Говоря о Дмитрие Шурове принято вспоминать его прежние регалии - клавишник "золотого" состава Океана Ельзи, движущая сила эстетского, простите за тавтологию, международного коллектива Esthetic Education, участник альбома и тура Земфиры "Спасибо". Также в активе у Дмитрия супергруппа Брюссель, где помимо него музицировали Сергей Бабкин и Святослав Вакарчук, саундтреки к театральным постановкам и фэшн-показам России и Украины. Однако сейчас главным проектом Шурова является собственная группа Pianoбой, с которой он недавно выпустил долгожданный третий студийный лонгплей "Take Off". В связи с выходом альбома мы связались с Дмитрием и расспросили его о пластинке, трибьюте Кузьме из группы Скрябiн и о работе "на заказ". Материал является продолжением серии "ЗВУКИ.UA", состоящей из бесед с самыми интересными лицами новой украинской музыки.
Звуки: Альбом "Не прекращай мечтать" по текстам был социально ориентированным, на "Take Off" вы от этого отошли. Это боязнь "пророчеств"? Или обсуждения социально-политической повестки дня сейчас Украине и так хватает?
Дмитрий: Я всегда пою примерно об одном и том же, просто форма донесения меняется. В песнях часто неосознанно выражается то, чего не хватает. Когда сочинялся "Не Прекращай Мечтать" всем было по барабану, что в стране происходит, поэтому рождались более острые песни с прямыми формулировками, хотелось рубить с плеча. Альбом на тот момент сильно контрастировал с общей музыкальной палитрой в стране. Сейчас всё слишком пропитано политикой, запутано, и у каждого столба есть своё мнение по этому поводу. Поэтому снова хочется петь о вечных ценностях, с позиции жизнеутверждения и созидания, потому что сидеть и плакать ещё никому не помогало. Новый альбом в плане эмоций сильнее, чем предыдущий - он начинается с любовной лирики военного времени и заканчивается футуристичным сюрреализмом. Его трудно впихнуть в какие-то стилистические рамки, потому что он родом из времени, когда зарождалась рок-музыка и группы могли позволить себе делать альбомы, состоящие из разных песен в стиле "Love Will Save The World".
Звуки: Насколько я понимаю, при записи было использовано много аналоговых и "олдскульных" инструментов - расскажете, что использовалось и где вы это богатство нашли?
Дмитрий: У меня собралась небольшая коллекция аналоговых инструментов и приборов, некоторые я купил за границей, а некоторые нашли меня здесь. Hammond M-100 1962 года выпуска сам приехал в Украину, запакованный в одежду second hand, - достался в наследство каким-то алкашам от заграничной тётки, - и я его купил. Винтажный английский tape-delay Copicat я купил в Лондоне, они выпускались в 60-е. Наш барабанщик Андрей Надольский играет на барабанах Ludwig, как у Ринго Старра (Ringo Starr). Всё это старьё не мешает нам создавать сейчас вполне актуальную музыку, просто эти инструменты звучат существенно лучше тех, что можно купить в магазине.
Звуки: Как и на прошлых пластинках, на "Take Off" нашлось место речитативу - это следствие любви к хип-хопу?
Дмитрий: Это, скорее, поиск оптимальной формы для самовыражения, я вообще не чувствую себя частью какого-то жанра или культуры. Просто иногда хочется всё выразить тремя словами, а иногда - поподробнее и пожёстче, тогда пишутся горы текста, к которому потом пишется музыка, в моём случае - не из сэмплов, а на живом пианино. Но я не считаю песню "Родина", например, хип-хопом, скорее, это эмоционально-музыкальный саспенс, как у Хичкока, под пианинные рифы.
Звуки: В пресс-релизе написано: "Десять новейших композиций, каждая из которых – песня-признание, откровенный диалог Шурова со своим слушателем". В таком случае, что за диалог идёт в последней песне "Silence"? (Композиция в чём-то сходна с "4'33" Джона Кейджа - прим. Звуков)
Дмитрий: Не знаю, кто писал этот пресс-релиз, но звучит красиво (улыбается). В песне "Silence" нет никакого концептуализма, это всего лишь предложение слушателю прислушаться к себе в безумном водовороте звуков и событий, которые его окружают. Я поймал себя на том, что уже давно почти музыку не слушаю, только создаю. А слушаю, в основном, тишину, даже батарейки из всех часов в доме вынимаю. Тишина, как точка отсчёта, очень нужна для психики музыканта, чтобы эта психика не стала психованной.
Звуки: До альбома у вас выходил сингл "Кохання". Что скажете тем, кто считает (и неоднократно об этом написал в комментариях), что та похожа на "I'm Not the Only One" Сэма Смита (Sam Smith)?
Дмитрий: Я спокойно отношусь к сравнениям, если людям это нужно - на здоровье. Мы расхлёбываем наследство из 50-ти лет поп-музыки, и сейчас всё на всё похоже. Так будет, пока не возникнет новый И.С. Бах и музыка не пойдёт принципиально новым путём.
Звуки: В мае 2015-го мне довелось быть на трибьюте Кузьме в киевском Дворце Спорта. Ваш кавер на "Шампанські очі" стал одним из самых проникновенных моментов концерта. Как вы выбрали такой неочевидный трек, при всем богатстве наследия группы Скрябiн?
Дмитрий: Песню мне показала подруга семьи Кузьмы - режиссёр Тоня Ноябрёва. Я люблю его ироничную, но очень искреннюю манеру, к тому же, я много слушал ранний Скрябiн в детстве. Сейчас мне не хватает Андрея Кузьменко, хотя мы не были близкими друзьями, и тоже самое могут сказать очень многие люди. На трибьюте это была самая неизвестная песня Кузьмы, и я думаю это круто, что люди её услышали и полюбили.
Звуки: Вы часто пишете музыку к спектаклям, кинофильмам, недавно вот для "Лиги Смеха" (запущенный в прошлом году украинский аналог КВН - прим.ред) песню сделали. Тяжело ли вам работать "на заказ"?
Дмитрий: Я практически не работаю на заказ, просто иногда погружаюсь в новый для себя контекст. Умные и опытные заказчики понимают, насколько важно довериться композитору и не детализировать ему задачу, а просто дать прочувствовать и написать. В театре Современник уже второй год идёт спектакль "Золушка" с моей музыкой и песнями. До этого я никогда не работал с театром, и процесс длился целый год. Но когда есть контакт с режиссёром и актёрами, даже самая изнурительная работа становится в кайф. Мне нравится писать саундтреки к фэшн-показам Алёны Ахмадуллиной, их уже почти двадцать, кажется. Она большая выдумщица и не устаёт удивлять людей. Я мечтаю написать музыку к большому фильму в жанре horror-fantasy.
Звуки: А на что вы в первую очередь обращаете внимание, когда работаете как продюсер?
Дмитрий: На то, насколько работа созвучна моим талантам. Стараюсь не браться за проекты, в которых мало понимаю. Люблю живые инструменты, оркестры и одарённых людей. Предпочитаю аналоговые устройства цифре.
Звуки: В интервью журналу "Сноб" в 2012 году вы сказали: "В нашей стране андеграунд радостно почил. У меня за прошедший год процентов 80 концертов произошли в России. Украины для меня, как концертной страны – не существует на карте. Ее нет. Какие-то концерты происходят, но это скорее для поднятия настроения". Сейчас же ситуация совершенно противоположная - в Украине новая сильная музыкальная волна, частью которой вы, в том числе, являетесь, много гастролей, а в России концертов нет, и это всё произошло за минимальный отрезок времени. Вы ещё допускаете вероятность проведения концертов в Москве?
Дмитрий: Да, всё действительно поменялось очень быстро и для музыкантов-космополитов это ужасно и противоречит самой профессии. Мы поставили на паузу концерты в России, когда между странами возникло большое напряжение и наши концерты там стали неуместны - было две отмены и много абсурда вокруг этого. Потом началась война, которая вообще обрушила концертный рынок, всем было не до концертов. Сейчас я сосредоточен на деятельности в Украине, потому что чувствую, что это важно, создаётся новое музыкальное лицо страны, новая аудитория. Но у музыки не должно быть границ, конечно. Рано или поздно случится оттепель и все будут всюду ездить. Потому что главный критерий в восприятии музыки, всё-таки, хорошая она или плохая, а не откуда она.
Звуки: Ну и, напоследок, что можете пожелать или посоветовать свои российским слушателям?
Дмитрий: Просто хочу сказать им: "Привет, надеюсь, у вас всё в порядке, до встречи".
Pianoбой: тур "Take off"
03 марта - Львов, Kino
04 марта - Черновцы, Dolce Club
10 марта - Киев, Atlas
11 марта - Кировоград, Provocateur
12 марта - Николаев, Del'Mar
17 марта - Харьков, Корова
18 марта - Сумы, Astoria
25 марта - Винница, Feride Plaza
Читайте также в серии материалов "ЗВУКИ.UA": Вагоновожатые
1984 – Концерт группы "Браво" в ДК "Мосэнерготехпром". В разгар выступления на сцену ворвалась милиция.Музыкантам пришлось писать объяснительныезаписки по поводу того, кто организовывал их выступление, как и где распространялись билеты. аррестовать всех участников ансамбля не смогли. Но больше всех… »»
1985 – Дебют в Питере Юрия Шевчука и Александра Башлачева. Запись этого концерта сохранилась и была издана под названием «Кочегарка» »»
2000 – «Бит-битва», организованная концерном «Медиастар», Комитетом солдатскихматерей и движением «Яблоко». Концепция— рокеры против рэпперов. Результат: музыканты против устроителей, милиционеры против зрителей и скинхеды против всех остальных. Все устроители поспешили… »»
George SCOTT (1929)
Alistair ANDERSON (1948)
Bill FRISELL (1951)
Irene CARA (1959)
Vanessa WILLIAMS (1963)
ROZALLA (1964)
Courtney PINE (1964)
Queen LATIFAH (1970)
Ричард РАССЕЛЛ (1971)