Обсуждая свой новый диск "Vulnicura" в интервью британскому журналу Sound On Sound, Бьорк назвала его "самой психологичной" своей работой и альбомом в духе Ингмара Бергмана. Запись пластинки проходила в нескольких студиях одновременно, а к проекту были привлечены сразу несколько аранжировщиков и звукоинженеров. В работе были заняты 13 человек только технического персонала – звукорежиссёры и их ассистенты, продюсеры, аранжировщики, а также струнная группа из 30 человек и хор - из 15. Материал по большей части сочинялся в Нью-Йорке, где у Бьорк есть дом с собственной небольшой домашней студией 21st Century Studio, оборудованной системой Avid Pro Tools HD Native Thunderbolt. Для записи демо песен в студии было все необходимое: мониторы Genelec 1032, контроллер M-Audio, микрофон Telefunken ELAM 251 и микрофонный преамп Neve 1081.
Первые девять месяцев 2013 года Бьорк готовила исходный материал альбома, перемещаясь между Рейкьявиком и Нью-Йорком. В конце 2013 года к певице обратился электронный продюсер Алехандро Герси (Alejandro Ghersi), переехавший из Венесуэлы в Лондон, и выступавший под именем Arca, и предложил свою помощь. Бьорк приняла его предложение и за три месяца пара записала почти все биты для новых песен. Были сделаны семь из девяти композиций. Оставшиеся две – начальную "Stonemilker" и финальную "Quicksand" – Бьорк доделала самостоятельно. На следующем этапе в проект был привлечен звукорежиссёр Фрэнк Артур Блёндал Кассатта (Frank Arthur Blöndahl Cassatta), который в Рейкьявике помогал записывать струнные. Так были сделаны композиции "Lionsong", "A History Of Touches" и "Black Lake". В мае 2014 года Бьорк решила пригласить звукорежиссёра, который смог бы довести запись альбома до конца. Этим человеком стал Крис Элмс (Chris Elms), работавший раньше сессионным гитаристом и пять лет назад начавший делать записи по заказу продюсера Гая Сигсворта (Guy Sigsworth).
Струнные:
Большую часть аранжировок для струнных Бьорк делала самостоятельно – в нотном редактор Sibelius.
Первые записи живых струнных звукорежиссер Крис Элмс начал делать в октябре 2014 года в Sundlaugin Studio в Рейкьявике с оркестром U Strings из пятнадцати музыкантов. Это были записи для песен "Notget", "Atom Dance", "Mouth Mantra" и "Quicksand". Задачей Элмса было получить сверхдетальный саунд.
Бьорк: "Это диктовалось эстетикой. Я почувствовала, что чем глубже я погружаюсь в этот альбом, тем больше он становится близким по духу Ингмару Бергману. Хотелось получить эффект "поглаживания по нервам" струнным смычком, и чем ближе – тем лучше".
Элмс рассказывает, что Бьорк хотела получить тёплый звук с высокой чёткостью, чтобы было отчетливо слышно как смычки двигаются по струнам и было слышно дерево (корпуса инструментов). На первой сессии струнные записывались микрофонами, установленными ближе обычного. На песнях "Stonemilker" и "Family" Бьорк потребовала ещё более "близкого" звучания. Тогда Элмс закрепил на струнных петличные микрофоны DPA 4099 и 4060 и использовал три пары микрофонов "комнаты". Пара DPA 4006 снимала звук по широкому фронту, пара ленточных Coles 4038 стояла прямо перед исполнителями и пара AKG C414 была установлена на втором ряду оркестра. Вдобавок был близкий Neumann U87 на контрабасе и один моно Neumann U47 в середине, чтобы дать больше присутствия. Всё это пропускалось через великолепные преампы на студийном пульте Cadac. С учётом этих микрофонов и тридцати петличных, одновременно писалось сорок дорожек струнных из-за чего компьютер, работающий на 96 к, буквально трещал по швам!
Последней сессией записи живых музыкантов стала запись хора из четырнадцати человек для песни "Mouth Mantra" в студии Syrland.
Крис Элмс: "Для двух песен мы записали хор, но использовали его только в одной, в "Mouth Mantra". Я установил пару микрофонов комнаты Coles 4038 для более объёмного звука, а у каждого вокалиста в руках был Shure SM58. Это был тот же хор, что ездил с Бьорк в тур “Biophilia”, там они тоже пели в SM58".
Как только были записаны струнные и хор, Бьорк начала думать о сведении материала. Для этого она решила привлечь не какого-то "звёздного" звукорежиссёра, а электронщика Бобби Крлича (Bobby Krlic). Незадолго до этого он выпустил два экспериментальных сольных альбома под псевдонимом Haxan Cloak, которые получили лестные отзывы прессы. Бобби Крлич вырос в Йоркшире, учился играть на гитаре, изучал музыку и визуальные технологии в брайтонском университете. Ещё в подростковом возрасте он увлёкся диджеингом и рэпом, стал интересоваться программированием музыки и технической стороной записи.
Бьорк так объясняет этот свой шаг: "Я позвала Бобби, потому что он был последним недостающим элементом. У него есть талант направлять общее движение процесса, ну и вдобавок ко мне и Алехандро, это – были "свежие уши". В плане создания альбома Крис был звукорежиссёром, Алехандро – соавтором и со-продюсером, а Бобби – звукорежиссёром сведения, но в действительности мы были единой командой, и обязанности "размывались".
Микширование готового материала происходило в конце 2014 года в нескольких помещениях студии Room 313. До этого Бьорк и Крлик много раз обменивались рабочими треками через интернет – иногда количество дорожек в пересылаемых проектах достигало 180 штук. Последние десять дней вся команда работала одновременно в трёх комнатах, обмениваясь файлами.
Сведением струнных занимался Крис Элмс. Звукорежиссер рассказывает: "Из-за того, что нам пришлось использовать петличные микрофоны DPA, саунд оказался супер-близким. Я хотел углубить в миксе треки со стереопар микрофонов, но в то же время оставить "близость", которая нужна была Бьорк. Это была задача: сделать саунд "большим" и трёхмерным и одновременно близким-интимным".
До этого партии струнных подверглись серьёзному редактированию, на что ушло четыре-пять дней. Бьорк собственноручно регулировала их громкости и замьютировала многие фрагменты.
Сводя струнные, Элмс добавил реверберацию Rhoon и Buikersloot Church из плагина Avid Space. Также использовался Slate Digital VMR для снятия лишней жёсткости, Decapitator для придания теплоты, мид-сайд эквалайзер H–EQ, ещё один эквалайзер для подчёркивания отдельных частот и, наконец, эмулятор магнитофона Slate Digital Tape Machine.
Обработки треков струнных: Avid TL Space, Slate Digital VMR, VTM & VBC, эквалайзеры Waves Renaissance и Hybrid, Q10, Renaissance Bass и S1, SoundToys Decapitator, Kush Audio Clariphonic, FabFilter Pro–MB, iZotope Ozone 6.
В отличие от струнных, на обработках вокалов только плагинами дело не ограничилось. Элмс использовал "железный" студийный компрессор LA2A, который ему посоветовал владелец студии.
Основная реверберация, которая использовалась на вокале Бьорк – это Softube RC48, софтовый эмулятор процессора Lexicon 480. Кроме того, использовался реальный 480-й ревер, взятый взаймы. Вдобавок на вокале висел Waves H–Delay и гейт Waves C1. Им обоим понравилось, когда Элмс включил на вокале после дилэя гейт. Элмс говорит, что не любит сильно компрессировать вокалы, а вместо этого использует компьютерную автоматизацию громкости вокальных партий – по его мнению, так удобнее компоновать вокал, биты и струнные в единую картину.
Софтовые обработки вокала: Teletronix LA2A, Waves Renaissance EQ, H–Delay, C1, FabFilter Pro–Q и Pro–MB, Slate Digital VMR, Softube RC48.
На финальной стадии мастеринга, который выполняла Мэнди Парнелл (Mandy Parnell), Бьорк решила изменить биты и использовать наработки Бобби Крлика в песне "Stonemilker". Предыдущая версия, созданная стараниями Криса Элмса, немного выбивалась из общей концепции альбома.
Элмс: "Для этой песни Arca запрограммировал двадцать три аудиотрека (битов), они состояли из массы мелких элементов. Я работал с ними при сведении, обрабатывал плагинами, но мои усилия не понадобились, потому что позже Бобби взял эти треки и смикшировал их со своими собственными битами".
Крлик, занимавшийся переработкой ритмической партии, вспоминает, что ему было легко и удобно работать с битами Arca – все элементы были детальными и точечными, легко размещались в стереопанораме. На группе дорожек электронных звуков использовались преимущественно компрессоры Ableton и Glue (это эмулятор компрессора SSL), эквалайзер EQ Eight для подчёркивания верха.
По мнению большинства музыкальных критиков, альбом "Vulnicura" стал лучшей работой Бьорк за последние десять лет. В чарте Биллборд (США) он достиг 20-й строчки, в британском чарте - 11-й.
Имя Бьорк приходит на ум первым, когда речь заходит об оригинальности в музыке. Эксцентричная исландка – из тех, кто моде не следует, а её задаёт.
Дата рождения:
21 ноября 1965
Подробности из жизни:
Имя Бьорк приходит на ум первым, когда речь заходит об оригинальности в музыке. Эксцентричная исландка – из тех, кто моде не следует, а её задаёт. Она выпустила первый альбом в 11 лет, потом прошла путь от панка до авангардной неоклассики, снималась в кино, записывалась дуэтом с Томом Йорком (Thom Yorke) и выпускала приложения для iPad. Ей всегда есть, чем удивить.
Бьорк Гудмундсдоттир (Bjork Gudmundsdottir, имя в переводе с исландского означает "береза") росла в Рейкьявике музыкальным вундеркиндом – пела, играла на фортепиано и еще в нежном возрасте попала в поле зрения местных боссов рекорд-индустрии. Она рассказывает об этом с долей юмора.
"У нас, в Исландии, было радио-шоу, где каждый, кто хоть что-то делал хорошо, мог прийти и выступить, - вспоминает звезда, - кто-то умел показывать фокусы - он показывал фокусы. Кто-то умел крутить сальто - он крутил сальто. А я пела. Даже в школьном автобусе. Везде-везде. Всегда-всегда. Это было единственное, что я умела. В…
Buddy HARMAN (1928)
Chet BAKER (1929)
Esther PHILLIPS (1935)
Юлий КИМ (1936)
Eugene RECORD (1940)
Tim HARDIN (1941)
Irvin MAYFIELD (1977)
Alison SUDOL (1984)
Егор БЕРДНИКОВ (1985)
Тарья ПОЛЯКОВА (1985)