. Они много экспериментировали, продолжая при этом оставаться неиссякаемым источником вдохновения для нового поколения электронных музыкантов.
Спустя тридцать лет существования Tangerine Dream продолжают писать свою версию современной музыкальной истории, регулярно выпуская несколько пластинок в год с живыми выступлениями, ремиксами, студийными альбомами, саундтреками, наглядно демонстрируя всем, что любые мечты - даже "мандариновые" - сбываются.
1993 – Умер композитор и джаз-роковый виртуоз Фрэнк Заппа. Перед смертью он не успел закончить свой шедевр - альбом, который должен был быть записан целиком под водой »»
Jeff BRIDGES (1949)
Cassandra WILSON (1955)
JAY-Z (1969)
Robby VALENTINE (1969)
Ferry CORSTEN (1973)