Одно из главных (а, возможно, самое главное из) имён на современном украинском инди-поп-небосводе - группа Onuka под руководством Наты Жижченко: удивительная электроника, в которой в современный звук аутентично вплетаются народные украинские инструменты. Группа за какой-то год от самых небольших площадок перешла ко многотысячным залам, начала гастролировать за рубежом и достойно представлять Украину на таких статусных мероприятиях, как фестиваль Sziget. Звуки созвонились с Натой и поговорили об украинском шоу-бизнесе, Чернобыльской катастрофе, которой посвящен недавно вышедший EP "Vidlik" и назначенных, но не случившихся гастролях в России. Материал продолжает серию "ЗВУКИ.UA" - об удивительной музыкальной сцене наших географических соседей.
Звуки: Как всё так интересно смешалось в проекте Onuka, тут и народные инструменты, и духовые, и электроника?
Ната: Так получилось, что до 15 лет я занималась народной музыкой. Это было семейным делом - дедушка был известным мастером народных инструментов. Делал как украинские, так и русские, молдавские, белорусские. Дома царила народная культура - бабушка была домристкой, а дедушка играл абсолютно на всём. Когда мне было 4 года, он мне сделал сопилку, научил на ней играть, и с этого времени я начала увлекаться музыкой. Профессионально я играла на сопилке до 16 лет - усиленно занималась, гастролировала с военными, духовыми и симфоническими оркестрами. То бишь, это была академическая народная музыка, если так можно выразиться. У меня ещё есть брат, который старше меня на 8 лет, он всегда слушал крутые группы вроде Pink Floyd и Depeche Mode, в то время как мои сверстники слушали каких-нибудь Отпетых Мошенников. Он меня на всё это дело и "подсадил", особенно на электронику, например, на Underworld. И в свои 14 я уже фанатела от таких "взрослых" групп, и эта музыка сама собой вытеснила из сознания "народность", особенно в период взросления, когда появилось резкое желание всю эту дедушко-бабушкино-мамину тему отбросить. Тогда я увлеклась диджеингом, и мы с братом создали группу Tomato Jaws. Мы первыми в Украине начали играть электронные "лайвы" с вокалом, с синтезаторами. Наша группа меняла много составов, многие её участники ныне успешны в других, собственных проектах.
Мы существовали 11 лет на собственном энтузиазме, у нас никогда не было продюсеров и инвестиций. Наверное, мы появились здесь немного раньше времени, тем не менее, завоевали имидж дип-хаус-первопроходцев, скажем так. Естественно, всё когда-то заканчивается. Так что в момент, когда брат решил сфокусироваться на студийной работе, а у одного из участников группы появился сольный проект, мне ничего не оставалось, кроме как инициировать распад группы и сделать что-то новое. Это было немного страшно, тяжело делать всё с нуля, а я тогда была особенно фрустрирована как личностно, так и музыкально, но мне в этом помог Евгений Филатов, очень известный в Украине саундпродюсер. Несмотря на то, что мы достаточно долго живём вместе, а также находились в одной условной творческой нише, вместе над музыкой мы практически не работали, за исключением пары ремиксов. У меня была цель либо создавать что-то крутое, либо не создавать ничего вообще. Я вообще человек категоричный, и на компромиссы не иду. Особенно когда дело касается звучания. Я очень не люблю попсу, соответствующие звуки, контролирую каждую аранжировку, чтобы ничего такого не допустить - чуткие руки Евгения доводят мои идеи до эфирного состояния. Мне пришла идея, что два музыкальных увлечения, которые были в моей жизни, можно смешать. Но не дай бог, чтобы в итоге получилась "шароварщина", или, что ещё хуже, украинские народные песни в современной обработке - это то, что я в первую очередь ненавижу и презираю. Так что логичной идеей было играть музыку современную, но со вкраплением народных инструментов. Я с детства знала всю звуковую палитру народных инструментов, приблизительную историю каждого из них, предназначение, тембральную окраску. Началось всё с бандуры - в первом треке мы использовали именно её.
Затем нужно было подготовить концертное воплощение проекта - здесь мне почему-то захотелось, чтобы со мной на сцене стояли только девушки. Но играли бы так, чтобы это не казалось женским кавер-бэндом или какой-то девичьей поп-группой. Чтобы утончённые девушки играли утончённую музыку, делали это по-настоящему. Найти подходяще выглядящих, достойно играющих и при этом разбиравшихся в теме девушек оказалось непросто, но мне это удалось - Дарина играет на синтезаторах, сэмплерах и отвечает за бэк-вокал, а Маша играет на ударных. Ударные у нас тоже своеобразные - старинная советская установка "Марш", в которую внедрен современный модуль триггерной системы. Выглядит она реально круто, в отличие от современных электронных барабанов, чей внешний вид меня откровенно расстраивает, хотелось бы по виду чего-то более аналогового. Мы понимали, что три девушки - это очень хорошо, но мало. Решили, что с нами будет выступать бандурист. Нужно было, чтобы инструмент органично вписался в звучание, и это получилось, но всё равно нужно было ещё расширять состав. Однажды мне приснился сон... И я решила, что стоит добавить в состав духовых. Вспомнила про друга, с которым мы вместе играли в оркестре, позвонила ему, и уже через несколько часов музыканты были у нас в студии - два тромбона и валторна. Я люблю духовые, но не люблю трубу, так что я категорически отказалась от этого инструмента в своей музыке, равно как и от саксофона, например. Один из тромбонистов ещё играет на трембите - гуцульско-карпатский инструмент, представляющий собой трубу в два с половиной метра. Изначально это был сигнальный инструмент, оповещавший о тех или иных событиях, поэтому, вполне возможно, что он отзывается у украинцев буквально на уровне ДНК. На самых больших концертах с нами ещё играет цимбалист, правда, не на концертных цимбалах, а на гуцульских - уменьшенной, камерной версии.
Звуки: Немного вернёмся назад. Когда начинался Tomato Jaws не хотелось играть национальное потому, что модным было европейское?
Ната: В первую очередь, в то время в стране было всеобщее засилье попсы, наша задача была в том, чтобы создать какую-то альтернативу этому. Но электронная музыка само собой уходит корнями в Европу, вся электронная музыка на территории СНГ изначально вторична. Нам было непросто - не было ни подходящих залов, ни готовой аудитории, мы протаптывали новую дорожку. Позже к нам присоединились The Maneken, Gorchitza, вокалистка которых выступает сегодня как Alloise, ну и так далее.
Звуки: В начале нулевых же была сильна и украинская рок-сцена, не только попсовая, или тебя это не интересовало?
Ната: Эстрада, назовём это так, не проводила четких границ между гитарной музыкой и попсовой. В эфирах всё было вместе, и на крупных фестивалях все вместе и выступали.
Звуки: То бишь, что Верка Сердючка, что Океан Ельзи были одного порядка явлениями?
Ната: В детстве казалось, что так. Конечно, я понимаю, что мои суждения были сильно категоричными. Я вообще считала, что никто у нас нормальной музыки не сочиняет. С возрастом я поняла, что многие люди заслуживают уважения, и, конкретно, Океан Ельзи я по-прежнему не слушаю, но два года назад я была на концерте, когда они собрали в Киеве целый стадион. Это было действительно впечатляющим событием, за это им, конечно, респект. Продолжать творить, как они, через года, но при этом оставаться на волне - это надо уметь.
Звуки: В одном из интервью ты говорила, что украинский музыкальный шоу-бизнес отстаёт лет на 30 от остального мира. Однако же сейчас наблюдается очевидный подъем среди новых украинских музыкальных исполнителей. Есть шансы наверстать?
Ната: У нас сейчас все идет ускоренными темпами, пятилетка за год. В 2013 году произошел всплеск, теперь Украина просто-таки фонтанирует новыми артистами. Их настолько много, они настолько разные и настолько крутые, что я смело могу сказать, что чувствую конкуренцию, причем серьёзную. Молодые исполнители, можно так сказать, дышат в спину, но Киев же город камерный, мы все друг друга знаем прямо или косвенно. Мы все одна большая музыкальная семья, как бы это ни звучало амбициозно, и в эту сложившуюся реальность мне порой даже сложно поверить, вспоминая совсем недавнее время. Что самое интересное, эти исполнители собирают аншлаги, причем некоторые из них даже не выпустили дебютной долгоиграющей пластинки. Я чувствую, насколько становится более открытой аудитория, как ей нужна новая украинская музыка. Будем надеяться, что эта тенденция сохранится, эта волна не спадет.
Звуки: Вообще, кажется мне, Onuka проект во многом нацеленный на экспорт. Я вот был на выступлении на Sziget, передо мной стояли иностранцы. И говорили, что ничего не слышали об украинской музыке, но вот это круто.
Ната: Конечно, моя мечта - осваивать новые территории. Мы над этим сейчас активно работаем, прошлым летом вот были концерты в Польше и на Sziget, хочется продолжать расширять гастрольную географию. У нас осенью должен был быть тур по Америке и Канаде по 11 городам, но нам не успели вовремя выдать визы. Надеюсь, в этом году он всё-таки состоится. При этом не хочется выступать только для диаспоры, потому что это какой-то самообман. Классно, конечно, поехать так далеко, но получается какой-то корпоратив на выезде для своих. Но надо же с чего-то начинать. Попадать в западное музыкальное пространство украинскому исполнителю удаётся редко, мне на ум приходит только один пример - ДахаБраха, я ими искренне восхищаюсь. Можно сказать, они изобрели музыкальный велосипед, тут во вторичности их обвинить не поворачивается язык. Нас тоже, кстати, любят упрекнуть во вторичности, но попробуйте в нынешнем мире найти что-то первичное. В конце концов, сочетание современной электроники и народных инструментов - это далеко не мейнстрим, мы тут, возможно, и не одни, но такой музыки точно немного. Конечно, можно заметить какую-то схожесть со звучанием наших любимых исполнителей, но мы всё равно привносим в звук что-то оригинальное, что-то своё.
Звуки: Многие не едут в Россию из-за напряженных отношений между нашими странами, тем не менее, у вас год назад были заявлены концерты в столицах, когда обострение отношений между Россией и Украиной уже очевидно преодолело точку невозврата. Почему те концерты всё-таки не состоялись?
Ната: Концерты действительно были заявлены в Москве и Санкт-Петербурге. Я знала, что это будет довольно тяжело. Я спрашивала у всех своих музыкантов, ехать не хотел никто, мы долго это обсуждали, и, в конце концов, решили сыграть эти два концерта, заявили их заранее, за несколько месяцев. Я о них как-то и подзабыла, у нас начались активные гастроли по Украине. А когда пришло время, к моим прежним сомнениям добавились эмоции от случившегося в Мариуполе. Тут я поняла, что ехать совершенно не хочу. А уже и наружная реклама была запущена, и билетов было продано достаточно много. Я долго мучилась, плакала, не знала, как поступить. В итоге совесть мне не позволила, я остановила все соответствующие процессы, хотя сделать это было проблематично. Я многое выслушала в свою сторону, для артиста это был непрофессиональный поступок, но я была честна с собой, со своими музыкантами, со своей страной. У нас по-прежнему много заявок на гастроли в России, менеджер меня уже просто ненавидит. Понятное дело, что мы отрезаем большой гастрольный рынок, теряя деньги, на которые живёт группа, на которые снимаются клипы и делаются записи. Выступать только в Украине - это классно звучит, но только местных гастролей не хватает для финансового развития проекта, а в Европу мы ездим пока не так уж часто. Ну и российских слушателей и поклонников у нас много, они тоже не все могут приехать к нам на концерт, это тоже не совсем справедливо. В этом году вот нам предлагают выступать на главной сцене крупного фестиваля с крутыми международными хедлайнерами. Представить украинскую музыку на таком событии - это тоже важно, как мне кажется, но мне, наверное, пока что всё равно трудно будет объяснить каждому слушателю здесь, почему я поеду в Россию. Я выступаю здесь не как музыкант, а как человек, у которого не хватит нервов всё это выдержать, так что в данный момент я делаю такой выбор, и моя совесть спокойна. Понимаю, что многие мои российские слушатели не смогут до конца понять такое решение. Тем не менее, оно всецело принято мной и никем иным, с ним соглашается вся моя команда.
Звуки: У вас недавно вышла новая EP "Vidlik", она посвящена теме Чернобыльской катастрофы...
Ната: Чернобыль - лейтмотив всей моей жизни. Мой папа был среди ликвидаторов последствий катастрофы, я этим с детства интересовалась и мечтала поехать в Зону отчуждения. В 18 лет я там побывала и "застряла". Я по специальности культуролог, и тема моего диплома - это "Влияние Чернобыльской катастрофы на этнорегион Полесье". Мне давно хотелось что-то написать, связанное с этой темой, но чтобы это не казалось спекуляцией или каким-то намеренным "заказняком" или "партийным заданием". Прошлой осенью мы поехали в Зону с Евгением Филатовым и Ваней Дорном, это была наша самая светлая поездка, самая богатая на впечатления, на новые места, в которых я прежде не бывала, куда прежде не пускали. Было ощущение, что за полтора года творческого марафона с Onuka, я впервые сделала там глубокий вдох. У меня есть подруга под Киевом, живущая в красивом месте на берегу озера. У неё стоит старое фортепьяно, которые практически не строит, и вот когда мы начинали работать над песней, у нас была фортепьянная демо, записанное на нём. Я сразу поняла, что это именно та песня, к ней хотелось написать особенный текст. Есть такое тупое понятие "светлая грусть", вот текст у "19 86" именно в таком ключе. Конечно, результат оказался более масштабным по звучанию, чем начальные наработки. В песне я ещё исполняю партию терменвокса, это для меня тоже челлендж, всё пытаюсь на нём научиться играть. Этот инструмент я записала впервые, у него своя сложная специфика, очень непросто вплести его в общую аранжировочную канву. Для меня он существует исключительно в аккомпанементе фортепиано или сольно, как играла Клара Рокмор или играет Лидия Кавина. Но итог получился, как мне кажется, в тему. Остальные песни мы вынашивали в голове где-то полгода, а записали и свели целиком буквально за три недели. Без выходных и без сна, но удалось сделать всё за один присест. Довольно смелый трек "Vidlik", не характерный для нас. В его основу лёг народный инструмент бугай - деревянная бочка с мембраной вместо крышки, из которой пучком торчит конский волос. Музыкант смачивает руки водой, дёргает за волос, и получается его характерный звук. В народных коллективах бугай используется как-то поверхностно, как полу-инструмент, для редкого использования в конце программы, когда один его странный вид уже вызывает веселье. А мне вот всегда хотелось построить на нём какой-то грув. Жениными руками нам совместно удалось придать этому законченную форму. Кроме того, мне хотелось написать текст на украинском, где все слова были бы не согласованы, находились бы в инфинитивной форме. Мне кажется, это очень страшно звучит, ну и эта идея с Google Translate... Кому-то это кажется непонятным, вообще было смелым шагом записать эту вещь - она сочинялась больше для живых концертов, столько выступая я уже примерно представляю, на что должна реагировать публика, и с этой идеей "Vidlik" и сочинялся. Но по методу "от противного", которым я частенько пользуюсь, я всё-таки воплотила его в студийной записи. Более того, мы даже сняли на него видео.
Звуки: Проигрыш на сопилке в треке "Свiтанок" мне чем-то напомнил модного сейчас тропикал-хаус артиста Kygo. На тебя вообще влияет какая-то актуальная музыкальная повестка дня?
Ната: Думаю, влияет. Говорить, что я ничего не замечаю вокруг и ориентируюсь только на собственные идеи, глупо. Какие-то реверансы в чью-то сторону есть, и их не может не быть. Когда тебя сравнивают с какими-то артистами, которые тебе нравятся, это круто и приятно. Лучше, во всяком случае, чем если тебя сравнивают с теми, кто тебе не нравится (смеётся).
Звуки: Ну и напоследок. Самая популярная песня на дебютной пластинке - про "Город", то бишь, про Киев. Какое у тебя любимое место в "Мiсте"?
Ната: Это Подол, самая старинная его часть. Мы долгое время жили там, прямо на берегу Днепра, это место для меня было источником вдохновения как морально, так и физически. И я вообще люблю Киев, мне нравится его атмосфера, нравится в него возвращаться, мне всегда здесь классно. Это абсолютная правда, я не кривлю душой и не хочу никуда отсюда уезжать. Я даже люблю тот спальный район Воскресенка, в котором родилась, это окраина, в которой много хулиганья... Ну, как Бутово в Москве, в общем. Там много парков и лесов, экспериментальных советских застроек, которые сейчас выглядят очень странно. У меня есть такой своеобразный бонус - я всегда могу вернуться в своё детство. Приехать в гости к родителям, отправиться с ними гулять в парк и ощутить ностальгию по тем самым первым, запомнившимся мне светлым жизненным моментам.
31 марта - Минск, Prime-Hall
9,10 апреля - Киев, Sentrum
15 апреля - Днепропетровск, Opera
17 апреля - Львов, Event-Hall Кино
22 апреля - Чернигов, Дворец Культуры
23 апреля - Борисполь, Бархат
Читайте также в серии материалов "ЗВУКИ.UA":
Вагоновожатые | Pianoбой | SunSay | Джамала | The Maneken | K.A.T.Y.A
1710 – Родился Томас Арн - английский композитор, автор гимна "Правь, Британия" »»
1937 – Родился Зураб Соткилава - советский, российский и грузинский оперный певец (лирико-драматический тенор), педагог, народный артист СССР »»
1955 – Скончался Чарли Паркер - американский джазовый саксофонист и композитор, один из основателей стиля бибоп. Паркер, наряду с Луи Армстронгом и Дюком Эллингтоном, считается одним из самых влиятельных музыкантов в истории джаза »»
1969 – Пол Маккартни женился на Линде Истман. Тем же днем Джордж и Патти Харрисоны были задержаны за хранение наркотиков »»
1969 – Родился гитарист Грэм Коксон - участник группы Blur с 1989 по 2002 год, а также 2008 года. Записал 6 соло-альбомов, ещё будучи в составе Blur, далее сконцентрировался на сольных выступлениях »»
Georges DELERUE (1925)
Liza MINELLI (1946)
Liza MINNELLI (1946)
James TAYLOR (1948)
Bill PAYNE (1949)
Marlon JACKSON (1957)
Tony TERRY (1964)
Graham COXON (1969)