Артем Манукян принадлежит к той категории музыкантов, что создают имидж своей страны. Будучи выходцем из музыкальной семьи, он получил фундаментальное образование и сыграл, кажется, во всех серьезных джазовых составах Армении. И вот вышел сольный диск, который Звуки недавно с удовольствием презентовали своим слушателям. Мы отловили Артема в Штатах прямо перед поездкой в Ереван, чтобы поговорить с ним о том, как рождается его музыка и какое будущее Артем ей готовит.
Звуки: Артем, как складывался ваш проект?
Артем: Я долгое время хотел записать что-то сольно, потому что очень много людей говорили мне, что именно на виолончели я играю интереснее и лучше, чем на бас-гитаре. Поэтому меня всегда спрашивали, не хотел бы я что-то сделать. Потом я переехал в Америку: больше музыкантов, больше возможностей, больше новой музыки. Я получил за эти четыре года много новых знаний, сумел подготовиться – и технически, и морально. Собрал серьезный состав, где каждый человек по отдельности – большая джазовая звезда. И оба барабанщика, и басист – профессионалы, играют с очень серьезными людьми. Все музыканты были очень рады и согласились на мое предложение, поскольку мы часто играем с другими проектами. Им было интересно, как будет записывать диск лидер-виолончелист. Мы записали все очень быстро – весь диск за полтора дня, и все в основном живьем, поэтому я очень люблю этот живой саунд. Такого в последнее время очень мало – все делается на пост-продакшене.
Звуки: А вы пробовали эту программу построить как концертную и сыграть ее где-то живьем?
Артем: Да, я сыграл недавно концерт в Лос-Анджелесе, в одном из самых популярных джазовых клубов – Blue Whale. Я отыграл почти 90% с оригинальным составом диска, поэтому звучало все довольно интересно. И еще один концерт – 8 июля, в Baked Potato – это клуб, в котором играют фьюжн, там все звезды или начинают, или играют. А дальше очень важное для меня дело: я еду в Ереван с моим диском.
Звуки: И с составом?
Артем: Нет, честно говоря, нет спонсоров. Я чуть-чуть расстроился, но я очень рад, потому что со мной будут играть ребята из Москвы. Антон Давидянц недавно гостил у меня, мы с ним записали несколько вещей, очень было с ним приятно и общаться и играть. Поэтому буду делать такой концерт в Ереване с гостями из Москвы.
Звуки: Вы же довольно много гастролировали в других составах, у вас были обширные гастроли с Armenian Navy Band. На вас сейчас фактически упали заботы по продюсированию самого себя и своего бэнда. По большому счету, это означает, что вам приходится распыляться между собственно творчеством и менеджментом. Вы к этому оказались готовы, вы предвидели такое развитие событий? Насколько это легко идет?
Артем: Буквально до этого года меня всю жизнь все в Ереване, да и в Америке считали стабильным, всезнающим сайдменом, потому что я всегда со всеми играл, и никогда не было проблем, все говорили, подожди, пока ты станешь сольным артистом! Скажу вам, что первый удар был финансовый - я совсем его не ожидал. Он был сильный, потому что если что-то после концерта не добирается, приходится платить из своего кармана. Организовывать все остальное не так трудно, потому что в Америке музыканты, если видят, что что-то играется от чистого сердца и не пахнет попсой, хорошо относятся к таким проектам. Даже музыканты с большим именем могут просто играть и говорить: просто дай мне деньги на бензин или купи мне ужин, если не соберешь в клубе 200-300 долларов. Такие разговоры происходят, причем с довольно большими музыкантами, которые просто хотят поиграть, потому что все хотят играть, а с музыкой везде трудно. Нет такого, что в Лос-Анджелесе мы все получаем миллионы.
Звуки: У вас очень конкурентное место.
Артем: У нас очень конкурентное, и у нас нет мест, где играть в большом Лос-Анджелесе.
Звуки: А почему тогда Лос-Анджелес, почему не Нью-Йорк, почему не Бостон?
Артем: Я очень хочу попасть в Нью-Йорк, но в Лос-Анджелесе - моя семья, я здесь начал с нуля и чего-то добился. Снова где-то что-то начинать с нуля я не готов. Хотя бы сделать так, чтобы во всей Америке знали, если я в Нью-Йорк поеду. Там еще все дороже в десять раз. Но все равно, креативный город - это Нью-Йорк. Там намного веселее и интереснее, чем в Лос-Анджелесе. Но говорят, в Лос-Анджелесе сейчас культурное возрождение - очень много людей переезжает сюда, потому что здесь есть Голливуд, где нужны музыканты, дизайнеры, актеры, масса собирается здесь. Но с музыкой трудно, как и везде - это не новость.
Звуки: Есть некоторое впечатление, что именно независимым музыкантам всегда проще найти себя в какой-то куче коллабораций, сайд-проектов, и всегда есть с кем посотрудничать, даже если свой проект в какой-то момент затихает, у тебя всегда есть с кем еще поработать.
Артем: Семью и дом мы держим на попсе. Я играю с Драко Роса, с Рикки Мартином, это такие большие звезды, у них раньше была группа Menudo, раньше они были вместе, потом расстались, и сейчас они сделали камбэк. Я полгода был с ними в турне - это то, чем мы живем. А коллабораций с другими джаз-проектами я делал очень много, но это, опять-таки, для души. Или они хотя бы должны быть каждый день.
Звуки: С кем вам сейчас лучше всего и интереснее играть?
Артем: Я с сентября буду возвращаться в это латинское турне, но это не попса, - это, скорее, альтернативный рок. Я играл на диске Драко Роса, этот альбом получил "Грэмми", поэтому у него будет много гастролей. Буду стараться выпустить свой альбом. Есть такой известный альтернативный прогрессивный рок-фьюжн барабанщик Вирджил Донатти из Planet X, я делал для него видео, они довольно популярны в Youtube. Сейчас это очень интересный проект - наполовину классика, наполовину прогрессив-рок. Я уезжаю в Ереван на месяц, поэтому пока что я ни за что здесь не берусь. Вернусь - и буду дальше раскручивать свой диск. Хочу отдать много времени раскручиванию сольного проекта.
Звуки: Вы принимали участие в концертах, посвященных памяти геноцида армян?
Артем: Да, был концерт в Лос-Анджелесе, был довольно большой концерт в Нью-Йорке. Это такая дата, в которую нужно обязательно играть, без вопросов.
Звуки: С кем вы там играли?
Артем: В основном с народными музыкантами, то есть, с людьми, которые играют более традиционную армянскую музыку, и здесь, и в Нью-Йорке. Я думаю, это правильный выбор музыки для этих дней.
Звуки: Вы же классический джазмен, но при этом все равно ощущаете необходимость играть world-music и участвовать в околоэтнических проектах. У вас это легко получается или вам приходится предпринимать над собой какие-то усилия?
Артем: Насчет world-music - эта музыка легко получается, потому что я вырос на такой музыке, это и Armenian Navy Band, и в детстве были проекты, более детские ансамбли, в Армении я очень много играл с такими поп-звездами, которые более близки к world-music, чем к попсе. Здешние армянские поп-звезды, к сожалению, более ресторанного стиля. Если с ними играешь, никакого world там нет.
Звуки: Мне кажется, и русская диаспора ведет себя в Америке так же.
Артем: Нужно делать так, чтобы люди свою музыку слушали.
Звуки: Это что-то вроде искусственной консервации, маленький заповедник.
Артем: Да, маленький заповедник. Армяне очень любят этот заповедник, они из него и не выходят и варятся в нем.
Звуки: А что для вас сейчас актуальная музыка?
Артем: Я всегда слушаю очень разную музыку, но джаз - на первом месте. Я очень большой фанат хип-хопа, но, видимо, с возрастом или с ухудшением хип-хоп-музыки это все становится менее интересным.
Звуки: Кстати, хип-хоповый номер у вас на альбоме очень хорош.
Артем: Очень многие люди говорят что да, альбом любим, хип-хоп тоже любим, но не поняли, к чему он. Это просто дань уважения, потому что тот парень, что поет в треке, - он мой коллега с детства, мы многое делали вместе в Ереване, у нас была студия, мы занимались хип-хопом.
Звуки: Расскажите, о чем эта композиция?
Артем: Она называется "All Yours". Композиция о том, что все, что ты видишь, выходя из дома,- это все твое. Во-первых, я сам люблю хип-хоп такого типа, поэтому для меня это очень близкий жанр. Во-вторых, сделать это, будучи струнником - тоже интересно. Я все это собрал на виолончели, потом собрал ребят, которые играли альбом, и сказал: один трек будет совсем не то, что вы думаете. Но получилось хорошо.
Звуки: А ваши коллеги из Katuner тоже куда-то уехали из Еревана, или продолжают работу?
Артем: Нет, в основном все остались в Армении, в Ереване. В один момент у них был какой-то "перекур", но они до сих пор играют. Я думаю, я тоже присоединюсь к ним на один концерт, потому что давно не играл с братвой. Хотел поиграть с Арто Тунчбояджяном, с Armenian Navy Band, но не получилось приехать в Ереван. Мы сейчас в основном встречаемся в Америке. У нас есть новый проект: трио с одним фантастическим пианистом. Виолончель, фортепиано и перкуссия. Мы записали диск, мы были недавно на фестивале в Берлине.
Звуки: Весь последний год, по понятным причинам, был очень высокий интерес к Армении, и сейчас есть интерес к стране, но в связи с еще более печальными событиями. Весь регион, и вся Армения - это страна, на долю которой выпало несколько испытаний, пережившая сложные периоды. Очень хочется, чтобы это наконец-то прекратилось, и страна наконец вздохнула свободно. Как вы считаете, насколько способствует пониманию и сочувственному отношению к стране армянская музыка, насколько могут здесь артисты что-то сделать, и какие предпринимались попытки обратить внимание на положение страны именно среди артистов?
Артем: Я, в первую очередь, возвращусь к Арто, потому что для меня он - человек, который с конца девяностых по конец двухтысячных подарил армянскому народу надежду на то, что играя музыку, которую ты хочешь, ты можешь жить, ты можешь зарабатывать, делать карьеру. Он держал тринадцать человек музыкантов на протяжении пятнадцати лет, и они из клубных музыкантов стали артистами BBC, они играли на всех мировых фестивалях, люди знали нас. Для меня это был один из первых людей, кто своей музыкой, своей культурой помог, во-первых, молодежи, потому что пятнадцать лет назад все участники группы были молодыми людьми. Я думаю, он - один из первых людей, кто дал нам понять, что мы не просто потеряны в Ереване, играем для себя просто так. Мы можем бывать за границей, мы можем записывать диски, мы можем что-то показывать. То же самое Серж Танкян - мне кажется, что после ереванского концерта SOAD молодежь сильно воодушевилась. Я даже думаю, что эти митинги - это сила всего: и Канье Уэста, упавшего в воду, и SOAD, играющих для 25 тысяч человек бесплатно. Я считаю, что большие великие армянские артисты могут повлиять чем-то, не обязательно даже концертом - прислать деньги, прийти и постоять на митинге.
Звуки: А что вы скажете в ответ на очень частые реляции о том, что вся молодежь должна оставаться внутри страны, нельзя никого никуда отпускать, нужно обязательно требовать, чтобы местная культура развивалась исключительно внутри? Что на это можно ответить?
Артем: Вы знаете Тиграна Амасяна? Я вам расскажу его пример, и вы поймете классический ответ на этот вопрос. Тигран Амасян - гений. Он в девять лет играл так, что другие так не играют в пятьдесят. В одиннадцать или в двенадцать лет, после того, как он поиграл во всех клубах и на всех фестивалях Еревана, дядя отвез его во Францию. Потом он через десять лет переехал в Америку, каждый день турне, записи на всех лейблах, уже пятнадцать лет человек не останавливается. И два года назад он сам переехал в Ереван, потому что сказал, что у него кончилось вдохновение. "Я хочу жить на своей родине, в Армении, чтобы изучать армянскую музыку". И сейчас он в основном живет в Ереване. То есть отпускать его обязательно было нужно, потому что он не добился бы всего, чего он добился, но человек, добившись всего - а ему двадцать шесть или двадцать семь - сам вернулся в Ереван. Играет иногда в клубах, старается помочь армянской молодежи, что-то объяснить, показать. Он сейчас собрал хор, исполняет армянскую церковную музыку, фортепиано и хор - тоже очень красивый проект. Я думаю, это показательно. Его обязательно нужно было отпустить, потому что он должен был многое увидеть и научиться, а потом он сам вернулся в Армению.
1984 – Вышел благотворительный сингл «Do They Know It's Christmas?» - песня была записана супергруппой Band Aid, которую написал Боб Гелдоф для сбора средств в пользу голодающих в Эфиопии. Сингл стал самым быстро продаваемым в истории Англии - 1 млн.экз. только за первую неделю релиза »»
2001 – В Лос-Анжелесе на 58-м году жизни скончался Джордж Харрисон - гитарист The Beatles. Харрисон занимает 21 место в списке 100 величайших гитаристов всех времён »»
Ed BICKERT (1932)
John MAYALL (1933)
Tony COE (1934)
Chuck MANGIONE (1940)
Randy BRECKER (1945)
Roger (1951)
Duke LEVINE (1961)