Дэвид Бирн опубликовал обширную разгромную статью с обстоятельной критикой стриминговых сервисов и сложившейся ситуации с музыкой и другим контентом в Сети.
Лидер Talking Heads признает, что стриминг, скорее всего, становится будущим - и единственно возможным - видом потребления музыкальной продукции. Уже сейчас Spotify находится на втором месте по доходам лейблов, - но именно лейблов, а не артистов, отмечает Бирн (David Byrne).
Но угроза очевидна: на сетевом рынке образуются монополии, которые не только не рассматриваются как зло, но и наоборот, их формирование всячески поощряется.
"Объёмы выплат за каждый стрим со стороны этих сервисов - ничтожен, их идея состоит в том, что когда достаточное количество пользователей наберётся, эти песчинки соберутся в горы. Поэтому надо поощрять доминирование и вездесущность. Мы должны переиначить наши ценности, потому что в сетевом мире, говорят нам, монополии для нас - сущее благо. Крупные лейблы обычно высасывают большую часть этих прибылей, а потом они бросают авторам 15-20% от оставшегося", - говорит Бирн, отмечая, что инди-лейблыпо своей природе - куда честнее, и отдают артистам до половины дохода.
Ничтожность выплат артистам со стриминга уже давно стала острой темой, и сами артисты всё с большим подозрением относятся к распределению доходов лейблами. Но на данный момент поступления от стриминга в пользу артистов исключают возможность рассматривать их как сколько-нибудь серьёзный заработок.
"Для группы из четырёх человек 15% авторскихотчислений от стримов в Spotify подразумевают, что для получения минимальной зарплаты $15 080 в год необходимо, чтобы композицию проиграли 236 549 020 раз. В этом плане летняя композиция Daft Punk на песню Pharrell "Get Lucky" к концу августа набрала 104 760 000 стримов в Spotify: ребята из Daft Punk утверждают, что они оба получили порядка 13 тысяч долларов каждый. Неплохо, но стоит помнить, что это лишь одна композиция из довольно длинного альбома, на создание которого ушло много времени и денег. Будь это их основным источником дохода, они бы не смогли даже счета оплачивать. А что случится с группами, у которых нет международного летнего шлягера?" - спрашивает Бирн.
Что касается часто встречающегося аргумента, что стриминговые сервисы помогают начинающим артистам быть услышанными, то, Дэвид задаётся вопросом: как артисты собираются переходить от позиции "Я всё отдам, чтобы меня заметили" к "Извините, теперь за мою музыку надо платить"? Тем более, что в большинстве случаев поисками новой музыки на Spotify слушатели не занимаются, а просто слушают то, что крутят порадио и то, что промелькнуло в френдленте.
Но даже если кто-то из новых музыкантов вдруг попадает в зону всеобщего внимания, остаётся вопрос, как они будут выживать дальше, после того, как первая волна интереса схлынет. Стриминговая модель потребления творческой продукции, говорит Бирн, вообще не подразумевает какого-либо долгосрочного существования и устойчивости самой отрасли:
"Главный вопрос в следующем: если бесплатный или дешёвый стриминг становится методом потребления всей записанной музыки и более чем значительной части другой продукции - будь то телевидение, фильмы, игры, изобразительное искусство, порнография - тогда, пожалуй, стоит остановиться и подумать, как стриминговые сервисы и вся эта технология скажутся, прежде чем мы "распродадим" все наши культурные активы, так же как это сделали крупные рекорд-компании. Если будущее кинобизнеса - это полагаться на доходы от Netflix (с его абонентской платой в 8 долларов в месяц), чтобы финансировать все кино- и телефильмы, тогда всё очень быстро поменяется. Как и в случае с музыкой, если именно это станет доминирующей формой потребления, отрасль долго не протянет."
Музыкант полагает, что стриминговая модель вообще не подразумевает сколько-нибудь долгосрочной и реалистичной поддержки творческой деятельности. Даже если сейчас музыканты потребуют от лейблов более честного распределения доходов - в рамках которой довольны будут не только пользователи, владельцы лейблов и владельцы стриминговых сервисов, но и непосредственные создатели художественной продукции, - интернет всё равно рано или поздно "засосёт" всю творческую продукцию и будет её высасывать из мира до тех пор, пока не останется ничего.
При этом Дэвид Бирн честно признаёт: на вопрос, что делать, у него нет ответа.
"Я был бы рад предложить что-либо, кроме того, что мы уже слышали, - "зарабатывайте концертами" или "получить поддержку от коммерсантов и продавайте музыку рекламодателям". Сейчас на кону не столько выживание таких артистов, как я, сколько - начинающих и тех, у кого за душой всего несколько записей (как у моего гастрольного партнёра Сент-Винсент, которую никак не назовёшь малоизвестной). Многие подобные ей музыканты, которые, как кажется, крепко стоят на ногах, хорошо известны и очень талантливы, в конце концов вынуждены будут искать другие занятия или источники дохода. А без новых артистов наше будущее выглядит мрачно. Культура блокбастеров - это очень печально и, в конечном смысле, плохо для бизнеса в целом. Это не тот мир, который вдохновлял меня в юности. Многие меломаны (включая меня самого) говорят, что музыка спасла их жизни. Необходимо сделать что-то, чтобы сохранить этот "спасательный круг" для будущих поколений", - пишет Бирн.
Дата рождения:
14 мая 1952
1915 – Родилась Эдит Пиаф, французская шансонье. Ее необыкновенный голос, истинный драматический талант, трудолюбие и упрямство уличной девчонки сделали певицу любимицей Франции и всего мира »»
1955 – Записана песня "Blue Suede Shoes". Она стала легендой в истории рок-н-ролла и принесла Карлу Перкинсу, одному из первых рокабилли-исполнителей, огромную популярность и славу »»
Bob BROOKMEYER (1929)
Bobby TIMMONS (1935)
Maurice WHITE (1941)
MERZBOW (1956)