Прошедший год и 8,5 миллионов проданных копий сомнений не оставляют: диск "1989" Тейлор Свифт свою миссию выполнил. Пятая пластинка певицы завершила ее превращение из "Принцессы кантри" в Королеву попа, и теперь это безоговорочно центральный персонаж рекорд-индустрии, Майкл Джексон наших дней, одним лишь взмахом ресниц набивающий битком самые большие стадионы от Лос-Анджелеса до Токио со всеми промежуточными остановками.
Выходящий всего спустя год трибьют-альбом этой пластинке от бывшего кантри-вундеркинда Райана Адамса (Ryan Adams) только укрепляет позиции Свифт (Taylor Swift): проникновенное признание в любви исходит от по-настоящему "культового" исполнителя, извилистая дискография которого напоминает путь Нила Янга, а новые записи выдержаны в ключе лучших работ Спрингстина и Тома Петти, и вполне способны стоять с ними рядом на равных. Перешедший к сорока годам в категорию артистов, выступающих в Карнеги-холле, Адамс на своей версии "1989" шлет привет именно композиторскому, сонграйтерскому таланту Свифт, ее навыкам мелодиста и текстовика.
Талант этот в самом деле неоспорим: "1989" стал, кажется, первым альбомом в жанре "подростковый поп", который воспринял слушатель, считающий себя взрослым и "серьезным", а также первым альбомом в этом жанре, к которому оказалось неприменимо определение "guilty pleasure". Понятно, что в век пост-иронии, когда артисты, вроде рэпера Риф Раффа (Riff Raff) считаются вполне себе серьезной силой, понятие "guilty pleasure" оказалось размыто как никогда. Однако "1989" Тейлор Свифт стал подлинным "кроссовером", обратив на себя пристальное внимание людей, которые слушают группу Swans, дроун-эмбиент и хардкорный хип-хоп. Неудивительно и то, что "1989" стал безоговорочно самым продаваемым релизом в этом году на виниле – формате, прочно ассоциирующимся с настоящими меломанами, готовыми тратить на музыку действительно ощутимые деньги. Влияние пятой пластинки Свифт на обе стороны – производителя (мейнстрим) и потребителя (слушателя) – очевидно: наглядным примером может служить недавняя запись Карли Рей Джепсен (Carly Rae Jepsen) "E•MO•TION", на ура воспринятая аудиторией сайта Rate Your Music.
В своих песнях Свифт балансирует: прямота и чистота ее мелодий сочетается с обилием деталей и довольно неожиданных ходов, вроде того, что "брейкдауном" по ходу композиции становится ее же вступление, а песни, как у Спрингстина времен "Born to Run", запросто могут начинаться с интро, которое является отдельной зарисовкой. Композиции не топчутся на месте, они развиваются, и, несмотря на то, что действуют они в общепринятых рамках мейнстрима, предсказуемыми их назвать тяжело. Это песни одновременно очень личные и при этом универсальные, применимые к обоим полам, что является еще одной составляющей ее успеха. Нынешние творения Свифт отсылают к ее собственным проблемам, что подогревает к ним определенный интерес: "У тебя этот мечтательный взгляд Джеймса Дина в глазах" ("You got that James Deen daydream look in your eyes"), - поет она в недвусмысленной "Style", посвященной роману с участником One Direction Гарри Стайлзом. При этом, песня прекрасно функционирует в отрыве от истории, она проста и понятна всем.
"1989" Тейлор Свифт обозначает ее полный уход от кантри-попа, правившего бал на ее первых трех пластинках, в сторону глобального стадионного электро-попа; певица разменяла сельскую нэшвильскую девичью романтику на большой и дорогой нью-йоркский стиль. Композиции стали более динамичными, подвешенными на многочисленных "хуках", исполнение – угловатым: достаточно обратить внимание на то, как отрывисто она "рубит" фразы в куплетах на большинстве песен с этого альбома. Тем не менее, корни Свифт, ее мелодии лежат все там же, в кантри – это никак не скрыть и не убрать, да и не надо. Версия Райана Адамса – в каком-то смысле попытка эти корни обнаружить и вывести обратно на передний план. Хотя, разумеется, не все так буквально.
Райан Адамс превращает электро-поп альбом "1989" в пятьдесят с лишним минут хартленд-рока – жанра, которого певец придерживался на своем прошлогоднем, совершенно блистательном сольнике. Вероятно, идея заключалась в том, чтобы перенести место действия в 1989 год и подчеркнуть это при помощи продакшена: ударные лишены какой-либо глубины, голос погружен в море реверба, однако, наибольший интерес представляет тот факт, что в его версии альбома напрочь отсутствуют юмор и ирония. В версии Адамса пластинка предстает произведением довольно мрачным и депрессивным: заигрывающая и посвященная началу новых отношений "Blank Space" у Тейлор Свифт, у Адамса превращается в гимн робости. Певец буквально уговаривает объект своего влечения остаться с ним и неуверенно попробовать начать отношения. Шутливая "Shake It Off", призывавшая бороться с ненавистниками при помощи дурашливо-позитивного настроя, оборачивается откровенно злой отповедью врагам и исполняется едва ли не тоном Брюса Спрингстина в "State Trooper" с альбома "Nebraska". Романтические, медленные песни удаются на "1989" Адамсу лучше всего: грохочущая и пафосная "Out of the Woods" в его исполнении становится невероятной красоты психоделической балладой со звенящими струнными и органом. "This Love", исполняемая сольно под пианино, превосходит оригинал, и заставляет вспомнить "The Shadowlands" с одной из наиболее мрачных ранних записей Адамса "Love Is Hell". Вообще, параллели с прочим творчеством Райана Адамса находятся буквально на каждый представленный трек: "I Wish You Would" напоминает "Desire", "Bad Blood" здорово бы смотрелась на двойном альбоме "Cold Roses" 2005 года, записанном с группой The Cardinals.
Кавер-версия "1989" авторства Адамса не оставляет сомнений в том, что этот проект действительно продуман и проработан, что в него вложено немало труда, однако, все это не делает его записью обязательной или значимой или даже достойной вдумчивого получасового обсуждения в эфире радиостанции Beats Radio 1. На протяжении всей пластинки не покидает ощущение того, что в дискографии Райана Адамса "1989" осядет спустя время где-то в одной области с бесконечной чередой семидюймовых синглов, которые он выбрасывает на рынок практически ежемесячно. Меньше всего "1989" тянет на откровение: довольно быстро, буквально спустя два или три прослушивания нетривиальность подходов Адамса, новизна его прочтений и версий выветриваются, тогда как его последний сольник великолепно слушается десятки раз и каждый оборот пластинки открывает не слышанные ранее детали в аранжировках, изменения тона, перемены в настроении. "1989" просто не переливается тысячами оттенков, это занятная, но довольно статичная запись, которая является именно тем, чем является: альбомом каверов на Тейлор Свифт в жанрах альт-кантри и хартленд-рок, ни больше и не меньше.
"1989" Райана Адамса не изменит мир, хотя решит несколько менее крупных, но важных задач: заставит бешено колотиться фанатское сердце Тейлор, которая высекла свой почерк под явным влиянием альбомов "Heartbreaker" и "Gold", а самому Адамсу позволит здорово расширить аудиторию. Теперь об одном из лучших сингер-сонграйтеров Америки знают 48 с лишним миллионов подписчиков инстаграма Свифт.
"1989" в версии Райана Адамса вышел на его лейбле Pax Am 21 сентября.
Дата рождения:
5 ноября 1974
1943 – Родился кантри-певец и композитор Рэнди Ньюман. Его песни исполняли и исполняют Лайза Миннелли, Рэй Чарльз, Рик Нельсон, Эрик Бердон и другие звезды, а его саундтреки сопровождают все фильмы студии Pixar »»
Berry GORDY JR. (1929)
Clarence FOUNTAIN (1929)
Gato BARBIERI (1934)
Randy NEWMAN (1943)
Paul SHAFFER (1949)
David CASTLE (1952)
Duncan TOWNSEND (1981)