Первый концерт цикла или абонемента "нормальная музыка" в Московском международном доме музыки на Красных холмах открылся концертом Александра Маноцкова, уже несколько лет ходящим по грани между "нормальной" консерваторской и "нормальной" клубной музыкой.
Нельзя сказать, что не такой уж большой Камерный зал ММДМ был полон; но те, кто пришел, об этом не пожалели. Я в том числе. Первое отделение, где ансамбль с хитровыделаным названием N'Caged исполнял музыку инструментальную, понравилось чрезвычайно. Особенно первое сочинение для струнного трио с клавесином и гобоем, под названием "Laughing Song". Оно начинается как "нормальная" барочная симфония (не уверен, впрочем, что к барочной музыке применимо это слово), потом вдруг сползает в лютую додекафонию (опять-таки, не настаиваю на точности термина) — с любезной Маноцкову полиритмией и временными микромодуляциями. И снова заканчивается торжеством гармонии. Так произошло со всем первым отделением в целом. Одно из сочинений, фрагмент для скрипки соло из "Страстей по Никодиму" озадачило чрезвычайно: основная его фишка оказалась в том, что скрипач, выйдя и заглянув в ноты, переложил свой инструмент на правое плечо, зажал гриф правой рукой и стал водить по струнам смычком, зажатой в левой — что для скрипача с академической выучкой крайне неудобно. Звук получался соответствующий — то есть скверный. Это, очевидно, соответствовало самой теме исполняемого фрагмента, "Гефсиманский сад": этот эпизод Страстной недели – самый трудный, неудобный, некрасивый для главного героя, то есть для Христа. Остроумно, но всё-так для концептуального жеста длинновато. Закончились первое отделение умиротворяюще: песней "Мир" из вокальной программы "Пели". "Мне сказали, что без песни вы меня всё равно не отпустите", - словно извиняясь, сказал Маноцков, выполнявший обязанности конферансье собственного концерта.
Второе отделение оказалось сложнее для восприятия. В него вошли две маленькие оперы, "Рaradiso 1, 2" и "Китайская огородница". Как это ни странно, - восприятие затрудняло именно то, что, по идее, является их достоинством. "Парадизо" со всеми этими шёпотами, шорохами и отрывистыми звуками напоминал скорее саундтрек к видеоинсталляции или даже к игровому фильму. А отдельно, в качестве самостоятельного произведения, исполняемого на музыкальной сцене, мне это звуковое полотно показалось слишком разреженным. Что же касается "Китайской огородницы" – она была написана в качестве отдельного акта в драматический спектакль по "Тупейному художнику", идущий в "Табакерке". И наверно, в контексте этого конкретного спектакля смотрится прекрасно. Но, опять-таки, в качестве отдельного самостоятельного музыкального произведения, которое демонстрируется на музыкальной сцене, производит странное впечатление. Вместо стилизация под барокко, которую вроде как декларирует композитор, беря галантное французское либретто, получились какие-то рожки и ножки от барокко. Дикий винегрет стилей и техник, как у Мартынова в "Школе жен": от Наймана до Гершвина и обратно, с остановкой в Вене у Шёнберга. Но зачем Маноцкову подражать Мартынову?
Впрочем, главное не это. "Слушайте нас [т. е. современных композиторов], пока мы живые", - пошутил Александр, объявляя перерыв. И точно. Давайте слушать. Мало-помалу привыкнем друг к другу.
1962 – В Кеннете, Миссури, в семье адвоката и пианистки родилась Шерил Кроу - поп-певица, начинавшая карьеру в качестве бэк-вокалистки Майкла Джексона »»
1982 – Родился Питер Хейз - гитарист и вокалист американской рок-группы Black Rebel Motorcycle Club »»
Jimmy CARTER (1932)
Gerry GOFFIN (1939)
Sergio MENDES (1941)
Otis CLAY (1942)
Петр ПОДГОРОДЕЦКИЙ (1957)
Sheryl CROW (1962)
Craig "133" JONES (1973)
D'ANGELO (1974)
Brandy (1979)