Звуки.Ru: - Что тебе вспоминается при упоминании 'Все это рок-н-ролл'? Клип, пластинка, концерт?
Александр Ф. Скляр: - Ой, честно говоря, трудно уже воскресить все это в памяти - все-таки 10 лет прошло. Я уже не помню, что из этого было раньше - клип или концерт. Видимо, клип, поскольку сначала все это записали для альбома. Да, потом для той пластинки мы с Гариком еще записали 'Серый голубь' Пети Мамонова...
Звуки.Ru: - А как распределялось, кто какую строчку будет петь в песне?
Александр: - По-моему, это Гарик все делал. Он так, не в приказном порядке, конечно, а в порядке обсуждения все это предлагал. Мне, например, сразу показалось, что те строчки, которые он мне дал, вполне соответствовали моему тогдашнему духу и настроению. "Наркоманы, фашисты, шпана", ха-ха... Но так все тогда говорили, собственно, и не я это написал. Но лично я ничего против этих слов не имел.
Звуки.Ru: - А сам концерт - какие впечатления остались от него?
Александр: - Где это было? В "Крыльях Советов"? Я спрашиваю просто потому, что у меня перепутались два концерта - "Рок против террора" и этот. Я не помню даже, сколько мы играли там песен. Но это был один из последних всплесков такого реального содружества музыкантов, потому что если все согласились участвовать не как отдельная группа, а как приглашенные артисты - вокалисты, в основном - в выступлении одной группы, то это свидетельствует о том, что тогда этот дух "рок-н-ролльного братства" действительно существовал. Я не помню, чтобы мы получили тогда какие-то деньги за это, хотя на "терроре" нам что-то заплатили, причем довольно прилично. У меня сохранились фотографии со съемок клипа, и ощущение такое какое-то очень хорошее от них. Что-то было доброе и совместное - мы были вместе, и вместе нам было хорошо! Чувствовалось это единство друг с другом, и выходит так, что это был чуть ли не последний раз...
Звуки.Ru: - А ты мог себе представить тогда, как разойдутся ваши пути в будущем?
Александр: Это сложный вопрос. Думали ли мы
вообще об этом? 10 лет назад
- это
же очень много для творческой жизни! Конечно, это проскакивает очень быстро,
но, если учесть, что я из себя представляю, как музыкант, как артист, то то,
что было 10 лет назад - это просто небо и земля! Вряд ли я вообще на эту тему
думал. Но если пытаться пофантазировать, то, наверное, ты думаешь, что у тебя
будет что-то хорошее впереди, особенно по молодости. И это хорошее будет
продолжаться еще очень долго. На самом деле, в жизни так не бывает - все самое
прекрасное, самое яркое, самое светлое, самое замечательное, как правило,
проскакивает очень быстро. Другое дело, что ты потом это вспоминаешь, вот как
сейчас, с хорошими чувствами. Но думали ли мы тогда, что это так всегда и будет
- я не знаю...
Мне было хорошо тогда на сцене, с ними со всеми, как-то очень радостно,
потому что песня очень сильная, очень объединяющая! По-моему, Костя ее поет на
своих концертах до сих пор, а это показатель - когда песня поется больше 10
лет, значит, она: а) не устаревает, б) нужна народу, и значит что-то, о чем в
ней сказано, не утрачивает своего значения. Неважно, как все получилось за это
время, важно, что не уходит внутреннее ощущение, а это главное.
Да, конечно, жизнь сильно изменилась, сильно изменились все мы, сильно
изменился мир вокруг нас. Но мы все остались действующими артистами - и Костя,
и Гарик, и ЧайФы, и Юрка...
Звуки.Ru: - За исключением, пожалуй, Джоанны?
Александр: - Кстати, я о ней недавно вспоминал, совершенно неожиданно. Но я о ней ничего не знаю теперь, никаких слухов не доходило. В общем, все остались - и согласись, даже это уже странно. 10 лет прошло, а все, кто тогда был, до сих пор на сцене!
Звуки.Ru: - А если поставить вас всех рядом сейчас, как тогда, можно ли будет назвать все это 'Все это рок-н-ролл'? Очень много упреков звучит в последнее время...
Александр: - Я лично в свой адрес со стороны тех
ребят, с кем мы это делали, в
том, что я что-то делаю не так, не слышал. Есть такое скептически-ироническое
отношение со стороны молодежи - понятно, но так и должно быть, со стороны
критиков, которые не всегда порою понимают и сами, что происходит. Да и
критики-то этиво многом, уже сами ангажированы, -независимых ребят, которые
могут взять и рубануть "правду-матку", тоже единицы остались. Я сейчас говорю
именно про правду: не сыграть на чью-нибудь мельницу, рубанув другого, а
рубануть безотносительную правду... Вот все хвалят артиста 'имярека' с очередным
альбомом, говорят, что это 'офигительное' и невероятное достижение, и находится
человек, спокойный и не зависящий ни от каких формаций, которому никто не
платит, точнее платят за профессионализм, а не за точку зрения, и он говорит:
"А что вы тут собственно бальзам льете? Ничего особенного-то нет!" Опять
же мы
можем соглашаться или нет, но видно, что эта позиция не куплена! Поэтому я на
всю эту нынешнюю критику говорю, что прежде, чем критиковать, вы добейтесь
чего-нибудь, в своей области, конечно, станьте кем-то независимым и
некупленным, а потом уже критикуйте и советуйте.
Вот все мы - кто был тогда и остался сейчас - мы
оказались "долгоиграющей
пластинкой". Может быть, критика и нас ранит больно, но все мы научились,
стискивая зубы, не показывать, что нам больно, и эти 10 лет для нас, конечно,
не прошли даром. Мы все, несмотря ни на какие изменения конъюктурные,
ситуационные, вписались в эту новую жизнь - так или иначе, худо ли - бедно ли,
хорошо ли - плохо, но мы существуем как группы. Дай Бог всем молодым
просуществовать хотя бы 10 лет в этой стране, а ведь нам всем уже больше
десяти! И вот в этом роде у нас сохранилось то единство, как бы ни ругался один
с другим, как бы он не грызся внешне, а может и внутренне, - я уверен, что в
глубине души каждый из нас отдает должное всем, кто остался и кто выдержал.
Всем, а не только тем, кто участвовал в том проекте, а всем тем, кто выжил за
эти годы. Кто выжил, несмотря ни на какие изменения, внутренние сложности,
изменения ситуации, коммерциализацию искусства, общее 'усволочение' нашей
жизни!
Я включил тут пару дней назад телек и вижу офигительный живой концерт
группы Воскресение. Я до фига знаю, что у них было, но сердце мое радуется,
потому что я вижу их, этих 'выживших' ребят! Я всегда говорил и буду говорить,
что в этой стране артисту выжить неимоверно трудно, потому что эта страна
наименее приспособлена, чтобы настоящий артист здесь выживал, и поэтому те, кто
выжил, достойны всяческого уважения, вне зависимости от того, как они сумели
это сделать! Да, один может ругать другого, потому что ему кажется, что тот
больше "подлег", но это история потом отбросит! А наши имена, в каком-то
высоком смысле, уже остались в этой истории современной музыки.
Я совершенно не скептически смотрю на молодежь,- скорее иронично,
по-доброму, когда вижу, что они начинают задирать нос, потому что я знаю,
сколько им еще предстоит пройти...
Звуки.Ru: - Возможно, им сложнее, чем вам?
Александр: - Может быть, и так. Нас запрещали и т.д., но, может, через
это мы и
были более сплоченными, а их всех разрешают, но при этом что-то потерялось.
Кругом один "чистоган", и выжить реально трудно - нужно и 'подкладываться', и
играть в эту игру. Мы-то уже можем и не играть, или играть не на 100 процентов,
а им это
нужно с самого начала. Мы успели захватить период "чистого" отношения, и этим
периодом собственно мы и живем сейчас - и Петя Мамонов, и Юрка, и Гарик, и
Костя, и АукцЫон, и Славка Бутусов, в каком-то смысле, и Боря. Мы
все равно
этот дух уже из себя не вытравим, он уже сидит в нас и, наверное, помогает,
когда становится совсем хреново. А что им будет помогать? Я не знаю, мне
кажется, что им будет очень трудно.
И именно поэтому я никогда не злорадствую, если у кого-то случаются
какие-то ошибки или, наоборот, когда загораются какие-то "звездочки" - все
сразу "Вау!" Это "Вау!" так быстро проходит, что ты даже не успеешь оглянуться,
и дай Бог, что ты за этот период успел набраться опыта, который и будет тебя
потом кормить и вести дальше по дороге. Но это очень непросто, и происходит не
со всеми. Пусть пробуют и стараются!
Звуки.Ru: - А вы смогли опять собраться все вместе, в том же составе?
Александр: - По-моему, сейчас это исходит от Марьяны Цой - устроить концерт на 40-летие Виктора. Кажется, согласились все, кому это было предложено. Это - та самая идея, которая может всех объединить вокруг какого-то имени.
Звуки.Ru: - Цой, Толик, Дюша, Майк... Неужели это возможно только по отношеню к тем, кто уже умер? Страшно не становится?
Александр: - Хорошо, я могу назвать другое имя. Я уверен, что если бы у кого-то
нашлись силы, возможности и такой же внутренний импульс, как тогда у Гарика,
сделать проект вокруг имени Пети Мамонова, с участием нас всех, то согласились
бы все, я уверен - и Костя, и Гарик, и Юрка, и Боря - все бы подписались.
Может, я большой идеалист, но мне кажется, что я прав.
Конечно, сильно объединяют негативные идеи, какое-то общее недомогание в
обществе, какая-то общая отрицательная вещь может это сделать. Я не хочу ничего
"накаркивать" совершенно, но сильная беда, конечно, объединяет. Все в какой-то
степени, думаю, чувствуют себя обязанными, что ли, Вите Цою... Немного
неправильно выразился, "обязанными"... Я с ним вообще был слабо знаком, и сказать,
чтоб мы дружили - нет. Но это чувство - как это так? Ведь ушел-то тот самый,
наш! Вот Толик опять же. Оба ушли трагически, по-разному трагически, но нелепо -
и тот, и другой.
Звуки.Ru: - Может лучше будет в таком случае устроить опять нечто вроде "Рок против террора"? Ведь тема-то актуальна и сейчас...
Александр: - Да, тема не ушла, к сожалению, и огромное количество рок-музыкантов до сих пор эту тему варят в себе и переносят так или иначе в творчество. И Юрка, и Горыныч, вот и в нашем последнем альбоме эта тема отразилась в первой же песне - "Гондурас". И у Кости она так или иначе находит отражение, другое дело, через какие преломления она проходит. Ведь все мы живем, по сути, в стране, на территории которой продолжается война. Она далеко от нас, но доносится до нас буквально каждый день - по телевизору, по радио, в газетах - постоянно!
Звуки.Ru: - Как бывший дипломат, скажи: возможно ли еще решить все проблемы дипломатическим путем, не стреляя друг в друга?
Александр: - Вполне вероятно, что конфликт зашел слишком далеко, и эти пути если и не исчерпаны, то весьма затруднены. Я бы на себя такую ответственность не взял, например.
Звуки.Ru: - А может ли музыка как-то помочь в этом? Ведь взять того же Шевчука - он постоянно ездит в какие-то "горячие точки" с концертами...
Александр: - Он молодец, он делает правильно! Неважно, может это помочь или нет. Важны лады со своей совестью! В свое время в "МК" сильно переиначили мои слова, и получилось так, что я поставил рядом На-На и ДДТ, когда говорил об их поездках в Югославию. Я-то как раз хотел, чтобы это разделили, потому что это совершенно разные явления. И если кому-то выгодно было по каким-то причинам подсовывать туда "попсу", то это нечистоплотно было сделано. А уж против того, чтобы туда поехал Юрка, я ничего, конечно, не имел, потому что он всегда ездит с абсолютно открытой душой и совершенно без задних мыслей, в отличие от попсовых артистов. Ведь что они могут туда привезти - свои "пляски"? На фиг они кому-то там нужны?! А Юрка туда "пляски" никогда не привезет.
Звуки.Ru: - Почему же ты сам, в таком случае, не ездил туда ни разу?
Александр: - Я не знаю, меня почему-то не приглашают,- ему как-то больше это
удается. Наверное, это зависит от общей социальной "вписанности" какого-то
коллектива. У Юрки почему-то всегда получается. Я не знаю, кому надо позвонить,
чтобы меня туда взяли. Я считаю, что меня всегда можно найти и пригласить туда
поехать - одного или с группой.
У него как-то это естественно получается, он больший "трибун" вообще, чем
я. Я какой-то более "лирический", наверное, сейчас, и все больше перехожу на
эту лирическую составляющую в своем творчестве. Это происходит органично для
меня - наверное, просто проходят годы, и они меня меняют в эту сторону. Юрку
вот поменяло так, и слава Богу, что нас меняет в разные стороны! Ведь при этом
мы не становимся менее искренними, мы искренне делаем то, во что мы меняемся.
Но, если кому-то в раздираемой войной, противоречиями и конфликтами точке нужны
будут, в том числе, и мои лирические песни, то я только "за"! Пожалуйста,
позовите! Артист должен петь и играть всегда и везде!
Дата рождения:
7 марта 1958
Paul DESMOND (1924)
Matthew GEE (1925)
Nat ADDERLEY (1931)
Bev BEVAN (1944)
Amy GRANT (1960)
Mark LANEGAN (1964)
Tim FREEDMAN (1964)