Вячеслав Бутусов, лидер самого известного моллюска российской рок-музыки Nautilus Pompilius, уже пятнадцатый год активно занимается проектом Ю-Питер, супергруппой, собранной вместе с гитаристом Кино Георгием Каспаряном. За это время квартет успел выпустить пять студийных пластинок, последнюю из которых, "Гудгора", Вячеслав этой осенью представляет в большом концертном туре. Пластинка продолжает выбранную Ю-Питером линию: отлично звучащие крепкие гитарные композиции с витиеватыми партиями Каспаряна и неоднозначным сочетанием аранжировок и творческого месседжа. Сейчас Бутусов, кажется, может себе позволить сочинить и исполнить абсолютно что угодно, оттого каждая новая его работа априори вызывает искренний интерес.
Звуки связались с Вячеславом, узнав о том, изменилось ли со временем его отношение к музыке и наследию Наутилуса, а также о желании записать совместную пластинку с БГ (как стало известно уже после интервью, Бутусов принял участие в уже вышедшем втором альбоме виртуального проекта Гребенщикова Террариум, исполняющего песни пера Джорджа Гуницкого - предыдущий аналогичный опыт принёс Вячеславу один из крупнейших сольных хитов "Гибралтар-Лабрадор").
Звуки: Не так давно у Ю-Питера вышла новая пластинка "Гудгора". Слышно, что вы очень много времени потратили на звук, использовали ли вы при её записи какие-то новые методы сочинения и записи песен?
Вячеслав: Вы знаете, это настолько специфический вопрос, исключительно музыкантский, профессиональный… Мы, конечно, видим какие-то определенные тонкости, мы же всё время стараемся усовершенствовать и свой подход, и систему звукозаписи. В этом смысле мы эстеты и гурманы, мы фанаты записи, любим работать в студии. Но вряд ли это что-то объяснит человеку, который не вникает в подробности. Поэтому, мне кажется, надо воспринимать всё так, как это воспринимается. Как говорится, "красота в глазах смотрящего". Тот человек, который хочет что-то найти, тот обязательно найдёт. Вполне возможно найдёт даже то, чего не вижу я.
Звуки: А отличаются ли сейчас ваши творческие подходы от тех, которые были десятилетия назад?
Вячеслав: Десятилетия назад скорее отличалось всё технологически какими-то моментами, мы по-другому тогда фиксировали творчество. Сейчас я имею возможность в любой момент - хоть прямо сейчас, - записать любую пришедшую в голову мысль. Раньше же такого не было - чтобы зафиксировать какую-то музыкальную тему, нужно было обязательно плотно посидеть на гитаре, чтобы она плотно осела у тебя в голове, чтобы не забыть её. А сейчас даже в самолёте, где использовать инструменты неудобно, я могу что-то напеть, а потом уже дома или в студии это расшифровать. Возможностей больше, но суть-то не изменилась, понимаете? Я непрофессиональный человек, грамоте меня не обучали. И музыку я не пишу, а записываю. Что услышал вокруг - то и записал. Зафиксировал таким образом, как это у меня прозвучало в голове.
Звуки: В вашей творческой истории были необычные студийные работы вроде диска с Deadушками, сольника "Модель для сборки", ну и такая любопытная пластинка как "НезаконНоРожденный АльХимик Доктор Фауст - Пернатый Змей" тоже имела место. Стоит ли ожидать подобных экспериментальных работ в будущем?
Вячеслав: У нас есть очень давнее желание записать совместный альбом с Борей Гребенщиковым. Причем не так, чтобы мы просто собрались в студии, обменялись готовыми вещами и исполнили их вместе, нет. А чтобы мы какое-то длительное количество времени посидели вместе, действительно сочинили с нуля и записали весь материал. Но Боря находится в таком режиме, да и я в разъездах, что пока найти время для этой работы проблематично. Но я надеюсь, что рано или поздно это всё-таки произойдёт. Мы же вместе базируемся на Пушкинской, наши студии на разных этажах. Так что в принципе, гипотетически, это вполне возможно. Главное, что у нас есть намерение.
Звуки: На "Биографике" Ю-Питер экспериментировал с электроникой, следит ли Вячеслав Бутусов за актуальными музыкальными тенденциями, его впечатляет нечто из современной музыки?
Вячеслав: У нас в составе есть, скажем так, относительно молодые музыканты, которые ещё не утратили пытливости по отношению к современной музыке - Лёша Андреев, Андрей Алякринский, Женя Кулаков... Поэтому мы с Георгием иногда прислушиваемся к их советам в отношении того, когда мы используем новые электронные возможности.
Звуки: В прошлом году у вас вышел диск каверов на песни Наутилуса "НауРок", по какому принципу вы выбирали песни для пластинки - наряду с хитами там были некоторые неожиданности в выборе, вроде "Битвы с магнатом"?
Вячеслав: У нас всё-таки было несколько релизов с песнями Наутилуса - двойной релиз "Наубум" и специальная концертная программа, посвященная 30-летию Nautilus Pompilius, что вылилось в разные альбомные проекты с условной "классикой" репертуара группы. Что по песне "Битва с магнатом" - я предложил её вытащить из загашников исключительно по своей просьбе. Мне в голову ударила мысль, что именно сейчас надо эту песню обязательно реставрировать и послушать, как она будет звучать.
Звуки: Она соответствует духу времени?
Вячеслав: Да, мне показалось, что настало время этой песни. Она мне в принципе всегда нравилась, но она очень уж давняя, мы никогда её не исполняли. Поэтому мне захотелось её сделать в качестве этакого "бонуса".
Звуки: Как вы сейчас относитесь к наследию Наутилуса? Насколько я помню, когда Ю-Питер только появился, вы чуть ли не намеренно открещивались от недавнего прошлого.
Вячеслав: Конечно, отдалялся. Во-первых, это был болезненный момент, после прекращения существования группы. Во-вторых, мне очень хотелось, чтобы новый проект, который мы с Георгием образовали, имел больше пространства для манёвра. Мы на первых этапах и категорически не хотели исполнять песни Наутилуса, чтобы амбиции новой группы удовлетворить, и уже позже мы постепенно возвращали их в программу.
Звуки: Какое послание вы бы отправили самому себе образца зари собственной популярности?
Вячеслав: Не знаю, это, конечно, большое искушение, что-то дать себе знать о предстоящем будущем, но это совершенно бессмысленная затея. Возможно, я бы написал себе: "Слава, иди обратно в архитекторы!"
Звуки: Даже так?
Вячеслав: По прошествии времени я понял, что природа человека не меняется. Ни один человек изменить её не в состоянии, можно лишь её исковеркать. Самая главная-то наша задача научиться пользоваться ею правильно. И моё отношение к музыке оно ведь не изменилось, оно осталось таким же камерным. И я вполне счастлив, когда работаю в студии. Я даже счастлив, когда просто слушаю музыку, сижу и каким-то образом её оформляю. А то, что я выхожу на концерты... Это мой своеобразный общественный долг, я к этому отношусь с ответственностью.
Звуки: Вы не раз говорили, что концерты - не самая любимая часть вашей музыкальной деятельности.
Вячеслав: Вы знаете, я изменил формулировку. Я теперь говорю, что очень люблю играть концерты, но работать в студии люблю ещё больше.
Ю-Питер: презентация альбома "Гудгора"
Санкт-Петербург, БКЗ "Октябрьский"
3 декабря, 20:00
Manu DIBANGO (1934)
Roberta FLACK (1939)
Nigel OLSSON (1949)
Robbie NEVIL (1961)
Poli GENOVA (1987)