Группа Танцы Минус, герои радиоэфиров прошлого десятилетия, готовятся дать большой сольный концерт в Москве. В преддверии концерта Звуки поговорили с Вячеславом Петкуном о девяностых, проблемах современных медиа и новой музыке.
Звуки: Сейчас происходит ревайвл девяностых, а Танцы Минус – одна из главных групп конца 90-х – начала 2000-х. Какие воспоминания и ассоциации вызывает у вас тот период, по которому все сейчас активно ностальгируют?
Петкун: Ощущение свободы, радости от того, что происходит. Свобода выбора, свобода творчества, было огромное количество радиостанций и телеканалов. Можно было вполне нормально существовать, не пересекаясь с эстрадой, и было много людей, которые это все слушали. Союз развалился, появились рок-клубы, те, кто были и так заметны, так и остались, а все остальные кинулась в социальную тематику. Естественно, что на фоне того, что происходило на рубеже 80-х и 90-х, все было не так угрюмо – отсутствие уличного освещения, телефонной связи. Суетливая и недружелюбная атмосфера – очень похоже на то, что происходит сейчас, но не было идеологически четкой подоплеки, как сейчас. Оттуда и появилась попса в виде ласковых маев, миражей и всего подобного. Потом жизнь стала налаживаться, возможность заработать была практически у всех. В Советском Союзе была такая жизнь, что ты зарабатываешь свои 120 рублей, и это потолок, а все остальное – это вне закона или за счет своего свободного времени. А тут появилась возможность зарабатывать довольно много и довольно быстро, и понадобилось что-то более интеллектуальное, не такое простое, не такое тупое. Люди стали готовы не только слушать музыку, но и задумываться над чем-то.
Звуки: В нынешней идеологической и политической ситуации как, на ваш взгляд, может пойти развитие музыки?
Петкун: Совершенно точно не по медийной линии. Интернет – это единственная возможность сейчас как-то себя предъявить, найти обратную связь. Радиостанции превратились в продавцов рекламы. Людей не интересует ничего, кроме продаж рекламы. Контент формируется для того, чтобы убедить рекламодателей оставить деньги в эфире.
Звуки: Это касается и Радио Maximum, и Нашего Hадио?
Петкун: Естественно, они идут по пути наименьшего сопротивления, поэтому идет отказ от культурологических функций. Понятно, что проще продавать рекламу, крутя группы ДДТ, Машину Времени и Аквариум. Попробуй убеди рекламодателя оставить деньги там, где крутятся группы, которых он не знает.
Звуки: А какие группы из тех, что нет на радио и ТВ, на ваш взгляд, стоило бы слушать?
Петкун: Сейчас очень много музыки. У нас она вся заточена под радиоэфир - три с небольшим минуты, припев, куплет, припев, сдвоенный куплет, припев, и все живут в этом поле. И соответствующий набор звуков, тоже очень понятный.
Звуки: Наше Радио, которое было окном для музыкантов, само теперь стало форматным?
Петкун: В каком-то смысле оно осталось окном для подобного рода музыки, у них есть ресурсы в виде большого фестиваля. Я бы не сказал, что у них есть энтузиазм в поиске. Атрофировались те функции, которые были, когда Козырев создавал Наше Радио. Нынче при желании можно услышать любую музыку в интернете. Поэтому, по сути, это некоторая довольно отсталая форма общения со зрителем. Я не думаю, что есть какая-то польза от радиоэфиров для нынешних молодых групп. Важны какие-то другие вещи.
Звуки: А какие? Если бы вы сейчас были молодым музыкантов?
Петкун: Наверное, все-таки, интернет. Мне кажется, пошловато сейчас развиваться таким образом, как в девяностые. Тогда это была естественная среда обитания, достаточно было написать хорошую песню и попасть в радиоэфир. Нынче это совсем невозможно. Я даже не знаю, как сейчас с этим справляются поп-артисты, которые зависят от эфиров. Я общался с одним эстрадным певцом, он говорил – вам, мол нормально, а у нас есть эфиры – есть концерты, нет эфиров – нет концертов. А если у поп-группы нет концертов – нет смысла в ее существовании. Над ними нависают какие-то продюсеры, которые хотят зарабатывать на них, они продолжают до сих пор снимать какие-то немыслимые клипы, не очень понятно, кто их крутит и кто их смотрит, но, тем не менее, они это делают.
Звуки: Рок-музыканты, в основном, зарабатывают деньги концертами. А как обстоит дело с авторскими отчислениями и работа с РАО? Многие музыканты им очень недовольны.
Петкун: Моя работа с РАО закончилась более 10 лет назад, как только появились независимые от него издательства. Мы стали сотрудничать с Максом Дмитриевым (Первое музыкальное издательство) в начале двухтысячных, и я забыл про все проблемы.
Звуки: Недавно в фейсбуке появилось письмо от жены Ильи Резника о том, что он получает от РАО какие-то копейки, несмотря на то, что его песни крутятся везде.
Петкун: Насколько я знаю, там умозрительный способ назначения авторских выплат. Там есть комиссия, и она назначают, кому сколько. Но сначала себе.
Звуки: А были в последнее время какие-то группы, которые вас заинтересовали?
Петкун: Последнее открытие – английская группа Gengahr, в конце июля у них вышел альбом, очень приличный коллектив. Возможно, что это такая островная группа для внутреннего пользования, но очень интересная. Сейчас очень много интересной музыки.
Звуки: Многие жалуются, что сейчас нет настоящих рок-героев, с чем это связано, на ваш взгляд?
Петкун: У каждого поколения своя музыка. Была музыка девяностых – начала двухтысячных, сейчас – другая, хип-хоп, соитие живой и электронной музыки. Сейчас это тренд – живые гитары на фоне каких-то лупов.
Звуки: А у вас не появлялось желание сменить звучание Танцев Минус?
Петкун: Нет, а зачем? Мы себя вполне хорошо чувствуем. Если мы опустим руки на сцене, то музыка у нас играть перестанет, в отличие от многих групп. Нам нравится самим создавать атмосферу, играя на сцене.
Звуки: А есть разница между концертом в небольшом клубе и зале на тысячу человек?
Петкун: Конечно, есть. Мне больше нравятся маленькие залы. Стадионы – это, конечно, хорошо, но я, скорее устаю от таких залов, а от маленьких клубов я получаю удовлетворение.
Дата образования:
1 апреля 1995
1964 – День рождения канадской джазовой певицы, обладательницы трех "Грэмми" - Дайаны Кролл »»
1988 – Концерт памяти Александра Башлачева в Лужниках. На сцене — «Кино», «ДДТ», «Алиса», «Чайф», «Аукцыон», «Бригада С», «Телевизор» и другие. На выступлении Виктора Цоя фанаты разносят партер. Аншлаг. 12000 зрителей. Во время… »»
1996 – Дебютный сингл The Spice Girls "Wannabe" возглавил британский чарт. Песня семь недель пробыла на вершинео хит-парада и стала толчком к мировой популярности группы, к концу года, заняв первые места в хит-парадах ещё 21 страны »»
2006 – Компиляция Queen "Greatest Hits" признана самой популярной пластинкой Великобритании всех времён. Вторую позицию рейтинга занимает битловский "Sgt. Pepper" »»
Hubert SUMLIN (1931)
Dan PENN (1941)
Сергей ГАЛАНИН (1961)
Gary MOUNFIELD (1962)