GRENOUER  "В нашем творчестве не было выявлено крамолы, однако 800 фанатам все равно пришлось сдать билеты"

В преддверии большого концерта беседуем с группой Grenouer о музыкальных вкусах премьер-министров и перспективах heavy metal в России и за рубежом

Цельнометаллическая команда Grenouer без малого 20 лет поставляет на российскую сцену отборный heavy. За годы работы команда переехала из Перми в Питер и начала успешную карьеру на западном рынке: ее с удовольствием принимают европейские фестивали и публикуют именитые лейблы. В дискографии группы в этом году появилась уже восьмая студийная пластинка, и как раз в эти дни музыканты обкатывают концертную программу, чтобы представить ее в ходе масштабного концерта. Мой собеседник - вокалист Grenouer Андрей Ind, и сегодня мы решили поговорить о разных видах признания.

Звуки: Андрей, начнем с простого: что в программе?
Андрей: Выступление двух коллективов, нас и Retrail. Последние празднуют свое пятилетие, а Grenouer отыгрывает программу, состоящую на 95% из новых песен, с альбома "Unwanted Today", который весной был издан в Европе. О российском издании альбома на физическом носителе пока договоренностей нет, но разумеется, он доступен на цифровых платформах. Вся вторая половина 2015 года для Grenouer в плане живых выступлений - это по сути, презентация "Unwanted Today". Grenouer, как всегда, немного своенравны в части концертных плейлистов, и практически не играют ничего с предыдущих релизов.

Звуки: Я впервые вас увидела в смешанном концерте, где вы были едва ли не самой "тяжелой" командой. А насколько вы вообще стремитесь сохранять жанровое единообразие с коллегами, с которыми вместе выступаете? Это вообще имеет для вас значение?
Андрей: Grenouer давно не формат с точки зрения традиционных тяжелых жанров, хотя все 90-е прошли для нас под вывеской стандартной экстремальной кузницы. С наступлением 2000-х коллектив начал делать первые шаги в сторону, а еще десять лет спустя просто сорвался на рысь. С тех самых пор в одной обойме Grenouer звучит слишком мелодично и легко, а в другой тяжеловато; ортодоксальные металлисты считают нас опопсевшими предателями, заигрывающими с альтернативой, для альтернативщиков мы слишком традиционны, ну а для чистой коммерции, конечно, чересчур андеграундны. Впрочем, я нисколько не раскаиваюсь по поводу избранного пути, так как это и называется осознанным творческим выбором.

Звуки: А вообще сейчас металлическая тусовка - это совсем маргиналы, или она за годы стала ближе к рок-истеблишменту?
Андрей: Существует несколько тусовок, и каждая из которых будет считаться металлической,- притом, небезосновательно. В мир тяжелых гитар я попал в 80-е годы и тогда, заслушиваясь Kiss и Motley Crue, я и не предполагал, что бывает совсем другой метал, не стадионно-гламурный, а подпольный и скрежуще-режущий. С тех пор мое "музыкальное образование" существенно расширилось, но созерцая афиши и штудируя канонические для любого метал-хэда издания, я констатирую для себя, что на свет появилось приличное количество тяжелых поджанров, в которых мне уже нечего ловить, так они предназначены совсем для другого поколения. Итак, в это море впадает слишком много рек, чтобы их обобщать - место находится и маргиналам, и государственным чиновникам.
Звуки: Чиновникам?!
Андрей: Да.
Звуки: Вы имеете в виду группу Пилигрим?
Андрей: Вообще-то я имел ввиду, что у Бон Джови много фанатов-сенаторов в Штатах.
Звуки: Но он и не металлист.
Андрей: Хорошо - бывший премьер-министр Норвегии - фанат Darkthrone
Звуки: Поэтому он и бывший!
Андрей: Но нынешний - в Малайзии.

Звуки: Ну, впрочем, российский премьер - тоже фанат Deep Purple. А у вас фанаты - кто?
Андрей: Мое представление о наших фанатах сегодня - это люди за 30, которые отдают предпочтение комбинации низкий гитарный строй плюс масса вокальной мелодики. Эти фанаты не ждут протеста, им нужны доступные для понимания песни, но в которых прослеживается явный намек на интеллект. Такой жанр можно определить как AOM, по аналогии с AOR (изначально album-oriented rock; с развитием альтернативного подполья, считавшего AOR музыкой для "старшего поколения", появилась и другая расшифровка, adult-oriented rock - прим. Звуков), где слово rock заменено на metal.
Звуки: Намек на интеллект.
Андрей: Да - так как нет цели играть и прог. Проще привести примеры западных коллег - группы типа Filter, Sevendust, Starset, Dayshell, взросло, увесисто - но не истошно, как Slipknot.

Звуки: Вы славитесь своими невероятно красивыми клипами - кто их делает и как рождаются их идеи? Мне очень нравится, что каждый из них по-своему содержателен.
Андрей: Около семи лет назад произошла техническая революция с точки зрения продакшна, которая сделала процесс съемки доступным для любого артиста. Мы не могли пройти мимо данного приятного фактора и начали наверстывать упущенное, снимая кряду по несколько музыкальных видео к альбому, а не 1-2, как это обычно делают все. Наилучшей формулой оказалось обращаться сразу к нескольких режиссерам (их их командам), каждый из которых пропускает нас через призму собственного восприятия. Наша личная вовлеченность в процесс бывает разной, но лично мне более всего нравится, когда наши идеи и предложения не принимаются всерьез, и режиссер делает все на свое усмотрение, без нашего вмешательства. Таким образом, вскрывается принципиально новая семантика, но самое захватывающее - это то, что в итоге несколько разных клипов, снятых разными людьми, обязательно что-то объединяет, слово эти точки соприкосновения были придуманы специально.

Звуки: А были у вас случаи, когда клип изменял ваше собственное восприятие песни?
Андрей: Безусловно! Считайте это особой мнительностью, но в некоторых случаях, до окончания монтажа, я даже не подозревал, что у песни есть двойное дно. Теперь же сам удивляюсь, как я ранее мог его не замечать.
Клип "Brain Fever", снятый Александром Афанасьевым и Александром Евдокимовым, открыл мне глаза на собственный же текст. "Лихорадка мозга" - это не просто внутренняя неугомонность или психофизическое отклонение - это вечная борьба с самим собой, в которой нет и не может быть победителей, ведь ее нужно вести в режиме равновесия, иначе, неровен час, химеры съедят тебя с потрохами. Другое красочное видео, "Midday Show", снятое во Вьетнаме Сергеем Шубиным, из тематики тлетворного воздействия СМИ превратилось в целую историю в духе Хаксли и Оруэлла.

Звуки: Как такая музыка, как у вас, находит новых слушателей?
Андрей: Сегодня наш основной слушатель приходит из Европы, где тяжелая сцена менее разобщена и более демократична. Так как мы уже более 10-ти издаемся на зарубежных рекорд-лейблах, то и методы завоевания новой аудитории более характерны для той среды - в первую очередь - публикации в специализированной прессе. Социальные сети также играют свою роль, но мы еще не сталкивались с агрессивными виртуальными промо-кампаниями. Тур-трассы и фестивальные участия - кровь соль и вода любой действующей группы, и Grenouer доводилось успешно скататься в ряд стран.

Звуки: Андрей, а что было самым важным опытом при организации гастролей в Европе?
Андрей: Ничего специфического. Находится букинг-агент, с которым все оговаривается заранее. Разные трассы, разные фесты, разные условия - выбор вариантов огромен. Разумеется, когда все договоренности достигнуты остается не оглашать и соблюсти их. Но для взрослых людей это не должно являть собой проблему.

Звуки: А случались казусы или странные истории?
Андрей: Родина - лучшее место для странных историй и казусов. К примеру, в 2005 году, задолго до завинчивания гаек, наш концерт был запрещен в Кемерово прямо за несколько часов до мероприятия с формулировкой "Пропаганда сатанизма и насилия". Представители силовых структур провели со мной увлекательную профилактическую беседу, в ходе которой в творчестве Grenouer не было выявлено крамолы, однако почти восьмистам фанатам все равно пришлось сдать билеты.

GRENOUER
Санкт-Петербург, клуб Backstage
29 ноября

17.11.2015, Соня СОКОЛОВА (ЗВУКИ РУ)

GRENOUER - свежие публикации: