В Москве прошла пресс-конференция, посвященная обсуждению готовящегося закона "Об основах деятельности по организации и проведению зрелищно-развлекательных мероприятий в Российской Федерации" - он, напомним, подразумевает регулирование концертного рынка путем создания саморегулирующихся организаций (СРО), члены которых будут связаны финансовой ответственностью (в том числе ежегодными взносами в размере 150 тысяч рублей). Большинство участников дискуссии, организованной Национальной Ассоциацией Организаторов Мероприятий (НАОМ), раскритиковало текст законопроекта, назвав его "абсолютно лоббистским" и отметив, что его крайне расплывчатые формулировки создают почву для многочисленных злоупотреблений. Основные проблемные места, на которые обратили внимание выступавшие, таковы:
1. Хотя целью законопроекта было регулирование концертного бизнеса (и большинство участников СРО "Союзконцерт" являются именно концертными промоутерами), под него в силу плохо прописанных формулировок попадут не только концерты, но и почти весь ивент-бизнес, включая корпоративы, свадьбы, благотворительные вечера и даже школьные дискотеки. Звучит абсурдно, но в том случае, если площадь школы превышает 400 кв. метров, она, по новому закону, должна вступить в СРО и только тогда приглашать диджея. По мнению участников дискуссии, в законе необходимо прописать разграничение между разными, по сути, типами мероприятий. Особенно это касается корпоративов, рынок которых, по оценкам спикеров, сопоставим с концертным по масштабам.
2. Закон принимается в интересах узкой группы лиц - крупных концертных агентств, собравшихся под вывеской "Союзконцерта". И хотя он не коснется совсем мелких мероприятий (см. ту самую оговорку о 400 кв.м.), средняя ниша - площадки вместимостью от 1000 до 3000 человек - окажется в незавидном положении. Для нее необходимо сделать послабления, в том числе и при оценке вступительного взноса для СРО. То есть разграничения нужны не только по типам мероприятий, но и по их масштабам.
3. Озвученный думским комитетом по культуре взнос в размере 150 тысяч рублей мало того, что является неподъемным для большинства участников рынка, так еще и не способен выполнять функцию компенсационного фонда. Согласно нынешней редакции закона, при срыве мероприятия СРО не может покрывать больше 1 миллиона рублей убытка. Между тем нехитрый подсчет (скажем, 2000 проданных билетов по 1500 рублей каждый) дает понять, что такая компенсация участника СРО не спасет.
4. Ивент-бизнеса так или иначе касаются три действующих кодекса РФ и несколько десятков подзаконных актов. То есть существующей нормативной базы уже достаточно для того, чтобы защитить интересы как организаторов и заказчиков мероприятий, так и зрителей. Таким образом, участие в СРО должно быть добровольным, тем более, что федеральный закон "О саморегулируемых организациях" был принят еще 8 лет назад и по-прежнему действует (например, в строительном бизнесе). Если промоутеры хотят защитить себя и зрителей от мошенников, они могут обращаться к проверенному пулу подрядчиков, уже имеющих достойную репутацию.
5. Наконец, поскольку закон принят депутатами в первом чтении и рекомендован к принятию во втором, которое состоится уже в середине января, на доработку, уточнение и детализацию у заинтересованных лиц почти не остается времени. Мало у кого из выступавших есть сомнения в том, что закон будет принят. А это значит, что СРО придется создавать в авральном порядке: все, кто не успеет сделать это до июля 2016 года, де-факто окажутся вне закона. Между тем, многие договоренности у промоутеров оформлены на многие месяцы вперед, то есть уже запланированные гастроли окажутся под угрозой срыва. Обратной силы закон не имеет, но доказать, что договоры с площадками у концертных директоров были заключены еще до его принятия, будет крайне проблематично.
Члены НАОМ отметили, что при необходимости создадут собственное СРО. В состав ассоциации уже входит 34 участника, еще 10 изъявили желание присоединиться, так что довести число до нужного минимума (50 членов СРО), для них проблемой не будет. Однако монополизация ивент-бизнеса, которая может последовать за принятием закона, их все же беспокоит.
Bobby LEWIS (1927)
Ted TAYLOR (1934)
Sonny BONO (1935)
Pete CHRISTLIEB (1945)
Jeff CLAYTON (1954)
James INGRAM (1956)
Andy TAYLOR (1961)