Дуэт Secret Garden начал свою мировую карьеру на конкурсе "Евровидение" в далеком 1995 году, после чего занял почетное место среди лучших new age и неоклассических групп рубежа веков. Название группы - отсылка к роману англо-американской писательницы Фрэнсис Элизы Бёрнетт о ребенке, который ищет понимания окружающих. Накануне 20-летия Secret Garden Звуки поговорили с его создателями Фионоолой Шерри и Рольфом Лёвландом о Евровидении, классике и планах на будущее.
Звуки: Какова субординация в вашем небольшом коллективе? Кто ставит задачи и кто отвечает за способы их решения? Или всё дело случая: сегодня ты старший, а завтра я?
Фионоола:
Мы никогда не обсуждаем этого. Мы начинаем с мелодии, и у музыки складывается своя собственная логика, из которой следует аранжировка. Как любой дуэт, мы всегда лучше вместе, чем каждый поодиночке. Мы отдаём друг другу лучшее, что есть в нас самих.
Звуки: А тогда, в 90-х, кто кого пригласил поработать вместе?
Фионоола: Наша совместная работа стала результатом встречи в Дублине во время конкурса Евровидение. Я полюбила мелодии Рольфа, а он услышал в моей игре голос, который сможет их исполнить. У нас не было никакого обсуждения самих себя, как и обсуждения вопроса, станет ли наша музыка модной. Это музыка и исполнение, которые трогают нас, а не бизнес.
Звуки: Кто дал имя дуэту?
Фионоола:
Нам было необходимо название для того, чтобы принять участие в Евровидении. Мы хотели, чтобы это название было органичным, текучим и легко ассоциирующимся с нашей музыкой. Название “Secret Garden” показалось нам наиболее подходящим.
У Рольфа к моменту нашей встречи уже был опыт Евровидения, его песня дала возможность Норвегии выиграть конкурс десять лет назад. У нас обоих была профессиональная карьера, связанная с Евровидением: Рольф был плодовитым автором песен в Норвегии, а я играла на скрипке в концертном оркестре RTE, была телеведущей и музыкантом-фрилансером.
Звуки: На конкурсе у вас был лишь “Nocturne”, а уже через год вы издали альбом, получивший "золотой" статус. А если бы не победа, альбом "Songs from a Secret Garden" был бы выпущен?
Фионоола:
Когда мы участвовали в Евровидении-95, мы только закончили наш первый диск "Songs From A Secret Garden", на котором был "Nocturn". Конкурс стал для нас великолепным шансом, чтобы продемонстрировать не только песню, но и весь диск. После победы мы смогли начать промо-турне, на котором мы уже играли не только песню с Евровидения, но и весь альбом. Некоторые песни с нашего первого диска были написаны Рольфом за несколько лет до того, как мы впервые встретились. "Nocturn" был написан в Ирландии во время конкурса Евровидение 93-го года. Создание первого альбома было очень запоминающимся, так как мы в то время учились работать вместе.
Несомненно конкурс оказал нам очень большую помощь, но нам нравится думать, что наша музыка нашла бы своё место в мире и без него.
Звуки: Что вы думаете о "Евровидении" 20 лет спустя? Сегодня у вас были бы шансы?
Рольф:
"Евровидение" до сих пор живо и процветает. Я смотрю его с интересом и страстью каждый год – в основном для удовольствия, но иногда там появляются действительно великолепные артисты и песни. К тому же, это - единственная возможность послушать музыку из маленьких европейских государств, которые не попадают в трансляцию оставшуюся часть года. Мне понравилась российская песня в этом году. Что касается Secret Garden – я думаю, что это была подходящая песня для своего времени. Возможно мы дали какой-то импульс Евровидению, победив с этнической инструментальной композицией. Многие страны пробовали последовать нашей формуле, но я не думаю, что что-то подобное может произойти сейчас.
Звуки: Спустя 20 лет вам по-прежнему комфортно работать друг с другом?
Фионоола:
Мы очень уважаем друг друга, мы хорошо работаем вместе, мы делимся друг с другом своими идеалами и стремлениями, но у каждого из нас есть и своё мнение. Это очень важно, так как нам постоянно нужно стараться найти лучшее решение. Если мы спорим, это длится недолго, и это только разница во мнениях о лучшем для нашего проекта музыкальном решении, которая позволяет нам зреть и развиваться постоянно.
Звуки: Как вы будете праздновать двадцатилетие проекта, каких гостей позовёте?
Рольф:
Мы планируем 3 концерта в Кристиансанне с местным симфоническим оркестром и приглашёнными артистами. Мы представим концертную программу, рассказывающую нашу историю от самого начала и до сегодняшнего дня. Среди приглашённых артистов будут Трэйси Кэмпбелл (Tracey Campbell), Эспен Грётхайм (Espen Grjotheim), Кэтрин Иверсен (Cathrine Iversen), а также трубач Оле Эдвард Антосен (Ole Edvard Antonsen).
Звуки: Может быть, вы заедете и в Россию?
Рольф:
Мы давно хотим приехать в Россию, но шанс так до сих пор и не представился. Нам очень приятно слышать, что в России есть интерес к нам. Будем надеяться, что такой же интерес появится и у российских промоутеров в ближайшее время.
Звуки: Вас часто называют основоположниками жанра New Age - как вы относитесь к этому?
Рольф:
Я удивлён! У меня не было никаких претензий на основание этого жанра. Мы были очень удивлены, когда Philips Classics в США представили наш стиль как "new age" на их рынке. Мы даже не могли и подумать об этом! Как нас только не называли: неоклассика, кельтский норвежский "фьюжн, лечебная музыка, мировая музыка" и т.п. Полагаю, это демонстрирует, что все эти жанры – просто рыночные инструменты, разработанные звукозаписывающими лейблами.
Звуки: В концертах вы используете инструмент и смычок работы Джона Эдвардса Беттса. А у вас не возникало соблазна ”пересесть” на электроскрипку?
Фионоола:
Я пробовала электрические скрипки раньше, но каждый раз возвращалась к моей скрипке Беттса. Причина в том, что скрипка и я вместе создаём наш собственный, особенный звук. Мы с ней - команда и я не чувствую, что смогу создать такую же динамику и такой же звук на электрическом инструменте.
Звуки: Современное творчество всё более напоминает обычный труд - половина музыки пишется на компьютере, с помощью специальных программ, то есть она становится менее живой. Вас, как профессионалов, это устраивает?
Рольф:
Я думаю, что я старомодный. Я концентрируюсь на мелодиях, когда пишу, и стараюсь работать независимо от технологий. Но однажды я начал использовать компьютеры и различные программы во время работы над демо-записями, чтобы развить аранжировку. Я часто советуюсь насчёт этого процесса с более молодыми авторами, и они склоняются к развитию музыки в другом ключе: используя грувы, лупы, и т.п., чтобы создавать мелодии. Я принадлежу к поколению "классиков", которые предпочитают не подвергать сущность мелодии влиянию техники.
Звуки: У каждого из вас есть собственные проекты в другой стилистике. Фионоола, расскажите о вашем сольном альбоме "Songs From Before" (2011), где вы исполняете ирландскую музыку в собственных аранжировках.
Фионоола:
Работа над этим диском доставила мне большое удовольствие, так как на протяжение долгих лет я хотела пересмотреть некоторые традиционные песни, с которыми я выросла и записать их.
Это было важным пунктом в моём личном развитии, но все наши совместные записи с Secret Garden были более коммерчески успешны.
Звуки: В какой-то момент вы взяли двухлетнюю паузу в совместной работе, вы тогда сказали, что ”перегорели”. Вам просто надоело всё, или была причина?
Фионоола:
Мы тогда ездили в турне и работали без остановки в течение 10 лет, и мне просто было нужно остановиться в одном месте на какое-то время. Изначально перерыв был запланирован на 5 месяцев, но каким-то образом он затянулся почти на 2 года. Оборачиваясь назад, скажу, что это было очень важно: мы вернулись сильнее, свежее и у нас появилось страстное желание играть снова.
Звуки: Кьетил Бьекестранд (Kjetil Bjekestrand), так много сделавший для того, чтобы этот альбом увидел свет, остался вашим музыкальным партнёром?
Фионоола:
Нет, Кьетил и я работали вместе только над моим сольным диском. Он – мой хороший друг и хороший друг Рольфа, и к тому же – потрясающе талантливый музыкант. Он также работал с нами над диском "Once In A Red Moon". Я работала со многими различными артистами в Ирландии. Однако после встречи с Рольфом мы работали исключительно вдвоём, если не считать мою работу с Кьетилом над сольным альбомом.
Звуки: В России есть стереотип, что Норвегии природа к человеку сурова. Но ваша музыка совсем другая – в ней тепло и хмель. Откуда?
Рольф:
Сам я занимаюсь мелодической музыкой в её простейшем проявлении. Я учился музыке и получил классическое музыкальное образование, но я также много работал над написанием и продюсированием современной поп-музыки. В конце концов, я нашёл свою музыку в мелодических историях, которые реализуются в музыке Secret Garden. Конечно, в моей музыке есть и большое влияние норвежской музыки, и Грига в частности, а также ирландской музыки. Однако я думаю, что нашёл свой собственный голос среди всего этого.
Я думаю, что моя музыка вдохновлена собственно работой. Хотя иногда я вдохновляюсь какими-то особенными событиями в жизни. Например, когда моя дочь уехала из дома на год, чтобы учиться за границей ("Ode to Simplicity") или когда мой близкий друг совершил самоубийство ("In our Tears"), или композиция "Sortie" была написана для Фионоолы, так как я не был уверен, вернётся ли она к работе с Secret Garden.
Звуки: Гастролируя по всему миру, вы наверняка пользуетесь услугами местных оркестров и дирижёров – какие из этих концертов запомнились?
Рольф:
Я как раз пишу книгу о 20 годах нашей группы. Там есть и кое-что о концертах,- в том числе о том, что в них было хорошего или плохого. Особо памятным для нас стало победоносное выступление на Евровидении в 1995-м. Еще я вспоминаю первый международный концерт в Стамбуле, наш аншлаговый концерт в Сиднейской опере, концерты в Китае – особенно в Доме Народных Собраний в Пекине, и многие другие.
Звуки: У Рольфа уже был опыт написания саундтрека для фильма "Кресло русалки". Можно ли ждать продолжения ваших киноработ?
Рольф:
Я ещё писал музыку к "2046" - китайскому фильму режиссёра Вонг Карвая (Ван Цзявэя), а также много нашей музыки было использовано в телесериалах. Мы согласны, что наша музыка естественна для кино и будем использовать новые шансы в этой области, когда они появятся.
Звуки: Кто вас продюсирует, есть ли у вас инвесторы, или вы с самого основания коллектива находитесь на самоокупаемости?
Рольф:
Мы всё ещё с норвежским отделением Universal Music, но продукция в основном издаётся на Dreamcatcher – моей собственной продюсерской компании. Так у нас больше свободы в распространения нашей продукции за пределами Норвегии.
Звуки: Вы упрямо пишете пасторали, хотя с 90-х агрессивность мировой поп-музыки выросла. Таков ваш ответ рынку?
Рольф:
Меня можно отнести к музыке 90-х, согласно вашему описанию. Думаю, что я устал от "поп-музыки" и мне было нужно исследовать что-то большее. Можно сказать, что наша музыка – это подсознательная реакция, но мы не делали музыку как ответ – скорее, было стремление найти своё лицо в музыке. Через некоторое время после того, как мы издали наш первый диск, мы осознали, что людям нужна была такая музыка.
Звуки: Рольф, вы в первую очередь исполнитель или композитор?
Рольф:
Я чувствую, что я скорее композитор, которому нужно играть музыку, нежели пианист. Я часто борюсь со своей самоуверенностью пианиста и никогда не побеспокою никого исполнением чьей-либо музыки, кроме своей собственной. Если бы не Фионоола, Secret Garden не имел бы столько мастерства, сколько она даёт этому проекту. Я только стараюсь поддерживать её так как могу, прячась за фортепиано.
1943 – Родился Кит Ричардс выдающийся английский гитарист и автор песен, вместе с Миком Джаггером составляющий неизменный костяк легендарной рок-группы The Rolling Stones »»
1948 – Чес Чандлер, басист группы Animals и продюсер групп The Jimi Hendrix Experience, а также Slade и Ника Дрэйка, родился в Ньюкасле »»
Ira GITLER (1928)
Allen KLEIN (1931)
Chas CHANDLER (1938)
Keith RICHARDS (1943)
Rod PIAZZA (1947)
Bill NELSON (1948)