Немало уже было сказано о количестве и качестве материала, поставленных в этом году слушателям отечественного рэпа; к концу ноября 2015, год повально называют переломным для "игры", и небезосновательно. Окончательно чашу весов склонил вышедший на прошлой неделе дебют нового артиста лейбла Gazgolder, казахского рэпера Скриптонита "Дом с нормальными явлениями". Местный хип-хоп, оформившийся окончательно в самый прогрессивный и конкурентный жанр в стране, видел за последнее время немало стоящих пластинок, но сейчас наконец-то получил большое произведение, выводящее за собой всю сцену на совершенно новый уровень. "Дом с нормальными явлениями" - из тех альбомов, про которые спустя время вспомнишь, как включил в первый раз.
Скриптонит не возник из ниоткуда: "Газгольдер" в прошлом году подписал артиста, уже имевшего несколько синглов, прочную фан-базу и славу лучшего трэп-рэпера на пост-совестском пространстве. Уроженец Павлодара, Адиль Жалелов сам продюсирует свои треки и здорово чувствует "южный" звук: выпущенные в позапрошлом году синглы "VBVVCTND" и "Стиль" сверкают проработанными битами, ничем не уступающими творениям заокеанских продюсеров вроде Metro Boomin или Boy-1-Da. Сам Скриптонит знает свой бит и то, как под него следует читать по-русски. Свои тестостероновые тексты он разбрасывает на минусах, как и полагается победителю и завоевателю; в одной только "VBVVCTND" он читает тремя разными способами, меняя флоу каждые 16 строчек. Адиля Жалелова отличает удивительная органика: его музыка создана для того, чтобы резонировать с железом, он делает хип-хоп наотмашь, "дарит стиль", как он сам это называет в одной из своих программных композиций. Скриптонит из новой школы, и он чувствует, что хип-хоп состоит не из бита и текста, а из энергии, которая вырабатывается между ними. Отсюда и нетерпеливое ожидание его дебютной пластинки, подогреваемое отзывами тех, кому посчастливилось услышать материал: в частности, глава "Газгольдера" Василий Вакуленко иначе, чем "разрыв" и "большая игра", его дебютный диск не описывал.
Собственно, разрыв и случился: с первых же звуков "Дома с нормальными явлениями" очевидно, что ничего подобного на этой местности ранее никто не делал. Звук, который извлекает на этом альбоме Адиль Жалелов - густой и вязкий, как гудрон, обволакивающий и опьяняющий. Музыка здесь по-настоящему "триповая", обитающая в провале между сном и реальностью. "Во мне пол-литра водки в доле с марихуаной", - читает Скриптонит в припеве композиции "Танцуй сама" - и кажется, это тот рецепт, на котором замешана пластинка. На "Доме с нормальными явлениями" выстроены в цельную картину утяжеленный гангстерский хип-хоп Западного побережья, замедленный трэп и психоделический казахский блюз. Сдобренные алкоголем и дымом биты переходят из чистого "вест коуста" ("Оставь это нам") в готический южный хип-хоп ("Я не улыбаюсь"), а затем в надрывные рок-баллады ("Притон", "Вечеринка"). Музыка мечется в алкогольно-наркотическом бреду, блюзовый госпел ("100 поцелуев") сменяется трэпом, будто бы сыгранном брасс-бэндом ("Лям"), а в финале Скриптонит выдает едва ли не собственную "А не спеть ли мне песню" ("Это любовь"). Пилотный сингл "Притон" звучит как русский рок, в который ввели инъекцию соула, "Коньяк" по своему накалу напоминает саундтреки Ханса Циммера (Hans Zimmer) к фильмам Кристофера Нолана. Киноматографические ассоциации тут не спроста: несмотря на разнообразие материала, атмосфера "Дома с нормальными явлениями" совершенно незыблемая и цельная, композиции связаны воедино шипом пленки, Скриптонит очень убедительно добивается от слушателя ощущения, будто он смотрит кино.
"Дом с нормальными явлениями" могли бы оценить и за пределами России, в местах, откуда хип-хоп пришел, и не станет барьером здесь даже язык. Вдобавок к новому, шокирующе свежему звуку, Скриптонит с большим отрывом сейчас является самым оригинальным эмси, читающим рэп на русском языке. Его хаотичный, "фристайловый", лишенный четкого нарратива рэп вряд ли назовут насыщенным смыслами, но Адиль Жалелов берет другим: на его стороне подача и харизма, и то, как он выплевывает слова на бит своей лающей читкой в разы важнее того, что он в своих песнях говорит. Скриптонит - не просто эмси: у него вокал находится в тесном симбиозе с битами, и представляют единую звуковую картину, при этом он каким-то образом умудряется выступить неподражаемым рассказчиком и сообщить своим 75-минутным альбомом достаточно житейскую и оттого трогательную историю возвращения домой.
Скриптонит дает самый костяк истории, слегка сбивчиво обрисовывает наброски сцен, но рассказывает десятком слов больше, чем иные рэперы сотнями. "И спроси себя / Хочешь ли ты жить в этой хате? / Столько времени копишь копейки / Чтоб позвать суку замуж, ну да, не мое дело / Но спроси себя / Хочешь ли ты таких выходных, братик?" - читает он в композиции "Бумажки". Перед глазами вырастает история возвращения в родные края и выбора между шальной жизнью и жизнью семейной, последний (последний ли?) загул перед существованием "на спокойном", история взросления, в каком-то смысле. Хронологию событий на "Доме с нормальными явлениями" слушатель восстанавливает сам; Скриптонит лишь бросается обрывками фраз, скомканными и спонтанными. Но это пластинка-трип во всех смыслах, Скриптонит буквально ведет голосом своего слушателя через эти диковинные дебри звука.
"Дом с нормальными явлениями" сенсационно сведен и "отмастерен" - это достижения, о котором стоит упомянуть отдельно. Это попросту одна из главных продюсерских удач этого года, настолько, что этот диск по-разному звучит на разных громкостях. Соотношение бит-вокал происходит здесь невероятно объемно, детализовано и дорого. Адиль Жалелов не просто дает качество и стиль и умело переносит западные тренды на местную почву - он выступает на равных с трендсеттерами, его хип-хоп может соперничать с самыми прогрессивными релизами последнего времени. На "Доме с нормальными явлениями" Скриптонит подчинил себе хип-хоп, заставил его играть по своим правилам, использовал этот ресурс для того, чтобы сделать свою собственную музыку. Самобытность – синоним этой музыки, и полноформатный дебют Скриптонита - очень оригинальная запись со всех точек зрения. Это та самая "большая игра", про которую так долго говорили.
Альбом "Дом с нормальными явлениями" вышел 24 ноября на Gazgolder
1945 – В Санта Анне, Ямайка, в семье британского военнослужащего родился Боб Марли (настоящее имя Robert Nesta Marley) - "Король регги" »»
1961 – День рождения Сергея Чигракова - музыканта, солиста группы Чиж и Co. Свою карьеру Чиж начал в 6-м классе, когда выступал со старшим братом в местных ансамблях. Чиграков получил прозвище "Чиж" в наследство от брата »»
Ernie ROYAL (1921)
Dave BERRY (1941)
Bob MARLEY (1945)
Neil SHICOFF (1949)
Natalie COLE (1950)
Никита "Зольцманн" ЗАЙЦЕВ (1956)
Jerry MAROTTA (1957)
Игорь МАТВИЕНКО (1960)
Сеpгей ЧИГРАКОВ (1961)
Axl ROSE (1962)