25 лет назад, в начале 1991-го, танцевальная музыка переживала очередной фазовый скачок. Прошли два лета любви, эйфория закончилась и на смену эйфорическому хаусу пришёл технорейв – жесткий, быстрый и нервный. Вместе со сменой музыкальной парадигмы, сменился и эпицентр, теперь центром музыкальной мысли стала континентальная Европа, в первую очередь Бельгия, где техно-рейв вырос из другого локального течения, нью-бита – такого же тяжеловесного и параноидального. Но теперь тренд охватил не одну страну, а весь континент. Одновременно с этим, 1991-й стал годом интеграции России в мировое информационное пространство – здесь потихоньку начинали вещать музыкальные радиостанции и телеканалы. И если эйсид-хаус зацепил нашу страну скорее по касательной, то технорейв усилиями спецпрограмм диджея Супер Алёны на М-Радио и Фонаря (тогда называвшего себя Капитаном Фанни) на "Максимуме" стал явлением вполне массовым. В декабре 1991-го в павильоне "Космос" на ВДНХ прошла легендарная "Гагарин Пати". А всё остальное, как говорится, уже история. С расстояния четверти века, прошедших с начала технорейв-бума, мы вспоминаем хиты этого жанра и их историю.
Second Phase "Mentasm"
Так уж вышло, что системообразующий для европейского технорейва звук создал американец, хотя издан этот трек был на бельгийском лейбле R&S. Джоуи Белтрам (Joey Beltram) накрутил знаменитый "хувер" на синтезаторе Roland Alpha Juno и для пущей убедительности несколько раз прогнал партию через сэмплер, каждый раз добавляя грязи и перегруза. Риф, напоминавший вой включающегося пылесоса (отсюда и название "hoover") идеально выражал дух времени, переход от эйфории "лета любви" к буйному помешательству с галлюцинациями и паранойей.
LA Style "James Brown Is Dead"
Главный, пожалуй, хит эпохи технорейва – плод фантазии нидерландского дуэта Фесселя Ван Дипена (Wessel Van Diepen) и Михеля Ван Дер Куя (Michiel Van Der Kuy), который несколькими годами раньше успел прославиться на ниве итало и дискофокса в составе продюсерской команды Laserdance. Голландцы не только заживо похоронили Джеймса Брауна, который в тот момент благополучно здравствовал и даже записывал пластинки, но и породили вокруг себя целый "дисс" – в ответ на этот трек вскоре появились "James Brown Is Still Alive" и "Who The Fuck Is James Brown". Почему досталось именно Брауну, в общем, понятно – Джеймс символизировал фанк, живую музыку свингованных ритмов. И если американские техно-пионеры относились к нему с почтением, то европейцы со своей тяжеловесной и прямолинейной как Карл-Маркс Аллее музыкой машин, очевидно, намеревались смести папашу с пьедестала тяжелым бульдозером.
Holy Noise "James Brown Is Still Alive"
Гневная отповедь предыдущему оратору. Браун жив, здоров и всем еще покажет! В подтверждение этому ритм-секция сделана из брауновских брейков процентов на восемьдесят. В голландской супергруппе Holy Noise засветилось сразу несколько тогдашних героев рейв-сцены, а самыми известными среди них были будущий проповедник хэппи-хардкора Пол Элстак (Paul Elstak) и перебежчик из диско-лагеря Петер Слагхюйс (Peter Slaghuis), он же Hithouse, когда-то трудившийся танцором в комическом проекте Video Kids.
Chimo Bayo "Asi Me Gusta A Mi"
Если сосредоточением рейверских мероприятий была курортная Испания (сначала Ибица, а затем и Барселона с "Сонаром"), то самых ярких в этом жанре музыкантов и диск-жокеев подарила миру Валенсия. Оттуда родом автор самых, пожалуй, лучших в истории технорейв-мегамиксов Кике Техада (Quique Tejada) и человек-киборг Chimo Bayo, продавший среди испанских музыкантов больше всего синглов (до записи альбома он так и не снизошёл). Музыка Чимо Байо выглядит потерянным звеном между EBM и стадионным рейвом, которым несколько лет спустя прославится Scooter. Ну а трек про "экстази-экстано" отлично помнит каждый, кто 25 лет назад клубился или хотя бы слушал радио.
Anticappella "2√231"
Кукловод итало-хауса, а позже и евроденса (гремевшая в чартах в середине 90-х Cappellа это тоже он) Джанфранко Бортолотти (Gianfranco Bortolotti) поучаствовал примерно в полусотне проектов и технорейв, естественно, тоже стороной не обошел. Среди его рейверских экзерсизов самым известным, пожалуй, был этот трек с квадратным корнем в названии. Рейв по-итальянски выходил менее параноидальным и более легкомысленным, но драйва и энергетики ему было не занимать. Именно в этом, наверное, и кроется инвариантность Антикапеллы во времени – если реквием по Брауну сегодня звучит как безнадёжное ретро, то "2√231" и сейчас вполне способен поднять мёртвых на танцпол.
Human Resource "Dominator"
Корни голландского хардкора, который в середине 90-х станет национальным помешательством и будет собирать стадионы, лежат именно в "Доминаторе". Маршевый прямой бит, ревущие "хуверы" и манифестарный текст в духе "Слава мне, любимому!" – трудно найти трек, который так же точно выражал бы дух технорейв-лихорадки 1991-го. Не случайно "Доминатор" до сих пор продолжает регулярно ремикшироваться и переиздаваться, приложить к нему руку успели даже Soulwax.
U96 "Das Boot"
Под именем U96 скрывались молодой диск-жокей Алекс Кристенсен (Alex Christensen), а также довольно опытный продюсерский дуэт Хайко Лёверенца (Hayo Lewerentz) и Инго Хаусса (Ingo Hauss), известный благодаря участию в синти-поп группе Boytronic. В качестве дебютного сингла немцы записали техно-версию темы Клауса Дольдингера (Klaus Doldinger) из кинофильма "Подводная лодка" (Дольдингер также известен, например, как соавтор саундтрека к "Бесконечной истории"). Поначалу лейблы от этого трека отказывались, но стоило немецкому Polydor всё же издать пластинку, как "Das Boot" стал интернациональным хитом и поднялся на вершины хит-парадов в четырех странах (включая Германию). Успех "Das Boot" стал для U96 началом неплохой карьеры – в отличие от большинства героев техно-рейв волны, немцы выпустили несколько альбомов и с десяток хит-синглов, однако закончилось дело, как обычно, судебным разбирательством между Алексом с одной стороны и Хайко и Инго с другой. Спор выиграли продюсеры и в прошлом году благополучно поехали с U96 в первое в жизни группы гастрольное турне.
Channel X "Rave The Rhythm"
Продюсерская команда Оливера Адамса (Oliver Adams) и Мориса Энгелена (Maurice Engelen), он же Praga Khan, а также примкнувшая к ним "рейв-Мадонна", певица по прозвищу Jade 4U безраздельно рулили бельгийским клубным пространством еще с конца восьмидесятых, когда прославились инфернальным нью-бит хитом Lords of Acid "I Sit On Acid". Проектов у них было столько, что троица издавала целые серии сборников, состоящие только из собственных треков. Переход с нью-бита на рейв только добавил им веса, а трек "Rave The Rhythm" стал, кажется, первым вторжением рейва в культуру по-настоящему массовую, планетарную. Композиция попала в саундтрек к фильму "Основной инстинкт".
Interactive "Who Is Elvis"
Еще один пинок в адрес звезд прошлого, на этот раз от немцев. Просуществовавшая довольно долго и перепробовавшая немало жанров группа Interative поначалу была чем-то вроде инкубатора талантов. В её состав входили будущая звезда немецкого транса Йенс Лиссат (Jens Lissat), а также Рамон Ценкер (Ramon Zenker), участник эйсид-техно дуэта Hardfloor и соавтор множества коммерческих хитов, включая одиозную "Samba Di Janeiro". Начинали Interactive с образцово-показательного техно-рейва – чуть более минималистичного по сравнению с бельгийцами и голландцами, но тем не менее довольно яркого. Хит про Элвиса прогремел далеко за пределами клубов и добрался аж до 12-й строчки национального чарта.
Westbam "The Mayday Anthem"
Разумеется, без вездесущего Вестбама и тут дело обойтись не могло. Технорейв бельгийского типа – скорее мимолетный эпизод в его долгой биографии, но это не помешало немцу отметиться на этом поле целой серией ярких хитов. Главный из них – гимн второго по счету рейва "Mayday" (у первого, задуманного как благотворительное мероприятие в поддержку радиостанции DC64, не было полноценного гимна, а был только 30-секундный джингл). Голос, говорящий монотонное "Mayday, mayday" принадлежит Маруше (Marusha), а трек формально считается её музыкальным дебютом.
Moby "Drop A Beat"
Наш лысый друг Моби, на чьей голове тогда еще оставалось некоторое количество волос, тоже был неравнодушен к европейской рейв-волне и, по большому счету, сделал себе на ней имя. Немало отменного технорейва он выпустил под псевдонимами U.Н.F и Voodoo Child (этот материал позже был издан на сборнике Moby "Early Underground"), но и в основном проекте американец рейва совсем не сторонился. Если его главный хит того времени "Go" всё же сложно отнести к технорейву напрямую (мягкий звук, ломаные ритмы), то открывающая его дебютный безымянный альбом композиция "Drop A Beat" – уже чистый образчик жанра.
Cubic 22 "Night In Motion"
С каждым годом в это всё труднее поверить, но лейбл XL Recordings, ныне респектабельный и издающий Адель (Adele), начинал как форпост британского хардкора и европейского технорейва. Дэнни ван Ваув и Йос Борреманс (Danny van Wauwe, Jos Borremans) – обладатели довольно типичной для того времени биографии. Множество проектов и пластинок, большая часть из которых проходит ниже радаров, а одна внезапно выстреливает. Так вышло с "Night In Motion", вторым синглом проекта, который сначала был издан в Бельгии на Big Time International (лейблом управлял сам Борреманс), а вскоре был перехвачен XL и даже попал в ротацию MTV. Секрет успеха "Night In Motion" кроется в том, что трек послужил мостиком между двумя жанрами и связал британский эйфорический хаус и жесткий контитентальный технорейв.
T-Birds "Birds Dance"
Имена голландцев Марка Хартмана и Роланда Вернеса (Marc Hartman, Roland Vernes) вам скорее всего ни о чем не скажут, да и трек этот в планетарном масштабе трудно назвать хитом, но если вы выросли в Москве и хоть раз слушали эфир Супер Алёны, то забыть эту вещь невозможно. Голландцы, если вдуматься, опередили своё время и сделали в рамках сурового ревущего технорейва почти невозможное – записали ироничный кавер (да, потом вокруг этого выстроился целый жанр хэппи-хардкор, но это было потом). "Birds Dance" – не что иное, как рейв-версия "Танца маленьких утят", сделанная по образу и подобию "чёрного танго" о смерти Джеймса Брауна.
Radio Zone "Laika (Gagarin Party)"
Чуть ли не единственный в своём роде русский технорейв хит (ну не считать же рейвом опусы группы Кар-Мэн) принадлежит "перу" Романа Рябцева, более известного по группе Технология. Однако в лучших традициях рейв-анонимности, факт этот поначалу тщательно скрывался и выход (точнее появление на радио, ни о каких официальных релизах тогда речи не шло) трека сопровождался легендой о том, что за проектом Radio Zone скрываются какие-то загадочные французы.
2000 – Состоялся юбилейный концерт группы «Чайф» в СК «Олимпийский», посвященный пятнадцатилетию группы. Зрители в объеме 20000 человек, устроили полнейший аншлаг »»
Robert WALKER (1937)
William "Smokey" ROBINSON (1940)
Bob ROGERS (1940)
Lou CHRISTIE (1943)
Юрий АНТОНОВ (1945)
Tony IOMMI (1948)
Eddie HARDIN (1949)
Всеволод ГАККЕЛЬ (1953)