Приезда Роджера Уотерса (Roger Waters) мы
ждали с
1989 года. Именно
тогда состоялся визит в Москву
основанной им некогда вместе с Сидом
Барреттом группы Pink Floyd. Группы, в которой его не хватало, и от
которой после его ухода
перестали ждать открытий.
Все эти годы "Mr. Pink Floyd" просто работал.
Выпустил несколько мощных сольных альбомов, поставил знаменитое шоу "The Wall"
в Берлине, и
вот теперь - "катает" по миру программу "In The Flesh".
За это время мы слышали множество шарлатанов от рок-музыки, но лишь
поговорив с Уотерсом и послушав его на концерте, понимаешь, насколько этот
музыкант отличается от толп "стригущих купоны" ровесников: он - душа Pink
Floyd, его
суть. Музыка в чистом виде.
За день до концерта мы
пришли, чтобы увидеть и услышать настоящего, живого человека,
создавшего великую
группу - и сумевшего пойти дальше.
Роджер никогда не думал о том, чтобы
возродить Pink Floyd либо как-то иначе связать свою деятельность с погибшей группой.
Он не "в бизнесе", не слушает современную музыку и не считает себя частью
индустрии. Он может себе позволить потратить год на написание одной песни в
память о погибшем друге. Самой
важной вещью в жизни он считает умение говорить с теми, кого ты любишь.
Днем раньше Уотерс отыграл свою программу в Санкт-Петербурге - и публика не отпускала его со сцены два часа.
Звуки: - Роджер, поделитесь своими впечатлениями от России.
Roger Waters: - Концерт в Питере прошел отлично. Публика была фантастическая
встречала нас с большим энтузиазмом, было видно, что они знают наше творчество.
То, что мы приехали в Россию, играет для меня огромную роль: я получаю письма и
знаю, какой резонанс мое творчество получает именно в этой стране,- поэтому мне
очень важно, что я смог наконец приехать в Москву и Санкт-Петербург.
Музыкант серьезно отвечает на вопросы, не пытаясь отшутиться и давая себе время
на размышление. Это позволяет мне задавать в процессе беседы все более и более
"отвлеченные" вопросы, но Роджер не выказывает удивления, когда его спрашивают о
религии или поэзии. Так, на вопрос "Вы считаетесь одним из лучших рок-поэтов. А
чья поэзия вам больше всего нравится?" - он вполне серьезно отвечает:
Roger Waters: - Это Дилан и Джон Леннон, Нил Янг и Робби Ньюман - те,
кто способен создавать серьезную поэзию.
Предыдущий европейский Уотерс свернул, не завершив. Дело в том, что публика, видевшая - в записи или "живьем" - знаменитое шоу "The Wall" в Берлине, ждала повторения феерии - и почувствовала себя разочарованнной, увидев значительно более "экономно" поданные концерты. Однако шоу класса "Стены", помимо того, что оно чрезвычайно красиво, еще и очень громоздко,- а следовательно, затратно.
Roger Waters: - У меня хорошие воспоминания об этом шоу. Я думал о том, чтобы его повторить, но это тяжело и связано со специфическими трудностями. Я помню Билла Крайма, американского промоутера,- он занимался деньгами, майками в Берлине, это был отличный опыт... но я не ожидаю, что найду кого-нибудь вроде этого парня. Люди часто просят меня о том, чтобы устроить шоу, подобное Стене. Кто-то должен за это платить. Может, мы опять сделаем это по билетам, а может - найдем спонсора, который это оплатит, вроде Coca-Cola или American Express. Бесплатно такие вещи не делаются.
Звуки: - Мы привыкли к тому, что Ваши концерты - это нечто большее, нежели просто исполнение песен. Насколько для Вас важна зрелищная составляющая шоу?
Roger Waters: - Я бы не сказал, что мое шоу такое
грандиозное. Что для меня
важнее - на своих концертах я еще с 60-х годов использую квадрофонический звук,
а в остальном свет и прочие элементы концерта не отличаются от других артистов.
Наверно, рок-шоу имеет определенный формат, и этот формат подразумевает
использование неких элементов театрализованной постановки. А использование
чего-то остального не имеет смысла, если оно не передает каких-то
дополнительных эмоций и не помогает лучше раскрыть творчество исполнителя.
Звуки.Ru: - А в каком состоянии сейчас находится Ваша знаменитая опера?
Roger Waters: - Я почти было закончил работу над "моей знаменитой оперой" год назад, когда обнаружил, что сюжетная часть имеет некоторые недостатки,- поэтому я ввел туда новых героев, и в результате там прорезалось несколько новых сюжетных линий. Дело в том, что опера "Ca Ira" посвящена истории Французской революции, и там не хватало отношений между Марией-Антуанеттой и обыкновенным гражданином франции. Там, видимо, будет сюжет, в котором их дети приходят на могилу казненной Марии. Я думаю, что нужно будет написать еще три-четыре арии. Это очень длительный процесс, эта работа отнимает у меня много времени. Но в работе мне помогают другие люди - например, либретто написал Etienne Roda-Gil.
Звуки: - Ваш сын играет в составе Вашей новой группы?
Roger Waters: - Да, он играет на клавишных.
Звуки: - Насколько помогают вашей работе цифровые технологии? Вы ведь клавишник, то есть человек изначально более продвинутый. Используете ли Вы что-либо из технических новшеств во время записи или во время написания музыки?
Roger Waters: - Во время записи я не использую никаких хай-тековских разработок. Зато во время работы в студии над CD, при доведении их до ума, я использую программу, разработанную E-Magic,- она называется Logic.
Звуки: Многим молодым музыкантам интересно, как вы конструируете музыку. Но не менее важно
получить от мэтра своеобразное "напутствие". Что Вы посоветовали бы
начинающему рокеру?
Roger Waters: - Я бы такому человеку сказал: слушай свое сердце. У
меня недавно состоялся разговор с моим сыном - он хотел уехать из своего
колледжа в Америке, поскольку чувствовал там себя несчастным. А жена настаивала
на том, чтобы он остался. Я ему тогда сказал, что есть две вещи в жизни: одна -
трудная, а другая - самая трудная. Так вот, самая трудная вещь - это понять
свои чувства, понять, чего ты на самом деле думаешь. А вторая - действовать,
поняв это. Нужно уметь отличать то, что чувствует твой папа, твоя мама, твое
правительство или твоя церковь, и то, что чувствуешь ты сам.
Звуки: - The Wall - шоу отстросоциальное, и все же это, скорее, антиутопия. Что произойдет с миром?
Roger Waters: - Мне не хочется быть пророком. Одной из пугающих тенденций сегодня становится рост влияния
религиозных догматов, то, как они словно заволакивают дымом, их давление на
политические и
экономические вопросы. Это нарыв, который однажды прорвется. Я замечаю, что происходит
в Пакистане, Афганистане, Индии, Кашмире, когда политики используют религию как
прикрытие. И все больше и больше политики обосновывают свою позицию
религиозными догмами. Это самая тревожная вещь на сегодняшний день. Я пишу
песни и пою об этом уже 40 лет.
Звуки: - Не считаете ли Вы, что если когда-нибудь четыре мировые монотеистические религии объединятся, это принесет какой-то положительный эффект,- возможно, будет меньше войн?
Roger Waters: - Предсказания - не мой конек. Это не важно с позиции агностика, которым я был всю жизнь. Мне трудно поставить себя на место таких людей, как Аятолла Хомейни или Джордж Буш, мне трудно думать об их влиянии. Это, с моей точки зрения, неумно и не продуктивно. Что касается меня, то мне кажется, если бы все было бы полно любовью - проблемы, волнующие людей, исчезли бы за ночь. Потому что мы не стали бы сражаться за святые мощи, а смотрели бы на человеческие существа и пытались бы сделать мир более терпимым. Этот мир, где мы живем и умираем, оставляя его детям. Это сложный вопрос - о человеческой жизни,- и мы продолжаем думать над ним уже пару сотен лет,- мы еще в процессе. Главное - не давать безумию взять верх...
А потом был концерт. Два с половиной часа чистого кайфа.
Профессионализм
музыканта, стоящего на сцене, непостижим. Он проявляется как в большом, так и в
малом: почти безукоризненная пунктуальность (на концерт опоздала публика, а не
музыкант, терпеливо дожидавшийся за кулисами, пока слушатели просочатся сквозь
кордоны охраны), нереально качественный саунд (вы
можете представить себе огромный зал с практически студийным звуком?),
изобретательный видеоряд (судя по всему, говоря о зрелищной части концерта,
Уотерс просто шутил) - и потрясающая музыка.
Эти вещи уже стали классикой, но я уверена, что каждый
из бывших на концерте
согласится со мной: они не "забронзовели", и звучат в исполнении своего
создателя по-прежнему новаторски. Шоу 'In the Flesh' включает в себя примерно
60 процентов раннего материала Pink Floyd,- среди них Another Brick, Mother и
другие классические вещи с альбомов 'The Wall' и 'Dark Side Of The Moon',
несколько вещей с 'Amused To Death', одна - с 'Pros & Cons...',
плюс пара новых (концерт начался с 'In the
flesh', а в конце состоялся обещанный дебют новой песни 'Flickering Flame').
Первое, что обращает на себя внимание,- абсолютная погруженность в музыку,
которую Уотерс обеспечивает своему слушателю. На его концерте используется
традиционный, и потому так щемяще-близкий нам видеоряд в знакомом "флойдовском"
стиле, звучат традиционные, но потрясающе профессиональные инструментальные
партии и поют классически роскошные бэк-вокалистки.
Но вот что удивительно:
Кроме этого, он не использует больше НИЧЕГО.
В 1989 году по залу летала надувная свинья, с неба сыпались фальшивые доллары и
работала сложная светотехника. Люди работавшие на сцене, выкладывались
по-полной: судя
по их виду, после концерта их точно ожидало обезвоживание организма.
Роджер Уотерс, просто певший 2 с половиной часа на фоне звездного неба, полной
луны и космических объектов, "держал зал" без единого усилия, невозмутимый,
словно Будда.
На самом деле, настоящая психоделическая музыка - это музыка, которая
вообще не требует внешнего антуража. Она исподволь вплывает в сознание,
открывая в нем огромные дыры, сквозь которые слушателя начинает наполнять и
переполнять требующее переосмысления
мироздание. За время концерта всякий желающий смог получить свою порцию
космоса. И у каждого этот космос был разный: грустный и одновременно бескрайний
'Miracle', радужный и сюрреалистический 'Brain Damage', непостижимый 'Perfect
Sense'.
Нынешний состав, играющий с Уотерсом, во многом более техничный, нежели сам бэнд-лидер: виртуозные гитаристы
Andy Fairweatherlow и Snowy White (повергший зал в состояние
транса своим соло Doyle Bramhall II - помимо игры на гитаре, он вел
вторую партию вокала), ударник от бога Graham Broad.
Нарушал эту идиллию лишь Уотерс-младший: для клавишника его возраста
парень играет удивительно здорово, но до старших коллег ему все же далеко. Во всяком
случае, в
'Shine On you Crazy Diamond' и 'Confortably Numb' его "отставание на
полкорпуса" было весьма ощутимо.
Бывали моменты, когда комок стоял в горле и на глазах у людей показывались
слезы: вступление к 'Miracle' и 'Perfect sence', кадры хроники в 'Wish You
Where Here', 'Amused To Death' и 'Money',- скорбные лица стариков, и
мортиролог, и юный Уотерс с хохотом валится
спиной в пшеницу, и зал хором запевает "shine on, you crazy diamond"...
Это больше, чем ностальгия. Это - надежда и осознание того, что можно быть
живым и творить все эти годы, не размениваясь на дурацкий гламур. Оставаться
человеком и жить.
Перед концертом Уотерса спросили:
Роджер, Вы работаете над
следующим альбомом, заканчиваете работу над оперой,- чего
Вы еще хотите достичь в музыкальной карьере, и что служит для вас источником
вдохновения?
И он не стал впадать в пафос, и снова остался человеком. Он сказал:
- У нас будет вечеринка для группы в Дублине через три недели. Все
ждут какого-то сюрприза. Это секрет: я решил научиться играть на трубе, играть
Данни Бойла. Я надеюсь, вы не расскажете об этом остальным членам группы. Если
кто-нибудь умеет играть на трубе, пожалуйста, поднимитесь
позже в мою комнату.
Вот так. Кто-то в этом мире просто должен делать музыку, и
хорошо, что это - именно Роджер Уотерс, первопроходец, достигший многого и
продолжающий двигаться вперед все эти годы.
Он говорит:
"Просто это мое дело, моя жизнь.
Писать песни, играть музыку".
Дата рождения:
6 сентября 1943
1966 – Группа Rolling Stone выпустила сингл Paint it Black. По слухам, основу для песни придумал басист Билл Уайман, которого посадили играть на электрооргане. Не владея инструментом, он начал просто лупить по педалям кулаками, чтобы достичь наиболее глубокого звука »»
Ritchie VALENS (1941)
Stevie WONDER (1950)
Ronnie FOSTER (1950)
Paul THOMPSON (1951)
Tom MORELLO (1964)
Robert PATTINSON (1986)
Александр РЫБАК (1986)