Звуки поговорили с Мирей Матье, долгожительницей французской сцены и признанной наследницей Эдит Пиаф, о 50-летии ее карьеры и новом рождественском альбоме.
Звуки: Что для вас значит "50 лет на сцене"? От какого момента вы сама для себя отсчитываете эти 50 лет - знаменитый концерт в Олимпии или какое-то другое событие?
Мирей Матье: 50 лет – невероятная цифра. Как вы знаете, в прошлом году был юбилей того самого концерта в Олимпии. Я отправилась в тур по Франции, что считаю огромным счастьем – иметь возможность выступать в своей стране по истечении 50 лет.
Звуки: Наиболее трудный момент за эти 50 лет, когда вы были готовы бросить все - каким он был?
Мирей Матье: Пожалуй, бросить все никогда не хотелось. Я благодарю Бога за жизнь и возможность заниматься тем, что мне нравится. Я живу во Франции, я коренная француженка, и я даже не подозревала, что смогу когда-либо повидать целый мир, скажем, Россию, которую я люблю всем сердцем, и русский народ, который я "обожаю" (это слово Мирей произносит по-русски).
Когда я только начинала свою карьеру, многим я была обязана своему менеджеру Джонни Старку, которого уже нет с нами. Его кончина была для меня тем самым ужасным, трудным моментом. А также смерть моего отца – это было мучительно сложно для меня.
Звуки: Следите ли вы за современными конкурсами талантов (хотя бы их французскими аналогами)? Ведь вы по сути дебютировали на одном из таких таких конкурсов (On Chante dans mon Quartier в родном для певицы Авиньоне - прим. Звуков), пусть он и отличался по формату.
Мирей Матье: Действительно, одно из моих дебютных выступлений было на телевидении в небольшом конкурсе. Программа транслировалась в прямом эфире, и мое выступление оценивали зрители, которые звонили и голосовали за меня – я была на седьмом небе от счастья. Сейчас во Франции, в том же "Голосе", выступления оценивают жюри, а не телеаудитория. Сегодняшние конкурсы вообще имеют совершенно отличный формат и контекст, нежели тот, в котором принимала участие я. Не могу сказать, что я за ними слежу, но я отношусь к ним положительно. Почему бы и нет, если они дают возможность молодым талантам, которые хотят выступать, хотят петь, заявить о себе. Мне кажется, это очень важно.
Звуки: Вы дебютировали, когда во Франции царил ye-ye - Франс Галль, Фрасуаз Арди, Сильви Вартан и другие. В отличие от них, вы представляли принципиально другую эстетику, более строгую, в каком-то смысле более ретро-ориентированную. Как вы относились к ye-ye тогда и как этот виток моды воспринимается сейчас?
Мирей Матье: Скорее мой дебют пришелся уже после того, как отгремел ye-ye. Можно сказать, что я начала карьеру в очень удачное время. После моего дебюта на телевидении я полностью доверилась своему менеджеру Джонни Старку. Это был счастливый момент, как для меня, так и для моих родителей. Как вы знаете, я родом из Авиньона, и когда мы приехали в столицу – Париж, для меня началась совершенно новая жизнь. Я начала работать над собой, мне пришлось многому научиться. Когда я согласилась работать со Старком, я, конечно, понимала, что придется сложно, но никогда не подозревала, что будет настолько сложно.
Звуки: К слову об эстетике - во многом из-за нее вас полюбили в Советском Союзе, и, думаю, не погрешу против истины, если скажу, что у многих российских слушателей вы по-прежнему ассоциируетесь с временами Союза. Как вы относитесь к советской эстраде и советской эстетике, которая в России живее всех живых?
Мирей Матье: В 67-ом году я впервые посетила Советский Союз, и с тех самых пор началась, не побоюсь этого слова, большая история любви с российской аудиторией. Но, честно говоря, не слежу за современной российской музыкой и, к сожалению, с трудом могу назвать имена советских исполнителей. Но я имела на самом деле большую честь петь вместе с Хором Красной Армии [ансамбль песни и пляски Российской Армии]. Совсем недавно хор выступал в Париже; я посетила их концерт в Олимпии, встретилась с руководителем хора. Это было великолепно, я получила огромное удовольствие!
Звуки: Вы принадлежите к первому поколению французов, родившихся после Второй Мировой. А это особое поколение, что во Франции, что в СССР: люди, которые сами не увидели войну, зато очень хорошо чувствуют ее болезненное эхо. Насколько детство в послевоенной Франции определило вас как личность? У вас есть какое-то особенно яркое воспоминание из тех лет?
Мирей Матье: Да, я родилась после войны, это все еще было сложное время во Франции. Но я знаю, что в вашей стране совершенно особенное отношение к войне, ваш народ сильно пострадал, и память о ней живет до сих пор. В этом году, как и несколько лет подряд, я пела песню "Синий Платочек" на Красной Площади, где проходил фестиваль "Спасская башня". Я очень рада, что имела честь исполнить эту известную военную песню в юбилейный 70-ый год Победы в Великой Отечественной войне. Это прекрасная песня, и мое исполнение было очень тепло встречено и принято российской публикой. Я была тронута.
Звуки: Самые необычные подарки, которые вам преподносили зрители? Не обязательно в России.
Мирей Матье: Для меня лично лучшим подарком всегда будут аплодисменты моих слушателей, неважно где – в концертном зале или, например, на главной площади Кремля. Это самое главное для меня, других подарков мне и не нужно.
Как вы знаете, 20 ноября вышел мой новый альбом – это будет рождественский альбом с известнейшими рождественскими и новогодними песнями. На нем есть две версии классической французской рождественской песни "Petit Papa Noël", одну из которых я исполняла дуэтом с популярным французским певцом Тино Росси, а также композиция "La Colombe de Noël" на музыку Мендельсона. Это великолепный праздничный альбом для всех моих поклонников!
Альбом Мирей Матье "Noël" на iTunes
Дата рождения:
22 июня 1964
1940 – Фрэнк Винсент Заппа - американский композитор, певец, гитарист, сатирик и режиссер - родился в Балтиморе. За свою 33-летнюю музыкальную карьеру Заппа выпустил более 60 альбомо - сольных и в составе своей группы The Mothers of Invention. Лауреат премии Grammy »»
1946 – Родился Карл Уилсон - один из основателей серф-группы Beach Boys »»
Steve ALLEN (1921)
Frank ZAPPA (1940)
Carla THOMAS (1942)
Reinhard MEY (1942)
Walter WASHINGTON (1943)
Albert LEE (1943)
Martin BELMONT (1948)
Betty WRIGHT (1953)
Алексей РЫБИН (1960)