Финский Flow Festival в этом году достиг важного рубежа и заодно потолка - не воображаемого, а вполне осязаемого: почти все билеты проданы, 70 тысяч зрителей за три дня, больше комплекс бывшей электростанции в Сувилахти вместить не в состоянии. Как бывает в таких случаях, не обошлось без мелких помарок и ошибок программирования, но в целом Flow по-прежнему держит марку одного из самых сбалансированных и, что важно, удобных для российских меломанов выездных опен-эйров.
Посмотрев фестиваль с разных точек, авторы Звуков собирают впечатления о самых памятных сетах Flow 2015.
Дмитрий Куркин:
Foxygen
Бывает и такое: приходишь к 6 вечера на фестиваль (а это примерно то время на Flow, когда местные дарования уступают место чуть более именитым иностранцам) и попадаешь если на лучшее выступление дня, то уж точно самое удивительное. По записям калифорнийские затейники Foxygen казались парой типичных гиков, повернутых на американской психоделии и смежных жанрах (вроде The Flaming Lips, но менее обкислоченные и взбалмошные). Тем разительнее контраст с их живым выступлением - это даже не театральное шоу, а натуральный ситком про большую семью музыкантов. Фронтмен Сэм Франс (Sam France), в костюме жутко похожий на актера Мэтта Смита из "Доктора Кто", не останавливается ни на секунду в течение всего часа - чуть отвлечешься, а он уже в другом конце зала. Между песнями он и клавишник Джонатан Рейдо (Jonathan Rado) успевают уволить ритм-секцию (те признаются, что накануне "проиграли все деньги в карты Belle & Sebastian и Run the Jewels") и разругаться с эффектным трио бэк-вокалисток (те объявляют, что по феминистским соображениям уходят из группы и создают свой собственный проект). Словом, есть полное ощущение, что в любую минуту на сцене может произойти что угодно. И то, что группа при этом очень недурно играет материал с прошлогоднего 80-минутного эпика "...And Star Power", совсем не портит картину.
Beck
В выступлении Бека образца 2015 года подкупает даже не то, что хитов у него хватает на час-полтора ("Loser" был сыгран вторым, и про него к концу сета все забыли), а то, с какой грацией и видимой легкостью ему и его нынешнему составу матерых сессионщиков удается переносить на концертную почву песни, взятые с девяти очень разных по звучанию альбомов (а добрая половина из них держится на сэмплах и электронике к тому же). Легкость действительно видимая - у группы то и дело возникали проблемы со звуком, плейбэк норовил куда-то уплыть, песни то неслись галопом, то наоборот странно замедлялись - но профессионализм берет свое. Когда на исходе часа Бек и Ко вышли на бис и зарядили длинное попурри из четырех-пяти песен, казалось, что они могут продолжать в таком духе еще час. И вроде бы хочется продолжения, но вместе с тем - пощади, антилопа, нельзя же быть настолько крутыми.
Future Islands
Пришла рок-звезда откуда не ждали: не будь во главе Future Islands Сэмюела Херринга (Samuel T. Herring), быть бы им заурядной синтипоп-командой третьего эшелона. Но присутствие вокалиста - чьи танцы давно должны были разойтись на гифы и коубы, чья нелепая цветастая рубаха немедленно пропитывается трудовым потом, чей голос из раза в раз срывается в гроулинг - меняет все. Старый афоризм говорит, что от смешного до великого один шаг. Так вот, Херринг, этот провинциальный гибрид Моррисси и медведя-гризли, дистанцию перепрыгивает на раз.
Виктория Базоева:
Beck
45-летний Бек Хансен подошел к концерту на Flow в отличной форме: с новым альбомом и с сетклистом мечты. Бек, больше похожий на Снусмумрика (и потому так замечательно вписывающийся в финский пейзаж) в широкополой шляпе, с губной гармошкой и смешными танцами почти сразу начал с хитов: "Black Tambourine", "Hell Yes", "I Think I'm In Love", "Dreams" и, конечно, "Loser" — последний пел весь зал хором. Бек на Flow был, пожалуй, единственным артистом, вышедшим на "бис". Когда первая часть выступления закончилась, Бек затянул всю сцену желтой тревожной лентой "Crime Scene" и ушел, словно в рассказе Николая Носова "Живая шляпа". Его музыканты принялись валяться по полу, а затем подметать сцену — после чего Бек вернулся (уже весь в белом и в соответствующей шляпе), и исполнил еще несколько песен. Его выступление — это идеальный пример фестивального успеха: поют даже те, кто ничего про музыканта не знает, но все же не жил в безвоздушном пространстве все эти годы, и те, кто слушал новый альбом, и те, кто мечтал услышать альбом "Guero" много лет назад.
Roisin Murphy
Ройшн Мерфи, приезжавшая в Москву два месяца назад, без устали выдает отличные шоу один за другим. Мерфи — и это особенно заметно по живым выступлениям — удалось очень достойно повзрослеть. Видно, что артистке больше не двадцать и даже не тридцать, но ни глупых попыток молодиться, ни отчаянных, но самовлюбленных потуг на звание "великой актрисы" Ройшн не делает. Она просто методично набирает себе целую галерею сценических образов — то выйдет в пальто и косынке, явно косплея Ее Величество, то в костюме алого цветка ("Когда я покупала это платье, я не думала, что оно точная и анатомическая копия вагины"), то во вьетнамской шляпке в блестках, то в строгом двубортном пиджаке и широкой шляпе на мужской манер. Мерфи без труда и лишних движений манипулирует публикой и собственными музыкантами — стоит ей только властно и презрительно повести плечом или показать знак V, как музыканты сбегаются к ней, и не без страсти имитируют threesome.
Belle and Sebastian
Belle and Sebastian, уверенно ведомые уже более пятнадцати лет Стюартом Мердоком, обошлись — как, впрочем, и всегда — без лишней мишуры и декораций. Музыканты в простых джинсах и полосатых майках, впрочем, умудрились раскачать зал почти сразу — хоть старых и любимых песен было сыграно раз-два и обчелся: "The Boy With the Arab Strap", "Another Sunny Day". Номер "Stars Of Track And Field" Мердок предварил бодрым рассказом о том, как в Хельсинки прошел с утра марафон, и спросил публику, не участвовал ли кто в этом мероприятии. Руку поднял один юноша — с сигаретой в руках. Мердок, известный тем, что в пору избавления от алкоголизма подсел на бег на длинные дистанции, призвал качать юношу — что все и сделали. Завершился концерт шотландцев традиционной танцевальной вакханалией: Мердок вызвал на сцену с три дюжины человек, которые принялись самозабвенно плясать. Belle and Sebastian, мастера атмосферы и песен субботнего утра, снова доказали: песни про собачек на колесиках и веселый тви-поп лучше всего слушать в солнечный день на открытом воздухе.
Ник Завриев:
E-Musikgruppe Lux Ohr
Здесь я, конечно, буду субъективен, потому как спейс-электронику под семидесятые люблю страстно, а вот вижу живьем крайне редко. Lux Ohr - четверка совсем уже немолодых финских мужчин, на счету которых три достаточно свежих и абсолютно трендовых по нынешним временам пластинки, одну из которых я радостно купил после концерта. В составе три клавишника (в арсенале у них, естественно, Муг и осовремененный меллотрон) и гитарист. И да, музыка их очень напоминает классические образцы Tangerine Dream (в первую очередь, альбом "Rubycon"), но как водится во всяком "обновленчестве", финны не тупо клонируют, а берут из первоисточника самые интересные компоненты и развивают их. У финнов мощнее и драйвовее звук и больше петельного минимализма в духе Стива Райха (Steve Reich). Да и в умении преподносить свою музыку живьем этой хмурой четверке не откажешь.
Todd Terje & The Olsens
Выступления с живым бэндом для Тодда Терье история сравнительно новая. Год назад он сыграл такой концерт в Осло, но в тур поехал в гордом одиночестве, и только год спустя решил потихоньку вывозить Олсенов в ближнее зарубежье. Помимо самого Тодда в группе 3 человека, попеременно играющие на ударных, перкуссии, гитаре и духовых (танцовщиц в перьях норвежец все же решил оставить дома). И хотя к музыкальной текстуре музыканты не то чтобы очень много добавляли, живой диско-грув у них выходит отменно. Материал – по большей части с прошлогоднего альбома. В середине сета приходится терпеть десять минут невыносимой "тропикалии", но то что звучит следом ("Oh Joy" и в особенности "Inspector Norse") – эмоциональный пик всего фестиваля. Зал взрывается волнами – первая узнает главный хит по гармонии и рисунку ударных, вторая – по звуку тома, похожего на лазерную пушку и наконец третья – по фирменному соло.
Nile Rodgers & Chic
Вижу Роджерса уже в четвертый раз и, как это не удивительно, каждый следующий всё лучше. И вроде бы ничего особенного его слаженный диско-оркестр не делает – старые хиты Chic, попурри на тему роджерсовских работ "на сторону" вроде Sister Sledge, снисходительные спичи на тему "когда мы написали эту песню, вас, наверное, еще и на свете не было". Но видно, что всё это совершенно искренне, с отдачей, и от каждого концерта Роджерс, не так давно поборовший рак, по-настоящему кайфует. Самое удивительное, что лучше всего Chic удаются именно "чужие" песни – "I'm Coming Out" Дайаны Росс (Diana Ross), которую давно пора нормально отремикшировать и переиздать, "Let's Dance", где партию Боуи поёт барабанщик, ну и конечно, "Get Lucky", звучащая так, будто версия от Daft Punk – не более, чем римейк диско-классики 35-летней давности, а то что мы слышим сейчас со сцены – и есть оригинал.
Николай Редькин (The-Flow.ru, специально для Звуков):
Natalie Prass
Главный выбор фестиваля стоял остро: Flying Lotus или Натали Прасс? Пришлось едва ли не кидать монетку, но я выбрал второе и не прогадал. Худенькая девушка из Вирджинии поднялась на круглую сцену Flow с гитарой наперевес и за 45 минут влюбила в себя почти всех присутствующих. Она шутила, смеялась, а иногда наоборот — давала трагизма: садилась на сцену, обхватывала голову руками и замирала в такой позе на минуту. Но главное — спела с десяток печальных песен, почти целиком свой дебютный альбом, вышедший в январе. На Flow я видел концерты больших транснациональных звезд; видел впечатляющие постановки, поражавшие как миниумум размахом декораций; выдерживал энергоемкие и агрессивные сеты, после которых приходилось выжимать футболку. Но такой, во всех смыслах домашний и родной концерт там был всего один.
Sam PHILLIPS (1923)
Maynard SOLOMON (1930)
Johnny ADAMS (1932)
Arthur WHETSOL (1940)
Louis STEWART (1944)
Chris STEIN (1950)
Scott ALARIK (1951)
Martin ALLCOCK (1957)
Iris DEMENT (1961)
Phil THORNALLEY (1964)