В Москву едет Терстон Мур, основатель Sonic Youth, один из неоспоримых героев нойз-рока. В преддверии концерта в столице музыкант рассказал Звукам о новом альбоме, записанном с продюсером Адель, поездке в Советский союз и о том, куда ушли большие герои рок-н-ролла.
Звуки: Вы едете в Москву в третий раз.
Терстон Мур: Да, впервые я приехал в СССР с Sonic Youth в 1988, а затем мы вернулись в начале нулевых. Это мой третий визит.
Звуки: И какие вы могли заметить изменения?
Терстон: Конечно же, изменения по сравнению с 1988 годом были радикальными. Впервые мы приезжали в Советский Союз, а затем — в уже обновленную Россию. В СССР не было никакой западной коммерции, никакого “старбакса”, “шопарда” или “бургеркинга”. И уж тем более не на Красной Площади. Было очень интересно быть в Москве в 1988 году, и прочувствовать, что это была за жизнь. Она была для нас как для приезжих тоже очень трудной. Если мы шли в ресторан, нам нужно было готовиться сидеть за столом более 5 часов со слабой надеждой на то, что нам перепадет что-нибудь из еды. Мы спрашивали, почему все так, и нам отвечали очень разумно — люди просто не ходят в рестораны, если это не день рождения или какое-то другое большое событие, для них это непривычно. Но когда они ходят, начинаются танцы, музыка и появляется вся еда, которую только можно достать. Для меня все это было очень странным, и мне было любопытно.
Рынки открывались в определенное время, нужно было стоять в очередях за сувенирами, даже если ты иностранец. Аудитория понятия не имела, кто мы. Мы просто были для нее заезжей рок-н-ролльной группой из США. Но дело в том, что мы не были рок-н-ролльной группой, мы были группой, которая устроена как рок-н-ролльная, но по факту играет авангардный экспериментальный пост-панк, и публика, я полагаю, большую часть времени думала: "Что они тут делают? Они просто не умеют играть!". Наши гитары не были настроены правильно, и песни были странными, и мы подсовывали барабанные палочки под струны гитары — это был явно не Чак Берри. А вот группы, которые нас разогревали, — не знаю, откуда они были — они играли настоящий олд-скульный рок-н-ролл (едва ли речь идет о московских концертах, где сцену с Sonic Youth делили Вежливый отказ, Ночной проспект, Матросская тишина и Лолита - прим. Звуков). Было безумно, настоящее приключение. Но я помню, что мы играли в том же году в Вильнюсе или в Грузии, и там Евгений Гудзь из группы Gogol Bordello впервые увидел нас в еще очень нежном возрасте. Я встретился с ним спустя многие годы в Нью-Йорке, он тогда был на пике карьеры — ну, вы понимаете, все эти совместные проекты с Мадонной фильмы, и прочее — и он подошел ко мне, представился, и сказал, что когда ему было 16, он увидел меня в Грузии вместе с Sonic Youth, и это изменило всю его жизнь. Это абсолютно радикализировало его, освободило его от формализма, и он уехал и основал Gogol Bordello. Мне было очень интересно это услышать — ведь он был единственным человеком, который видел нас в 1988 году в советской обстановке. А вот в нулевых, когда мы приехали снова, Москва показалась нам абсолютно европейским мегаполисом, очень усредненным, хоть и можно было угадать, что это Россия.
Звуки: Надеюсь, Россия вас не разочарует в этот приезд.
Терстон: О нет, я не был разочарован вовсе. Во второй раз, когда мы приезжали, зрители знали, кто мы, они знали все наши песни, все наши альбомы, хотя у них не было никакой возможности нас слушать — я просто не представляю, как им удавалось добывать записи. Государственная компания "Мелодия" в то время выпускала компиляцию наших лучших работ, и они использовали обложку "Daydream Nation". Как вы знаете, обложка — это картина Герхарда Рихтера, немецкого экспрессиониста, на которой изображена свеча, стоящая на столе. Так вот "Мелодия" не просто скопировала обложку. Они взяли и сфотографировали похожую свечу на столе, и использовали этот снимок вместо оригинальной репродукции. Это было просто потрясающе, никто нас не спрашивал разрешения, они просто сделали это. Мол, раз уж вы приезжаете в нашу страну, мы выпустим вашу пластинку, и вы ничего не сможете с этим сделать. (Здесь Терстон немного путается: изданием советского варианта "Daydream Nation" занималась не "Мелодия", а "Продюсерский центр рок-н-ролльных приходов Единой Евангелическо-Лютеранской Церкви России" под руководством незабвенного Андрея Тропилло, который частенько делал римейки оригинальных обложек. Его "свеча", выпущенная в 1991 году, то есть уже после приезда Sonic Youth в СССР, даже попала в буклет юбилейного CD-переиздания альбома - прим. Звуков.)
Звуки: Вы везете в Москву программу прошлогодней пластинки "The Best Day"? Или все же вы завершили запись нового альбома и представите и его тоже?
Терстон: Мы только что записали новый альбом, который будет в разы тяжелее, чем все, что мы делали до этого. Он будет называться "Rock 'n' Roll Consciousness" и выйдет поздней весной 2016 года. Сейчас мне надо закончить его сведение. Мы записывали его в невероятно красивой студии The Church в Лондоне с великолепным звукорежиссером и продюсером Полом Эпвортом (Paul Epworth). Это, на минуточку, тот самый человек, что записывает Адель (Adele) и Florence And The Machine, так что нам нравится шутить, что это наша запись “в духе Адель”.
Звуки: Терстон, ваши последние пару лет были полны событиями, под влиянием которых, очевидно, вы и выпускали свои последние альбомы (распад Sonic Youth, скандальный развод с Ким Гордон, переезд в Лондон). Теперь все успокоилось?
Терстон: Да, моя жизнь радикально поменялась, заложила крутой вираж, но я теперь в очень комфортном для себя состоянии. Я живу в маленькой квартире в Лондоне, и моя жизнь сумбурная только в физическом смысле. Мы с группой много ездим, путешествует, гастролируем. Я делал это все время, начиная с ранних 20 лет, но теперь мне уже за 50, и я начинаю подумывать: хм, не знаю, сколько еще я так продержусь, это все же тяжеловато. Это другой мир гастролей. Я не думаю, что я могу с такой же легкостью, как раньше, после двух месяцев отсутствия просто приезжать домой и платить за коммунальные платежи. Для меня это очень тяжело. Я больше хочу сфокусироваться на записях, и мне нужно немного уединения. С выходом новой пластинки, конечно, я буду играть концерты, но, наверное, все же они будут очень особенными и не такими частыми. "У меня четыре человека в группе, и мы трясемся в автобусе по дорогам в клубы и пабы" — не уверен, что я хочу продолжать в таком ключе. Мне бы хотелось сфокусироваться на форме подачи музыки, вероятно, сделать ее более изысканной, может быть, добавить струнных, духовых, перкуссию.
Звуки: На новой пластинке будут эксперименты, как те, что были у вас со скандинавскими джазменами?
Терстон: Матc Густафссон (Mats Gustafsson) — гений из Стокгольма, мы с ним одного возраста, мы познакомились 15 лет назад, и мне очень нравилось, как мы с ним сошлись на почве свободной музыки. Мне всегда была близка идея импровизации. Джаз — это просто музыка, он предрасположен к свободной импровизации. Матc Густафссон тоже не просто джазмен, он импровизатор. Нам очень нравилось играть вместе. Это позволило мне внедриться в мир свободной музыки, абсолютной свободы. Мне это очень пригодилось, когда я писал свою музыку. Когда я еду в тур, люди иногда совершенно не понимают, чего от меня ждать. Шумовой концерт? Вольная импровизация? Рок-ансамбль, играющий песни? Я просто очень хорошо умею вводить людей в заблуждение. Но этот новый альбом — он тяжелее, больше, драматичнее, и в нем, конечно, есть место импровизации. У меня группа: Стив Шелли (Steve Shelley), Дебби Гудж (Debbie Googe), Джеймс Седуордс (James Sedwards) — на первом альбоме, к тому моменту как мы с ребятами собрались вместе, песни были написаны целиком, и им просто нужно было их сыграть. А на этой записи я позволил музыкантам больше импровизировать, так что запись вышла куда более интенсивной.
Звуки: Вам тяжело быть рок-звездой в 57?
Терстон: Мне никогда не было интересно быть рок-звездой. Мне нравится, что у меня есть признание за ту музыку, что я написал за свою карьеру, и что мы вышли из чего-то маргинального и при этом стали значимой величиной. Но Sonic Youth никогда не продавались миллионными тиражами, у нас не было платиновых альбомов.
Звуки: Но вы — культовая группа.
Терстон: Да, и я нормально это воспринимаю. Для меня важно, на самом деле, вот что. Каждый раз когда я чувствую себя несколько потерянным, когда я не уверен в себе или мне не очень комфортно, я выхожу на улицу, а там, как по волшебству, кто-то непременно подходит ко мне и говорит: "Спасибо большое за ту музыку, что вы записали". Вот это для меня действительно важно. Это для меня настоящий подарок от мироздания. Я никогда не хотел быть популярным. Ты даже, черт возьми, из дома не можешь выйти, если ты знаменит. Ты в магазин не можешь сходить без того, чтобы не напиться. Я иногда с трудом и на концерты-то хожу, вечно кто-нибудь подходит и начинает орать что-нибудь на ухо. И как правило, такие люди — именно те, с которыми ты меньше всего хочешь разговаривать, люди, у которых проблемы с пониманием термина "личное пространство". Но я не жалуюсь. У меня очень скромная жизнь, и я не суперзвезда. Я никогда не думаю о том, чтобы писать музыку для привлечения внимания. Я просто люблю писать музыку — вот и все. В моем мире в принципе очень мало людей, которые бы получали внушительные деньги за то, что они делают.
Звуки: Вы росли, когда на сцене были такие группы как Velvet Underground или Black Flag. Как вам кажется, эра больших рок-героев прошла окончательно? Может ли сейчас кто-то достичь такого масштаба? Кто герой, к примеру, вашей дочери, которой сейчас двадцать?
Терстон: Моя дочь крайне заинтересована в нынешнем хип-хопе, но вместе с тем ей нравится музыка последних 40 лет. Ей нравятся The Who, The Beatles, The Kinks, Ramones. Это наши общие с ней рок-герои. Сейчас определенно пишут очень важную музыку, но ничего настолько гальванизирующего, как Sex Pistols, Nirvana или Патти Смит (Patti Smith) я не вижу. Даже если вы посмотрите на музыкальные журналы типа Mojo, Uncut, Q — в большинстве случаев на обложке будет Боб Дилан или Нил Янг. Люди, которые в статусе легенды уже 40 лет. Там редко можно увидеть кого-то очень молодого и толкового. Во многом это оттого, что появился интернет, и вся информация теперь там — и нам не нужно иметь универсальных героев, чтобы определить, кто мы. Теперь вся библиотека мира открыта для всех. Я не думаю, кстати, что важно иметь отдельных больших героев типа Джими Хендрикса или Дженис Джоплин, потому что у нас есть доступ к истории музыки, и мы все делим ее между собой. Это определенный сдвиг в парадигме, и мне очень любопытно, куда он приведет.
Звуки: Вы скучаете по Sonic Youth?
Терстон: Sonic Youth я затеял, когда мне едва было 20, и у нас была очень долгая и насыщенная жизнь. Я скучаю по группе, но я не хотел бы в нее возвращаться. Я столько всего достиг с этой группой, что у меня нет ощущения чего-то незавершенного, незакрытого гештальта. Мы абсолютно превзошли все группы, у которых среднестатистический цикл жизни — 5 лет.
Звуки: Какой был лучший день в вашей жизни?
Терстон: Когда родилась Коко, моя дочь. Это был волшебный день.
Звуки: Что важнее — fuzz или delay?
Терстон: Для меня — конечно, fuzz.
Thurston Moore Band
Москва, Известия Hall
3 ноября
Дата рождения:
25 июля 1958
1965 – В Мерсере, Пенсильвания, родился Трент Резнор - "голос поколения миллениума", лидер Nine Inch Nails, владелец студии Nothing Records, инди-музыкант, достигший мировой славы. Резнора часто называют "крестным отцом" Мэрилина Мэнсона »»
1997 – Пол Маккартни провел самое масштабное интернет-интервью. Во время онлайн-презентации альбома Flaming Pie экс-битл в течение 30 минут получил около 3 миллионов вопросов. Ответить Маккартни успел лишь на 200 из них »»
David IZENON (1932)
Jackie MCLEAN (1932)
Taj MAHAL (1942)
Bill BRUFORD (1948)
Gosta SUNDQVIST (1957)
ENYA (1961)
Josh HOMME (1973)