Как вы помните, на протяжении последних месяцев Звуки радовали вас рассказами из жизни Российского Авторского Общества. В расследовании деятельности РАО участвуют лейблы, юристы и издания со всей страны. И вот наконец-то органы правопорядка заинтересовались предприимчивыми правоторговцами: уже вчера работа РАО оказалась парализована в связи с тем, что сотрудники Главного управления экономической безопасности и противодействия коррупции при МВД РФ проводят проверку деятельности общества. Речь идёт о миллиардных хищениях. Член авторского совета РАО, композитор Игорь Матвиенко заявляет о "ситуации междоусобной войны", явно имея в виду российские организации по коллективному управлению правами на интеллектуальную собственность.
Самое время напомнить вам о том, что все российские ОКУПы объединяет небольшая группа собственников. И познакомить вас с еще одним маститым игроком на черном рынке прав. Тем более, что у нас есть весомый повод.
Вчера Звукам стало известно, что в штаб-квартиру Всероссийской организации по защите интеллектуальной собственности (ВОИС) состоялся визит ОМОН. По информации осведомлённого источника среди лицензиатов ВОИС, находившегося в здании и пожелавшего сохранить анонимность, силовики проверяли бухгалтерию, в то время как руководители организации удалённо пытались ликвидировать компрометирующие их сведения (базу данных).
Что такое ВОИС и почему это касается всех артистов?
ВОИС - монополист в области смежных (исполнительских) прав, собирающий отчисления за фонограммы и публичную передачу по кабелю. Если вы что-то где-то исполнили и записали, или сделали это, к примеру, по радио или по ТВ, либо просто взяли чужую песню и изувечили ее до состояния отдаленной узнаваемости и записали - вы задолжали ВОИС денег. Точнее, задолжал ретранслятор или лейбл. От каждого использования фонограммы телеканал или радиостанция отчисляют в ВОИС долю своих поступлений, и к вам, как к исполнителю, они вернутся в сильно урезанном виде.
Крайне важно не путать эту организацию с WIPO, "Всемирной организацией интеллектуальной собственности". Подозреваем, что это название позаимствовали у западных коллег, чтобы придать своему обществу налет респектабельности. Однако, как стало известно Звукам, респектабельной эту деятельность назвать трудно.
На чем зарабатывает ВОИС?
Согласно собственной публичной отчётности за 2014 год, ВОИС собрала 963 225 077,92 руб. (в которых львиная доля приходится на статью "публичное исполнение"), фактически выплатила 471 848 038,95 руб., ещё 135 160 892,33 руб. находятся "в процессе выплаты". Логично предположить, что в 2015-м ВОИС планирует собрать и выплатить примерно столько же (или больше).
В целом у ВОИС есть три источника поступлений: отчисления от "публички", отчисления от издателей и суды. И если работа с телеканалами и радио уже поставлена на поток и отчисления происходят в автоматическом режиме, то суды, особенно региональные, ВОИС пока не даются. Так, на вопрос, каким образом ВОИС собирает доказательную базу по использованию произведений без надлежащих отчислений, представители ВОИС рассказывают настоящий шпионский анекдот. Выдержка из постановления мирового судьи судебного участка № 66 Левобережного района г. Москвы от 07.09.2015 г. о прекращении производства по делу об административном правонарушении, которое пыталось возбудить ВОИС:
"В рамках дела, возбужденного в 2015 году Прокуратурой Северного административного округа г. Москвы по обращению ВОИС 2 представители ВОИС свидетельствовали, что сами включают у нас радиоприемники для того, чтобы осуществить видеофиксацию, во всех случаях на месте фиксации присутствует минимум 2 человека".
Ничего удивительного, что, услышав о таком экзотическом способе мониторинга эфира, судья чаще сего прекращает дело за отсутствием состава правонарушения. Однако большую часть денег приносят ВОИС досудебные урегулирования и работа по аккредитации. Интересно, что исполнители и управляющие их правами организации сообщили нам, что они отчетов об этих выплатах в своих годовых отчетах не видят.
С 2008 года ВОИС возглавляет генеральный директор ФГУП "Фирма "Мелодия", первый заместитель главы РАО, а также первый заместитель гендиректора Российского союза правообладателей Андрей Кричевский. Как может один и тот же человек занимать руководящий пост и в компании-лицензиаре и в компании-лицензиате - далеко не самый интересный вопрос. Интереснее другое: именно сейчас Кричевский ведет переговоры о том, чтобы объединить все структуры в одну, единолично возглавить общество-монстр и аккумулировать все виды прав в одних руках.
РАО находится под следствием. Его генеральным директором все еще является Сергей Федотов, ныне находящийся за границей, а его двумя первыми замами числятся глава ВОИС Андрей Кричевский и мать гендиректора РАО Вера Федотова.
Так что по всему выходит, что "междоусобная война" ВОИС - это реальность. С чем она может быть связана?
Кому платит ВОИС?
В распоряжении редакции Звуков находится список компаний, которым ВОИС перечисляет авторские выплаты. В нём немногим более 50 позиций. Даты операций разнятся - часть из них осуществлялась в феврале 2015 года, часть - в апреле, часть в июне. По различным отчетам, которые нам предоставили источники в среде лицензиатов, за одно только первое полугодие 2015 года ВОИС мог перечислить компаниям-правообладателям из списка порядка 80 млн рублей (очевидно, это далеко не полный список контрагентов, поскольку 80 млн - это примерно одна шестая того, что ВОИС выплатила за весь 2014 год).
Когда мы впервые увидели список этих компаний, мы поняли, что, невзирая на 19-летний опыт работы, ничего не знаем о российских правообладателях. В числе лицензиатов ВОИС - совершенно неизвестные нам имена и компании!
Мы решили, что необходимо уточнить сведения, и устроили опрос, в котором приняли участие около десятка генеральных директоров известных российских звукозаписывающих лейблов - от Снегирей и FeeLee до представителей звукозаписывающих холдингов. Информацию нам предоставили несколько компаний, сотрудничавших и сотрудничающих с ВОИС в части лицензионных выплат. Мы задавали всем один и тот же вопрос: "Кто из этих получателей вам известен и каких артистов они издают?"
Кто все эти люди?
Результаты опросов приведены в виде таблицы в конце статьи. Полученная нами картина крайне любопытна, целый ряд деталей в списке лицензиатов сходу обращает на себя пристальное внимание. У очень многих перечисленных компаний заявлен один и тот же держатель реестра акционеров - ЗАО РДЦ "Паритет". Само по себе это ни о чём не говорит - держателем реестра может быть абсолютно любая фирма, имеющая на это законные права.
Внимание привлекают и имена учредителей фирм, чьи реестры находятся в ведении "Паритета", и которые получали миллионные выплаты от ВОИС. Имена эти не очень знакомы в среде деятелей шоу-бизнеса: например, Жээнбаев Нурланбек; Карабаева Муазамжон, Белеков Жарыкбек. Господин Белеков упомянут в качестве учредителя и генерального директора ООО "Музыкальная лаборатория". Краткие поиски позволяют установить, что это фирма с уставным капиталом 10 тысяч рублей, зарегистрированная по адресу ул. Бакунинская, д.69, стр.1, оф. 11 (это торговый центр "Александрия"). Жарыкбек Белеков также являлся учредителем ещё одной компании с уставным капиталом 10 тыс. рублей - ЗАО "Национальный медиацентр". Компания существовала в 2011-2013 годах, её штаб-квартира располагалась по тому же адресу, по которому зарегистрирован самая странная структура в списке получателей выплат ВОИС - ЗАО "Аэроклуб" (Москва, Алтуфьевское шоссе, 56). Основные виды деятельности "Аэроклуба" связаны с воздушным транспортом, но никак не с музыкой.
Стоит добавить, что это далеко не единственный случай пересечения юридических адресов и имен в списке.
Вопросы вызывает и присутствие в списке ЗАО "Орчард Коллекшн Рус". The Orchard - это крупный издатель и дистрибьютор музыкальной, видео- и кинопродукции, ныне являющийся дочерним предприятием Sony Music Entertainment. Компания действует по всему миру, но отдельной "дочки" в России у The Orchard нет. Впрочем, и это тоже само по себе ни о чём не говорит: в конце концов, почему бы какому-нибудь бизнесмену не выбрать в качестве названия своей новой компании звучное слово "Орчард"?..
Но вернёмся к "странным" именам. Звуки повторно обратились к ряду деятелей индустрии с просьбой указать, известны ли им компании из списка и их руководители. Относительно большинства фирм, учредителями которых выступают обладатели "нехарактерных" имён и фамилий, ответ был отрицательным. Между тем, они считаются получателями ВОИС, наряду с маститым Universal Music или Первым Музыкальным Издательством.
Большинство опрошенных Звуками экспертов в неформальном разговоре склоняются к тому, что все эти фирмы в действительности подконтрольны одному и тому же человеку - руководителю ВОИС, РАО и ФГУП "Фирма "Мелодия" Андрею Кричевскому, - однако мы этого утверждать не беремся. Тем не менее, вопрос о реальном получателе миллионных роялти стоит перед всем рынком.
Звуки обратились к самому Андрею Кричевскому за комментариями по поводу недавних обысков в РАО, поинтересовавшись, насколько эта ситуация затрагивает деятельность ВОИС. Кричевский сообщил: "Насколько мне известно, эта проверка касается исключительно хозяйственной деятельности РАО. ВОИС и РСП функционируют в обычном режиме и их деятельность у правоохранительных органов вопросов не вызывает".
Звуки обращаются к контрагентам ВОИС, таким как, например, ООО "Музыкальная лаборатория", ЗАО "Аэроклуб", "Акита Ину" или "Орчард Коллекшн", с просьбой связаться с редакцией. Нам очень хочется услышать их рассказ о себе, увидеть их каталог и узнать, где именно ротируются музыкальные записи, за публичное воспроизведение которых ВОИС выплачивает им шести- и семизначные суммы.
Это война?
Вернёмся к началу - к фразе Игоря Матвиенко о "междоусобной войне". Последние события указывают на то, что она действительно идёт. Но она сама выглядит как продолжение совсем иной войны. Войны, которая сотрясала всю отрасль сверху до низу на протяжении многих месяцев в 2014-2015 годах (на самом деле, ещё больше). Тогда в светлые головы руководителей трёх главных российских ОКУПов (РАО, РСП, ВОИС) пришла мысль завести ещё один, четвёртый, который собирал бы дань за использование интеллектуальной собственности в интернете - речь идёт о "Глобальной лицензии", о которой Звуки неоднократно писали.
Авантюра натолкнулась на жесточайшее сопротивление как бизнеса, так и государственных органов: "за" выступало только Министерство культуры, все остальные были "очень против".
Лоббистское наступление захлебнулось. После этого ОКУПы предприняли попытку объединения в единую организацию - Профсоюз деятелей искусства "Российское Авторское Общество" (формально зарегистрировано в сентябре). Но тут члены ВОИС начали резко выступать против.
Глава ВОИС Кричевский, который также входит в правление и РАО, и РСП, получил в новом "профсоюзе" должность первого зама его генерального директора - Сергея Федотова. Но это случилось не раньше, чем самому Кричевскому, якобы, проломили голову в результате уличного нападения в августе этого года.
А затем уже в октябре в издании "Совершенно секретно" появилась огромная публикация, посвящённая прошлому Андрея Кричевского, где он выведен практикующим рейдером с обширными бизнес-интересами (в первую очередь, в сфере недвижимости). В тексте также содержался намёк на возможные связи Кричевского с организованной преступностью и обсуждается вероятность тому, что нападение было инсценировкой. В конце публикации Андрей Кричевский практически напрямую обвиняется в попытке "рейдерского захвата" РАО и РСП.
Информацию о том, что гендректор ВОИС предпринял попытку замкнуть на себя управление РАО и РСП, подтвердили множество источников Звуков в российской музыкальной отрасли.
Это не первый передел в сфере управления правами. Средства в ней крутятся огромные, цена участия - жизнь. К примеру, в 2008 году неизвестные убили главу Российской фонографической ассоциации Вадима Ботнарюка. РФА была конкурентной организацией по отношению к ВОИС.
Вырисовывается следующая картина: все последние события являются фактической войной между бывшими соратниками по нелёгкому, но прибыльному делу защиты интеллектуальной собственности в России, - а именно, Сергеем Федотовым и Андреем Кричевским. Кто в ней кого поборет, вопрос открытый, поскольку на данный момент МВД выступает скорее как лесник из известного анекдота - пришёл и всех прогнал.
В общем уравнении остаётся одна существенная неизвестная величина. Речь идёт о руководителе Российского Союза Правообладателей (РСП) Никите Михалкове. Если попытка рейдерского захвата РСП действительно имела место, то представляется крайне маловероятным, что Михалков мог остаться в стороне и сидеть сложа руки. Но в последнее время господин Михалков не делал никаких публичных заявлений по вопросам, связанным с деятельностью РСП.
И последнее. Министерство связи и массовых коммуникаций Российской Федерации на днях внесло поправки в собственный законопроект, реформирующий работу обществ по коллективному управлению правами. Как отметили "Ведомости", основная идея - полная отмена в России бездоговорного коллективного управления авторскими и смежными правами. Вдобавок в министерстве хотят, чтобы топ-менеджеры авторских обществ не занимали один и тот же руководящий пост больше четырех лет подряд.
Трудно назвать эти поправки неуместными, особенно если учитывать, что Россия, вступая в ВТО, обязалась ликвидировать у себя практику бездоговорного коллективного управления правами на интеллектуальную собственность. Это не помешало РАО и ВОИС в 2013-2014 годах "обновить" свою государственную аккредитацию на десять лет вперёд. Это возобновление аккредитации само по себе оказалось связано с весьма пикантными подробностями, о которых Звуки расскажут в ближайшее время.
Мы также продолжим серию публикаций о российском рынке авторских и смежных прав. Мы обращаемся к всем представителям лейблов и юридических компаний: если вам известно что-то о перечисленных в статье фигурантах - свяжитесь с нами.
Сделаем деятельность ВОИС прозрачной для рынка!
1965 – В Рейкьявике родилась Бьорк Гудмундсдоттир (Björk) -певица, актриса, исполнитель, композитор и автор песен. Музыкант мирового уровня, благодаря которой Исландия стала заметной величиной на музыкальной карте мира; лауреат Nordic Music Prize и множества мировых музыкальных наград »»
1983 – Состоялась премьера знаменитого клипа на песню Майкла Джексона "Thriller". Создание этого видео было навеяно фильмом Джона Лэндиса «Американский оборотень в Лондоне». В память о Майкле его поклонники частенько устраивают танцы в образе зловещих зомби. Клип входит во множество мировых… »»
Dr. JOHN (1940)
Gordon JONES (1947)
Lonnie JORDAN (1948)
Alphonse MOUZON (1948)
Brian RITCHIE (1960)
BJORK (1965)