На следующей неделе в Москве и Петербурге состоятся марафонские концерты с участием всех трех групп отпраздновавшего в октябре 50-летие Евгения Федорова. Поздравив юбиляра, Сергей Степанов разузнал у него последние новости Zorge, Optimystica и Tequilajazzz, которые как минимум в одном случае оказались вполне сенсационными.
Звуки: Я так понимаю, что весенние концерты Tequilajazzz были генеральной репетицией грядущих?
ЕФ: Да, мы решили, что перед этими концертами было бы хорошо сыграть еще - почувствовать сцену, друг друга. Дело в том, что наши 50-летия начались в январе: сначала Костя (Константин Федоров, гитарист Tequilajazzz - прим. Звуков) пошел, потом прыгнул Дусер (Александр Воронов, барабанщик "Текилы" - прим. Звуков), а я последний. Поэтому мы решили, что это будет не концерт на мой день рождения, а целый юбилейный наш тур. И неслучайно, что все это тогда называлось "150 планетарных колец" - нам на троих в этом году стукнуло 150. Это прекрасно рифмовалось с великой цифрой "150 миллиардов шагов", и поэтому мы решили именно на нее нажимать - а не на мое 50-летие. Выступлений было всего пять: Петербург, Москва, Тульская область, Екатеринбург и Владивосток. Прокатились по знаковым точкам, рок-столицам.
Звуки: И как ты готовишься к окончанию этого тура?
ЕФ: Каждый готовит свою собственную программу - ну, то есть, я ее готовлю с каждой из трех групп. Это уже даже не шизофрения, раздвоение личности, а ее "растроение" - или какой там есть термин в психиатрии. И в принципе я к этой мысли уже привык и так построил всю программу, что спокойно себя чувствую. Главное, чтобы глотка не подвела, потому что у меня с голосом в последнее время бывают проблемы.
Звуки: Новый состав "Оптимистики" как-то решил проблемы с логистикой, из-за которой группа так редко выступала?
ЕФ: Да, к сожалению, не осталось ребят из "Ленинграда" - они были самыми непредсказуемыми в смысле логистики, потому что у них в самый последний момент мог возникнуть концерт где-нибудь далеко, и у нас так срывались некоторые вещи. Сейчас немножко полегче, но все равно логистика довольно жесткая - к примеру, на наш концерт ребята из "Маркшейдер Кунст" (три человека, духовая секция) полетят прямиком из Колумбии. У нас для этого есть скамейка запасных - из разных составов, в основном джазовых: кого-то тренер вызвал, кого-то нет, а кто-то травмирован. Мы очень часто встречаемся и общаемся, и я переложил на плечи ребят кучу забот по аранжировкам и каким-то другим вещам, потому что наконец-то нашел таких людей, которые понимают в том, что нам хочется делать, гораздо больше, чем я. Ребята с огромным количеством задач справляются без меня, и это большое счастье.
Звуки: Первый альбом Optimystica Orchestra вышел десять лет назад. Песни для нового сочинялись все эти годы?
ЕФ: Нет, в отличие от первого альбома, материал к которому сочинялся долго, после чего ждал своего часа, все новые песни были написаны в течение уходящего года, за исключением пары переделанных нами песен Zorge, "Мафии" и "Тайны". Все остальные новые и отражают мои эмоции и мое отношение ко всему, что происходило в течение этого года. Он был очень непростой, во многом депрессивный - я не позволяю своему фейсбуку эти эмоции транслировать, поэтому очень часто со стороны обо мне складывается впечатление, что я такой позитивно мыслящий, все время на коне и гиперактивный музыкант. Не знаю, почему так - просто не вижу смысла делиться негативным. Поделиться хорошим всегда приятнее.
Звуки: Каким бы непростым ни был твой год, как минимум одно в нем должно было радовать каждый день. Твоему старшему сыну была в свое время посвящена одна не самая типичная для Tequilajazzz баллада - успел ли тебя вдохновить на творчество младший?
ЕФ: Не так напрямую, как в том случае, когда песня была написана по следам очень болезненного развода. Просто постоянное общение с ребенком очень влияет и на мировоззрение, и на то, о чем ты вдруг начинаешь петь - порой неожиданно для самого себя. Вдохновляет все время, конечно.
Звуки: Насколько теперешняя Optimystica похожа на ее первую инкарнацию 11,5-летней давности?
ЕФ: Много общего. Остались мелодии, большое количество песен - хотя они, конечно, претерпели изменения, и местами даже значительные. Может быть, в той "Оптимистике" было больше хулиганства, потому что "ленинградцы" играли - это утрачено, да. Сейчас больше вальяжности - но и мы постарели. Вернее, повзрослели. Мне стало нравиться носить костюмы. То есть, мы и в "Текиле" иногда играли в костюмах, но это был скорее такой хардкор-жест, как у многих. А тут это, в общем, необходимость. Был период, когда мы в "Оптимистике" играли в свитерках, таком очень casual варианте, но сейчас у нас появился портной, дизайнер и так далее. Почему нет? Хочется, чтобы костюмчик сидел. Сейчас эта вальяжность мне нравится. Если вспоминать о моем возрасте, то она вполне простительна.
Звуки: Ты, кстати, о нем вспоминаешь? Так, чтобы сам, не видя афиши грядущих концертов и не отвечая на вопросы интервью?
ЕФ: Вот вообще не вспоминаю - и не вспоминал бы, если бы не было этих концертов. Но вот напоминают.
Звуки: Так когда выходит альбом "Оптимистики"?
ЕФ: Фильм-концерт о группе будет готов к апрелю. Процесс уже запущен, фильм монтируется (его подготовку можно проспонсировать посредством краудфандинга - прим. Звуков) - там много всего наснимали ребята, и я думаю, что мы их выпустим одновременно, фильм и альбом. Мы его закончим спокойненько - там осталось несколько штрихов всего. Несколько песен мы оставили в качестве сюрприза и не будем играть какое-то время.
Звуки: Винил будет?
ЕФ: Винил будет, мы специально делаем пластинку недлинной, под LP-стандарт, не превышающий 45 минут, - чтобы расположить треки на две стороны.
Звуки: Вы так вроде и бы со вторым альбомом Zorge в свое время так поступили?
ЕФ: Да, но там с винилом пока не вышло. У Zorge, кстати, более жесткие, агрессивные песни стали появляться - с меньшим влиянием позднего маткора и прог-рока, меньше сложных размеров. Зато ярости и разочарования будет больше.
Звуки: А как вообще происходит сочинительский процесс в последнее время - учитывая, что у тебя сейчас как никогда много действующих составов?
ЕФ: По-разному бывает. Привычка к эклектике сопровождает меня в смысле творчества бесконечно - особенно с тех пор, как я стал заниматься какой-то киномузыкой. Там же музыку постоянно в разном стиле делаешь, и у меня вошло в привычку после, скажем, жесткого фрагмента, озвучивающего эпизод с погоней, сесть заниматься любовной сценой - решенной в совершенно другом ключе. А еще бывают такие заказы, чтобы из радио играла песня, похожая на Игоря Корнелюка. Эта работка довольно смешная, и если раньше она меня раздражала, то теперь я
веселюсь. Не знаю, остался ли стиль, в котором я себя не попробовал за эти 20 лет, что я занимаюсь кино- и театральной музыкой.
Песни же пишутся в основном с теми группами, с которыми чаще встречаешься. К сожалению, группа Zorge в последнее время существует совсем уж на два города: раньше только Димка (Дмитрий Зильперт, гитарист Zorge - прим. ред.) жил в Москве, а теперь и Марк (Марк Лаубер, барабанщик Zorge - прим. ред.) там же - у него в Москве жена работает и дочь родилась. Мой стиль написания песен для рок-группы - это всегда тесное взаимодействие с барабанщиком. Так всегда было в Tequilajazzz, и так было с Марком - сначала мы с ним сочиняем что-то вдвоем, а потом подтягиваются другие музыканты, и вот эта скелетная, первичная форма песен обрастает каким-то еще мясом. Так сложилось, поэтому до февраля, когда Марк планирует возвращаться в Петербург, процесс в Zorge у нас слегка затормозился. Но скоро, видимо, будет и там какой-то всплеск - благо мыслей и энергии накопилось довольно много.
Что же касается Tequilajazzz, то мы не планируем и не делаем никаких новых песен. Дело в том, что я с этим сталкивался и в последние где-то пять или шесть лет существования "Текилы" - мало кому интересны наши новые песни. Люди всегда хотят старенького - подавай всем "Стреляли?" и "Вирус". Только года через два после "Целлулоида" захотели "Целлулоид", только года через три после "Выше осени" захотели "Выше осени". То есть, всегда проходит какое-то время, чтобы публика привыкла и захотела слушать что-то новенькое для себя - как раз к тому моменту, когда для нас оно становится стареньким. Такая сложная история. Так что для этих концертов мы решили делать ретроспективную программу с преобладанием песен из первых альбомов - которые пожестче, помаскулиннее, пояростнее и, как мне кажется, больше перекликаются с событиями, которые сейчас происходят в мире - по прошествии двадцати с лишним лет.
Звуки: То есть, ты хочешь сказать, что появление новых песен группы Tequilajazzz теоретически возможно?
ЕФ: Да, возможно. Более того, мы какие-то штуки с Дусером придумываем время от времени: неизбежно начинаешь играть что-то на бас-гитаре новое, и тут же товарищ подхватывает. Для этого у меня в рюкзаке всегда есть диктофон, куда я записываю какие-то фрагменты и оставляю их. На будущее - потому что сейчас, на этих концертах, совершенно нет задачи потрясти кого-то новой песней. Я уверен на 146%, что люди хотят именно старых - чем старее, тем лучше, и все мои разговоры - как со случайно встреченными знакомыми, так и с друзьями, которые начинали когда-то с того, что были фанатами, - сводятся к таким диалогам:
- А "Вирус" будет?
- Много будет "Вируса"!
- Класс, класс, класс! А "Стреляли?" будет?
- Много будет "Стреляли?"
- А, отлично! То, что надо - я пойду!
Звуки: А "Абориген" будет?
ЕФ: Пока не знаем!
Звуки: Как в группе Tequilajazzz появился новый музыкант, Константин Чалых?
ЕФ: Это замечательный музыкант со светлой головой и хорошим - именно музыкальным - юмором. Дело в том, что когда я делал попытки группу реформировать пять лет назад, как раз Костя Чалых и подразумевался как один из музыкантов Tequilajazzz. Собственно, сейчас мы пришли к тому, что группа выглядит примерно так, как и планировалось пять лет назад. В чем такая грустная ирония судьбы - пять лет группа не существовала, потому что эта реформация не прокатила. Косте я звонил еще тогда и спросил: "будешь?" На что он сказал: "ДААААА!" - и врезался в другой автомобиль, потому что потерял всяческий контроль над вождением в этот момент. Поэтому и когда речь зашла об этих концертах, я сразу же позвонил ему. Он полноценный участник группы в ее теперешнем виде - хотя я и не знаю, надолго это все или нет.
Звуки: Продолжая эту тему - у вас практически весь новый мерчендайзинг сопровождается слоганом "никогда не говори "никогда"? Почему?
ЕФ: Потому что лично я много раз говорил "никогда" - в раздраженном состоянии, по разным поводам. Отсюда появился и дизайн футболок, где я похож на Ричарда Д. Джеймса - с такой же прической, бородкой и этим слоганом. В общем, погрозил пальчиком самому себе.
Звуки: Сколько песен отрепетировали Tequilajazzz для этого вашего тура?
ЕФ: Где-то около тридцати - но на ноябрьских концертах сыграем штук двадцать.
Звуки: Стоит ли ждать сюрпризов?
ЕФ: Ну, например, песню "Пистолет" мы очень долго не играли, а сейчас играем - и еще несколько таких же. Может, мы песню "Пуля" вспомним - потому что война идет.
Звуки: Без вопроса о перезаписи "Целлулоида", с тех пор как ты о ней неосторожно обмолвился, теперь не обойтись.
ЕФ: Не успеваем, не успеваем, не успеваем! Вот буквально сегодня открывал папочку, где лежат уже готовые песни, - несколько штук, разложенные на дорожки, - с тоской на это посмотрел и понял, что надо быстрее "Монголоидом" (долгоиграющим мультимедийным проектом Zorge - прим. Звуки) заняться - а не "Целлулоидом". Мы помним об этом, осталось немного сделать. Там же много было всякого семплинга первобытного на "Целлулоиде", и мы нашли эти семплы. И все эти штуки, которые, казалось, невозможно было повторить, мы повторили.
Звуки: На сторонние проекты время находится?
ЕФ: По-прежнему тянутся, уже 15 лет, "Тайны следствия". Обсуждаются новые проекты, но их меньше, чем раньше. Вся эта индустрия сейчас претерпевает мощнейший кризис - зарплату стали платить через полгода после выхода фильма, а раньше платили за месяц до. А, например, на студии "Панорама", на которой я работаю, раньше одновременно снималось десять всяких сериалов, а сейчас только два. Немного сторонних дел.
Звуки: О ноябрьских концертах еще нужно что-то знать?
ЕФ: В концерте неминуемы чейнджоверы, когда меняется аппаратура и так далее - так вот, в это время диджей будет играть всякую мою музыку из кинофильмов и спектаклей. У него будет четыре сета: перед, между, еще раз между и после концерта, и сейчас я как раз составляю их программу репрезентативную. Она ведь должна быть разной в каждом из этих кусочков, так что вот ковыряюсь в диких завалах своей инструментальной музыки - как вошедшей в фильмы, так и не вошедшей. Но никаких спецгостей, никаких "а теперь юбиляра поздравляет вот этот", ничего такого не будет. По шесть часов играть не будем, но сделаем такие маленькие фестивали с группой Tequilajazzz в качестве хедлайнеров: не очень длинные сеты Zorge и "Оптимистики" и довольно длинный - "Текилы". Просто чтобы мне выжить.
Звуки: Что за аудитория у твоих групп сейчас?
ЕФ: У нас на концертах появилось довольно много молодежи - совсем молодых людей, которые вполне годятся мне в сыновья. Даже мой старший сын уже некоторых их них постарше. Плюс мы видим каких-то старых своих фанатов, которые приходят со своими детьми, а некоторые уже даже и с внуками.
Звуки: И что ты по этому поводу испытываешь?
ЕФ: Да ничего - я просто удивляюсь, что вот эти мои друзья, которые приходят с внуками, совсем не постарели и выглядят такими вполне бодрыми ребятами. И то, что они с внуками приходят, не смотрится как три поколения, от седовласого деда до хулиганистого мальчика или девочки. Плюс старые лица - людей, которых я не видел пять лет, потому что они не ходят на Zorge принципиально. Таких тоже много - я некоторых из их встречал на весенних концертах глазами. Очень часто ко мне подходили после тех концертов и говорили: "какая у вас публика замечательная!" А я тогда очень волновался и, видимо, не разглядел, что за публика.
Звуки: Можно смело предположить, что такие концерты, как в ноябре, больше не повторятся - или "никогда не говори "никогда"?
ЕФ: Да, это будут уникальные концерты. Вполне вероятно, что еще можно будет услышать в будущем группу Tequilajazzz. Конечно, можно будет увидеть и Zorge, и "Оптимистику". Но в одном концерте это больше не повторится ни-ког-да. Если, конечно, года через три я не соберу четвертую или пятую группу.
50-летие Евгения Федорова: Tequilajazzz / Zorge / Optimystica
19 ноября - Москва, YOTASPACE
21 ноября - Санкт-Петербург, "А2"
Дата рождения:
3 октября 1965
1984 – Вышел благотворительный сингл «Do They Know It's Christmas?» - песня была записана супергруппой Band Aid, которую написал Боб Гелдоф для сбора средств в пользу голодающих в Эфиопии. Сингл стал самым быстро продаваемым в истории Англии - 1 млн.экз. только за первую неделю релиза »»
2001 – В Лос-Анжелесе на 58-м году жизни скончался Джордж Харрисон - гитарист The Beatles. Харрисон занимает 21 место в списке 100 величайших гитаристов всех времён »»
Ed BICKERT (1932)
John MAYALL (1933)
Tony COE (1934)
Chuck MANGIONE (1940)
Randy BRECKER (1945)
Roger (1951)
Duke LEVINE (1961)