В музыкальном бизнесе, как и в любом другом, достаточно жадных и непорядочных
личностей, которые ждут - не дождутся
встретить своих Буратино. Поэтому недоверчивость и подозрительность - хорошие
качества для начинающего музыканта.
Поговорим о продюсерах.
Продюсер - это человек, который должен завернуть ваши новаторские
музыкальные идеи в привлекательную "упаковку", чтобы они хорошо продавались и
приносили прибыль. Многие группы не хотят работать с продюсером: "Мы сами
знаем, чего хотим и как этого добиться! Не нужен нам никакой продюсер!" Это
их право.
Если вы считаете так же, учтите следующее: как и во всяком
развивающемся бизнесе, в музыке - огромная конкуренция. В каждом жанре
существуют определённые закономерности. Если вы нарушите их слишком сильно,
публика вас не поймёт и альбом провалится. Но если вы будете работать
целиком в традиционных рамках, все решат, что у вас нет своих творческих
идей. Хороший продюсер может "вытянуть" слабый материал и поднять на
недосягаемую высоту хороший. Однако для
этого сам продюсер должен быть музыкантом, аранжировщиком и
звукорежиссёром, а к тому же еще и обладать вкусом и особым чутьем.
Ведущие продюсеры пользуются огромным уважением.
Джордж Мартин - звукорежиссёр, бессменный продюсер The Beatles. В свое время его называли
"пятым битлом";
Алан Парсонс - звукорежиссёр, записывал Pink
Floyd, The Who,
сольные работы Пола
Маккартни, создал собственный проект The Alan Parsons Project;
Ник Чинн и Майк
Чепмен - "выводили
в люди" Сюзи Куатро, Sweet,
Smokie, Blondie;
Брайан Ино - музыкант, который продюсировал
Дэвида Боуи, U2, Talking Heads;
Рой Томас Бейкер - "открыл" Queen, The
Cars, работал с Оззи
Осборном;
Мартин Бёрч - работал со многими "тяжёлыми"
группами: Black
Sabbath, Blue Oyster Cult, Deep Purple, Rainbow, Iron Maiden, Whitesnake.
Питер Коллинз - способствовал успеху Rush,
Queensryche, Supertramp;
Брюс Сведьен - барабанщик, работавший как продюсер
с Майклом Джексоном, Дюком Эллингтоном, Барбарой
Стрейзанд, Донной Саммер, Би Би Кингом, с оркестром Каунта Бейси и др.
Фил Рамон - человек, которому благодарны Пол
Саймон (Грэмми за альбом 1975 г. "Still Crazy After All
These Years"), Билли Джоэл (Грэмми за альбом 1980 г. "Glass
Houses"), Боб Дилан, Джон Колтрейн
Эл Шмидт - получил за продюсерскую работу семь
наград Грэмми, в том числе за альбомы Куинси Джонса, Генри
Манчини, Джорджа Бенсона. Кроме того, он работал с Фрэнком Синатрой, Рэем
Чарльзом, Мадонной и другими известными исполнителями.
Продюсер - одна из ключевых фигур в музыкальной индустрии.
Если вы - увлечённый своим делом музыкант, и к тому же работаете в некоммерческом направлении музыки, - не платите продюсеру заранее за его работу. Особенно если у этого продюсера нет успешных альбомов. С таким же успехом можно нанять продюсером свою бабушку. В большинстве случаев результат вас не устроит, и вы лишь потеряете свои деньги.
Обычное дело, когда продюсер хочет "продюсировать" вас (вашу
группу) в собственной студии. Это старый трюк, знакомый всем опытным
музыкантам.
Содержание собственной студии - бизнес. Под маской
"продюсера" в этом случае прячется просто владелец студии. Этому
человеку наплевать на вашу музыку. Его задача - продать вам студийное время,
как можно больше и как можно дороже. Он будет хвастаться, какие
"звёзды" записывались в его студии. Возможно, это правда. Но он
никогда не скажет, что эти "звёзды" приходили со своими
звукорежиссёрами, продюсерами, музыкантами и оборудованием.
Конечно, никакой продюсер не будет работать бесплатно. Но хороший продюсер должен уметь разглядеть у вас, как исполнителя, интересные стороны. Ради будущего успеха он может согласиться вложить в ваш проект свои деньги, знания, опыт и время в надежде, что всё это окупится.
Первый вопрос, который необходимо задать вашему будущему продюсеру: "что вы
можете сделать для меня?". Если продюсер обещает вам золотые горы и при
этом не желает работать без
предоплаты - отнеситесь к этому человеку скептически.
Хороший продюсер должен
верить в вас и в ваш успех.
Кроме того, что продюсер должен быть музыкантом,
аранжировщиком и
звукорежиссёром, есть ещё одна важная вещь, которой он должен обладать.
Это - объективный взгляд на вещи.
Во время студийной сессии
музыкантам часто
очень трудно сохранять объективность. Типичный пример-запись вокальных
партий. Если в записи вокала вас что-то не устраивает, продюсер должен
подсказать, что именно не так: фразировка, фальшь, эмоции, дикция и т.д.
Хороший продюсер должен уметь "столкнуть" вас с места, если вы
вдруг на чём-то застряли. Но не думайте о продюсере как о стороннем
наблюдателе. Он должен быть полноправным участником процесса записи, включая
подбор идеального звука, темпа, создание аранжировки.
Продюсера будущей записи необходимо искать ещё на стадии репетиций. Это поможет вам избежать некоторых проблем и сомнений. Допустим, группа хочет выбрать пару-тройку песен для демо-записи. На подготовительном этапе продюсер может подсказать, какие песни включать в запись, а какие - нет, что в них изменить и подправить.
Нужно подумать об организаторских способностях продюсера.
Он должен выбрать
подходящую студию, звукорежиссёра, оборудование, при необходимости - найти
сессионных музыкантов. Независимо от того, планируете вы потратить на
запись 5000 долларов или 5000 рублей - это ваши деньги.
Задача
продюсера - создать запись, которая удовлетворит вас на 100 процентов, не
выходя за
рамки бюджета.
Вы можете сами продюсировать себя.
Но
необходимо задать себе
вопрос: могу ли я
достойно зафиксировать на аудионосителе все свои идеи, не причинив им
вреда? Обязательно ли реализовывать именно в этой записи все идеи, или
что-то оставить "на потом"?
Большинство музыкантов отвечают:
конечно, я знаю, чего и как хочу добиться, у меня столько идей, что хватит
на десять жизней! Хорошо. Успехов вам. Но профессиональные продюсеры
считают, что во время записи музыканты целиком поглощены музыкой - и забывают
обо всём на свете. В первую очередь - о бюджете записи. В результате, получив
готовую запись, они часто чувствуют себя обманутыми: "Мы вложили сюда столько
денег и сил, а получили полную дрянь!"
Возможно, что вы всё же решите работать с продюсером. В этом случае лучше всего заключить с ним письменный договор (контракт). Достаточно 1-3 страницы хорошо продуманного текста. Не платите ничего заранее. Все оплаты - только после полного завершения работы.
Самое главное - уяснить для себя, чего вы ждёте от работы с продюсером? Не
стесняйтесь задавать ему неприятные вопросы. Например: Почему вы всё же
решили работать со мной? Сколько студийного времени понадобится на весь
проект?
Если ваше сотрудничество начинается с доверия и взаимопонимания, то весь
проект имеет больше шансов на успех.
Пит Тауншенд, The Who - об искусстве продюсирования: "Помню, записали мы пару песен, принесли их нашему продюсеру, а тот послушал и заявляет: "Нет, это никуда не годится - вот тут играть, тут не играть, тут в дудку дудеть, а тут мелодию поменять". Мы, понятное дело, пошли в паб и пили там два дня. К фонограмме, разумеется, никто не притронулся. Потом мы принесли в студию ту же самую запись, умник послушал и говорит: "Ну вот, совсем другое дело!"