Прежде, чем Сезария Эвора (Cezaria Evora) дала в Москве первый публичный концерт, опытными руками промоутеров был сотворен миф ее имени, и был пущен гулять по газетным полосам. Они этого, кстати, не скрывали. Миф оказался создан по всем законам жанра: еще недавно в России об Эворе никто не знал, а теперь за билет на ее концерт люди готовы выкладывать "от 50 долларов".
Сначала был один закрытый концерт, "организованный узким кругом поклонников
творчества певицы". Прошел он в крохотном театре Васильева, куда попали
друзья и знакомые организаторов, банкиры и главные редактора крупных изданий.
Точное количество любителей Сезарии Эворы или хотя бы знавших ее музыку в
числе пришедших неизвестно. Но, во-первых, кто ж не любит закрытые
мероприятия, а во-вторых, перед организаторами стояла задача создать вокруг
Эворы атмосферу притягательной таинственности. И задача эта была выполнена.
Слух о том, что Эворе за тот приезд заплатили двойную по европейским меркам
ставку, тоже возник не случайно.
Второй концерт, вернее - два концерта, не поддерживались почти никакой
рекламой. Афиш не было, организаторы повесили только несколько перетяжек в
городе. Информация распространялась среди 'целевой аудитории', и если бы
почти в последний момент весть о приезде Эворы не попала в информационные
агентства, она дошла бы до широкой публики опять в виде слуха - а был ли
мальчик? Зато к осеннему, обещанному промоутерами, большому концерту слухи
разрослись бы до таких размеров, что билеты на Эвору раскупались бы со
скоростью звука.
Биография Сезарии Эворы теперь известна всем - трагичная история перезрелой золушки, добившейся заслуженного признания ближе к старости. Сама престарелая певица вполне соответствовала мифу о ней - действительно, пожилая женщина с лицом, на котором отпечатались все пережитые трагедии и разочарования. Действительно, выступает босиком. И вправду много курит - даже во время концерта она сделала перекур, извинившись перед залом на своем креольском (сильно видоизмененным португальском).
У нее и на самом деле великолепный голос. При маленьком диапазоне - не
больше двух октав - он обладает удивительной глубиной, и в этом, очевидно, и
заключена причина ее популярности. Она берет микрофон, и негромко поет своим
граничащим с альтом контральто, и ее голос заполняет каждую щель в
обшарпанных стенах Малого. Он то весел, то печален, но в нем всегда есть те
незабываемые мудрые и теплые интонации, которые знакомы каждому, кто хоть
раз в детстве слышал колыбельные в исполнении родной, любящей матери. Или,
еще лучше, бабушки.
Музыку при этом она поет ту, которую на радио называют "латиноамериканской".
Когда-то ее репертуар состоял главным образом из "морна" - кабацких (чего
греха таить) романсов острова Кабо Верде. Но теперь, как она сама признается,
на него сильно повлияла мамба с румбой и прочие, ставшие теперь
коммерческими, латиноамериканские жанры. И ее концертная программа
построена теперь на песенках, которые уже успели освоить за последний десяток
лет европейцы - хиты, замешанные на бразильских ритмах.
Среди них "Sedad"
(потрясающе красивая баллада, которую Павел Кашин исполняет в вольном
переводе на русский). На бис исполняется непременная "Besame Mucho".
Отдельных слов заслуживают музыканты Эворы. Ей их подбирает ее продюсер, и они часто меняются. Говорят, из-за напряженного гастрольного графика. В данном турне их 12, но уже к его концу их может стать меньше. Или больше. Но главное - все они профессионалы, и очень здорово звучат и вместе, и по отдельности. И еще они невероятно артистичны.
На волне общей любви к world music, отголосок которой теперь дошел и до нас, Эвора будет бешено популярна еще долго. В том числе и в Москве, и если осенью и вправду состоится концерт, билеты стоит покупать заранее. Но жаль, что мы никак не можем проверить - что было бы с Сезарией Эворой и с нашей на нее реакцией, если бы сейчас к нам приехала не модная суперзвезда, а просто некая певица с острова, который еще поди найди... Рукоплескал бы ей зал так же, как он делал это 30 и 31-го мая в Малом театре? Это еще, простите за каламбур, бабушка надвое сказала.
Дата рождения:
27 августа 1941
1999 – 17 декабря 1999 года – юбилейный концерт «30 лет «Машине Времени». Москва, спорткомплекс «Олимпийский». Аншлаг. Последнее выступление в группе клавишника Петра Подгородецкого, который был уволен на следующий день »»
2011 – В возрасте 70 лет скончалась Сезария Эвора - певица с островов Зеленого Мыса. Благодаря голосу с хрипотцой, креольскому языку своих песен и неподдельной искренности выступлений Сезария стала одной из самых популярных исполнительниц world-music наших дней »»
Константин ВАНШЕНКИН (1925)
Walter BOOKER (1933)
Art NEVILLE (1937)
James BOOKER (1939)
Paul BUTTERFIELD (1942)
Вячеслав ГАНЕЛИН (1944)
Darryl WAY (1948)
Paul RODGERS (1949)
Carlton "Carly" BARRETT (1950)