Прежде, чем Сезария Эвора (Cezaria Evora) дала в Москве первый публичный концерт, опытными руками промоутеров был сотворен миф ее имени, и был пущен гулять по газетным полосам. Они этого, кстати, не скрывали. Миф оказался создан по всем законам жанра: еще недавно в России об Эворе никто не знал, а теперь за билет на ее концерт люди готовы выкладывать "от 50 долларов".
Сначала был один закрытый концерт, "организованный узким кругом поклонников
творчества певицы". Прошел он в крохотном театре Васильева, куда попали
друзья и знакомые организаторов, банкиры и главные редактора крупных изданий.
Точное количество любителей Сезарии Эворы или хотя бы знавших ее музыку в
числе пришедших неизвестно. Но, во-первых, кто ж не любит закрытые
мероприятия, а во-вторых, перед организаторами стояла задача создать вокруг
Эворы атмосферу притягательной таинственности. И задача эта была выполнена.
Слух о том, что Эворе за тот приезд заплатили двойную по европейским меркам
ставку, тоже возник не случайно.
Второй концерт, вернее - два концерта, не поддерживались почти никакой
рекламой. Афиш не было, организаторы повесили только несколько перетяжек в
городе. Информация распространялась среди 'целевой аудитории', и если бы
почти в последний момент весть о приезде Эворы не попала в информационные
агентства, она дошла бы до широкой публики опять в виде слуха - а был ли
мальчик? Зато к осеннему, обещанному промоутерами, большому концерту слухи
разрослись бы до таких размеров, что билеты на Эвору раскупались бы со
скоростью звука.
Биография Сезарии Эворы теперь известна всем - трагичная история перезрелой золушки, добившейся заслуженного признания ближе к старости. Сама престарелая певица вполне соответствовала мифу о ней - действительно, пожилая женщина с лицом, на котором отпечатались все пережитые трагедии и разочарования. Действительно, выступает босиком. И вправду много курит - даже во время концерта она сделала перекур, извинившись перед залом на своем креольском (сильно видоизмененным португальском).
У нее и на самом деле великолепный голос. При маленьком диапазоне - не
больше двух октав - он обладает удивительной глубиной, и в этом, очевидно, и
заключена причина ее популярности. Она берет микрофон, и негромко поет своим
граничащим с альтом контральто, и ее голос заполняет каждую щель в
обшарпанных стенах Малого. Он то весел, то печален, но в нем всегда есть те
незабываемые мудрые и теплые интонации, которые знакомы каждому, кто хоть
раз в детстве слышал колыбельные в исполнении родной, любящей матери. Или,
еще лучше, бабушки.
Музыку при этом она поет ту, которую на радио называют "латиноамериканской".
Когда-то ее репертуар состоял главным образом из "морна" - кабацких (чего
греха таить) романсов острова Кабо Верде. Но теперь, как она сама признается,
на него сильно повлияла мамба с румбой и прочие, ставшие теперь
коммерческими, латиноамериканские жанры. И ее концертная программа
построена теперь на песенках, которые уже успели освоить за последний десяток
лет европейцы - хиты, замешанные на бразильских ритмах.
Среди них "Sedad"
(потрясающе красивая баллада, которую Павел Кашин исполняет в вольном
переводе на русский). На бис исполняется непременная "Besame Mucho".
Отдельных слов заслуживают музыканты Эворы. Ей их подбирает ее продюсер, и они часто меняются. Говорят, из-за напряженного гастрольного графика. В данном турне их 12, но уже к его концу их может стать меньше. Или больше. Но главное - все они профессионалы, и очень здорово звучат и вместе, и по отдельности. И еще они невероятно артистичны.
На волне общей любви к world music, отголосок которой теперь дошел и до нас, Эвора будет бешено популярна еще долго. В том числе и в Москве, и если осенью и вправду состоится концерт, билеты стоит покупать заранее. Но жаль, что мы никак не можем проверить - что было бы с Сезарией Эворой и с нашей на нее реакцией, если бы сейчас к нам приехала не модная суперзвезда, а просто некая певица с острова, который еще поди найди... Рукоплескал бы ей зал так же, как он делал это 30 и 31-го мая в Малом театре? Это еще, простите за каламбур, бабушка надвое сказала.
Дата рождения:
27 августа 1941
1957 – Любитель джазовой музыки Алан Ситнер основал Cavern Club - легендарный клуб, который неразрывно связан с историей The Beatles. С 1961 года по 1963 год битлы выступили там 292 раза, а 9 ноября 1961 года будущий продюсер Брайан Эпштейн впервые увидел их выступление на сцене клуба »»
1959 – Родилась Шаде Аду (настоящее имя Helen Folasade Adu), британская соул-певица нигерийского происхождения, автор музыки и текстов песен, аранжировщица и продюсер, лидер и единственная вокалистка группы Sade »»
1981 – Родился Ник Валенси, гитарист гаражной американской группы The Strokes и соавтор Джулиана Касабланкаса »»
Tony TRISCHKA (1949)
Debbie ALLEN (1950)
Andy MOOR (1980)
Maja KEUC (1992)