Вячеслав Бутусов, лидер самого известного моллюска российской рок-музыки Nautilus Pompilius, уже пятнадцатый год активно занимается проектом Ю-Питер, супергруппой, собранной вместе с гитаристом Кино Георгием Каспаряном. За это время квартет успел выпустить пять студийных пластинок, последнюю из которых, "Гудгора", Вячеслав этой осенью представляет в большом концертном туре. Пластинка продолжает выбранную Ю-Питером линию: отлично звучащие крепкие гитарные композиции с витиеватыми партиями Каспаряна и неоднозначным сочетанием аранжировок и творческого месседжа. Сейчас Бутусов, кажется, может себе позволить сочинить и исполнить абсолютно что угодно, оттого каждая новая его работа априори вызывает искренний интерес.
Звуки связались с Вячеславом, узнав о том, изменилось ли со временем его отношение к музыке и наследию Наутилуса, а также о желании записать совместную пластинку с БГ (как стало известно уже после интервью, Бутусов принял участие в уже вышедшем втором альбоме виртуального проекта Гребенщикова Террариум, исполняющего песни пера Джорджа Гуницкого - предыдущий аналогичный опыт принёс Вячеславу один из крупнейших сольных хитов "Гибралтар-Лабрадор").
Звуки: Не так давно у Ю-Питера вышла новая пластинка "Гудгора". Слышно, что вы очень много времени потратили на звук, использовали ли вы при её записи какие-то новые методы сочинения и записи песен?
Вячеслав: Вы знаете, это настолько специфический вопрос, исключительно музыкантский, профессиональный… Мы, конечно, видим какие-то определенные тонкости, мы же всё время стараемся усовершенствовать и свой подход, и систему звукозаписи. В этом смысле мы эстеты и гурманы, мы фанаты записи, любим работать в студии. Но вряд ли это что-то объяснит человеку, который не вникает в подробности. Поэтому, мне кажется, надо воспринимать всё так, как это воспринимается. Как говорится, "красота в глазах смотрящего". Тот человек, который хочет что-то найти, тот обязательно найдёт. Вполне возможно найдёт даже то, чего не вижу я.
Звуки: А отличаются ли сейчас ваши творческие подходы от тех, которые были десятилетия назад?
Вячеслав: Десятилетия назад скорее отличалось всё технологически какими-то моментами, мы по-другому тогда фиксировали творчество. Сейчас я имею возможность в любой момент - хоть прямо сейчас, - записать любую пришедшую в голову мысль. Раньше же такого не было - чтобы зафиксировать какую-то музыкальную тему, нужно было обязательно плотно посидеть на гитаре, чтобы она плотно осела у тебя в голове, чтобы не забыть её. А сейчас даже в самолёте, где использовать инструменты неудобно, я могу что-то напеть, а потом уже дома или в студии это расшифровать. Возможностей больше, но суть-то не изменилась, понимаете? Я непрофессиональный человек, грамоте меня не обучали. И музыку я не пишу, а записываю. Что услышал вокруг - то и записал. Зафиксировал таким образом, как это у меня прозвучало в голове.
Звуки: В вашей творческой истории были необычные студийные работы вроде диска с Deadушками, сольника "Модель для сборки", ну и такая любопытная пластинка как "НезаконНоРожденный АльХимик Доктор Фауст - Пернатый Змей" тоже имела место. Стоит ли ожидать подобных экспериментальных работ в будущем?
Вячеслав: У нас есть очень давнее желание записать совместный альбом с Борей Гребенщиковым. Причем не так, чтобы мы просто собрались в студии, обменялись готовыми вещами и исполнили их вместе, нет. А чтобы мы какое-то длительное количество времени посидели вместе, действительно сочинили с нуля и записали весь материал. Но Боря находится в таком режиме, да и я в разъездах, что пока найти время для этой работы проблематично. Но я надеюсь, что рано или поздно это всё-таки произойдёт. Мы же вместе базируемся на Пушкинской, наши студии на разных этажах. Так что в принципе, гипотетически, это вполне возможно. Главное, что у нас есть намерение.
Звуки: На "Биографике" Ю-Питер экспериментировал с электроникой, следит ли Вячеслав Бутусов за актуальными музыкальными тенденциями, его впечатляет нечто из современной музыки?
Вячеслав: У нас в составе есть, скажем так, относительно молодые музыканты, которые ещё не утратили пытливости по отношению к современной музыке - Лёша Андреев, Андрей Алякринский, Женя Кулаков... Поэтому мы с Георгием иногда прислушиваемся к их советам в отношении того, когда мы используем новые электронные возможности.
Звуки: В прошлом году у вас вышел диск каверов на песни Наутилуса "НауРок", по какому принципу вы выбирали песни для пластинки - наряду с хитами там были некоторые неожиданности в выборе, вроде "Битвы с магнатом"?
Вячеслав: У нас всё-таки было несколько релизов с песнями Наутилуса - двойной релиз "Наубум" и специальная концертная программа, посвященная 30-летию Nautilus Pompilius, что вылилось в разные альбомные проекты с условной "классикой" репертуара группы. Что по песне "Битва с магнатом" - я предложил её вытащить из загашников исключительно по своей просьбе. Мне в голову ударила мысль, что именно сейчас надо эту песню обязательно реставрировать и послушать, как она будет звучать.
Звуки: Она соответствует духу времени?
Вячеслав: Да, мне показалось, что настало время этой песни. Она мне в принципе всегда нравилась, но она очень уж давняя, мы никогда её не исполняли. Поэтому мне захотелось её сделать в качестве этакого "бонуса".
Звуки: Как вы сейчас относитесь к наследию Наутилуса? Насколько я помню, когда Ю-Питер только появился, вы чуть ли не намеренно открещивались от недавнего прошлого.
Вячеслав: Конечно, отдалялся. Во-первых, это был болезненный момент, после прекращения существования группы. Во-вторых, мне очень хотелось, чтобы новый проект, который мы с Георгием образовали, имел больше пространства для манёвра. Мы на первых этапах и категорически не хотели исполнять песни Наутилуса, чтобы амбиции новой группы удовлетворить, и уже позже мы постепенно возвращали их в программу.
Звуки: Какое послание вы бы отправили самому себе образца зари собственной популярности?
Вячеслав: Не знаю, это, конечно, большое искушение, что-то дать себе знать о предстоящем будущем, но это совершенно бессмысленная затея. Возможно, я бы написал себе: "Слава, иди обратно в архитекторы!"
Звуки: Даже так?
Вячеслав: По прошествии времени я понял, что природа человека не меняется. Ни один человек изменить её не в состоянии, можно лишь её исковеркать. Самая главная-то наша задача научиться пользоваться ею правильно. И моё отношение к музыке оно ведь не изменилось, оно осталось таким же камерным. И я вполне счастлив, когда работаю в студии. Я даже счастлив, когда просто слушаю музыку, сижу и каким-то образом её оформляю. А то, что я выхожу на концерты... Это мой своеобразный общественный долг, я к этому отношусь с ответственностью.
Звуки: Вы не раз говорили, что концерты - не самая любимая часть вашей музыкальной деятельности.
Вячеслав: Вы знаете, я изменил формулировку. Я теперь говорю, что очень люблю играть концерты, но работать в студии люблю ещё больше.
Ю-Питер: презентация альбома "Гудгора"
Санкт-Петербург, БКЗ "Октябрьский"
3 декабря, 20:00
1955 – В британском Миддлексе родился Билли Айдол (настоящее имя William Michael Albert Broad) - первый поп-панкер 80-х. Знаменитый псевдоним подсказал Биллу школьный учитель, назвав его бездельником («idle» звучит похоже на «idol») »»
1979 – Выходит эпический альбом "The Wall" группы Pink Floyd - пик творчества Роджера Уотерса и самый успешный релиз: он 23 раза становился платиновым. Это также последний диск группы, записанный в классическом составе: сразу после записи состав покинул Рик Райт »»
2004 – Умер поэт, автор песни "Под небом голубым" Алексей Хвостенко »»
Dick CLARK (1929)
Jack SHELDON (1931)
Earl JOHNSON (1932)
Bob MOORE (1932)
Эдуард АРТЕМЬЕВ (1937)
Luther INGRAM (1944)
Roger GLOVER (1945)
Billy IDOL (1955)