49-й Montreux Jazz Festival стартовал серией вокальных сетов молодых исполнителей. "У нашего фестиваля есть миссия – представлять на своих площадках следующее поколение артистов", - сообщил на церемонии открытия новый патрон фестиваля Матьё Жатон (Mathieu Jaton), объявивший центральную тему года - соул и ритм-н-блюз. В этом году юные звезды выступают на больших сценах, начиная с первых дней, поэтому готовимся к открытиям. Правда, совершать их придется под покровом ночи: в Монтре сейчас +38, все плавится, находиться на открытых сценах дольше 10 минут невозможно.
Любовь к соул объединяет весьма разных по характеру и жанру артистов: обладательницу красивого тембра Эмели Санде (Emeli Sande), британское молодое дарование Паоло Нутини (Paolo Nutini) и томную Мелоди Гардо (Melody Gardot). Всем им – около 30 лет, и их сетам придадут вес и убедительность четырехкратный обладатель Grammy молодой соул-певец Сэм Смит (Sam Smith), мэтр соула Лайонел Ричи (Lionel Richie) и знаменитая американская вокалистка Дайанн Ривз (Dianne Reeves). Но и смежные жанры в этом году на высоте: Portishead, Chemical Brothers, Foals, The Kooks - оставайтесь с нами, мы расскажем вам об этом.
3 июля. Были они смуглые и золотоглазые
Первый вечер открыл молодой певец и сонграйтер Джон Ледженд (John Legend), развивающий ретроспективное направление в ритм-н-блюзе. Этот исполнитель - живое воплощение american dream: проработав много лет бэк-вокалистом, он попробовал заняться сольной карьерой, сразу стал любимцем Куинси Джонса (Quincy Jones), от которого удостоился лестного звания "легенды". Всем, конечно же, лучше всего известна его песня "Glory", но с самых первых шагов, с первых аккордов этот крунер с огромными оленьими глазами дает понять, что и его новый материал интересен и небанален. Духовая секция, колоритный контрабасист, богатый вокал и танцы-танцы-танцы - этот сет хорош во всех смыслах. А когда прозвучал кавер на Марвина Гея и Джон затянул битловскую "She's So Heavy", зал и вовсе сошел с ума.
А в Jazz Club тем временем началось выступление молодой ирландской певицы с болезненно красивым вокалом – Soak. Бледная и слегка анемичная девушка из Дерри притягивает какой-то сказочной хрупкостью. Чуть позже было интересно анализировать сложную полифонию импровизационного ансамбля The Staves. В основе их творчества - фолк-рок, очень близкий к творчеству "семидесятников". Обычно этой тропой идут хиппи, и у девушек, безусловно, есть многое от этой эпохи: этно-платья, спонтанные танцы, колокольчики... Но потом приглядываешься и понимаешь, что партию колокольчиков исполняет синтезатор, а вокал прошел через дилей. И становится грустно.
Завершил вечер в Jazz Lab женский соул-дуэт Ibeyi. Это, определенно, стоит переслушать.
4 июля. Реки вавилонские
Шинейд О'Коннор (Sinead O'Connor) ловко играет смыслами и тембрами: амплитуда ее вокала едва ли уступает широкому спектру эмоциональных переживаний, сквозь которые она проводит слушателя. Ее концерт полон экспрессивных политических высказываний, признаний в любви, заламываний рук и пронзительного крика. От экспрессивных рок-номеров "Take Me to Church" и "Jackie" до акустических "Prayer" и "Black Boys on Mopeds". Все, как мы любим.
Первое же выступление выпускников Montreux Jazz Academy прошло с аншлагом: ученики Бугге Вессельтофта (Bugge Wesseltoft), талантливые студенты, начавшие обучение в Академии в ноябре прошлого года, сыграли первый отчетный концерт - и это был ураган! Электро-джазовый фьюжн трех разных ребят под руководством менторов стал встречей теплого лампового звука и миксов из iPad. Диссонансы превращались в гармонии, зрители замирали, пытаясь распутать гармоническую загадку, а потом начинали просто кричать от радости. Это был джем - и это был новый, юный джаз.
5 июля. Химзавод
Два гигантских робота по краям сцены - красный и синий. Что-то вроде намека на гигантские размеры влияния и одновременно - "игрушечность" основоположников биг-бита, Тома Роулендса (Tom Rowlands) и Эда Саймонса (Ed Simons). Мрак, видеопроекции, пульсирующий ритм и стробоскопы - вот из чего состоял этот вечер, и он не мог быть лучше... на любой другой площадке.
Продолжение следует!
Рекомендация для тех, кто к нам только что присоединился: digital media существенно изменили работу архивного отдела Монтрё. Оцифрован гигантский архив концертов, которые записывались на всех сценах фестиваля, и многие записи уже увидели свет в виде концертных альбомов и фильмов. Но организаторы MJF учитывают и интересы нового поколения слушателей: многие из них слушают музыку и смотрят концерты онлайн. Поэтому часть концертов Montreux Jazz Lab, начиная с прошлого года, транслируется на официальном сайте и YouTube-канале фестиваля. Идите и смотрите!
Звуки благодарят SWISS и Switzerland Tourism за помощь в организации репортажа
1945 – В Санта Анне, Ямайка, в семье британского военнослужащего родился Боб Марли (настоящее имя Robert Nesta Marley) - "Король регги" »»
1961 – День рождения Сергея Чигракова - музыканта, солиста группы Чиж и Co. Свою карьеру Чиж начал в 6-м классе, когда выступал со старшим братом в местных ансамблях. Чиграков получил прозвище "Чиж" в наследство от брата »»
Ernie ROYAL (1921)
Dave BERRY (1941)
Bob MARLEY (1945)
Neil SHICOFF (1949)
Natalie COLE (1950)
Никита "Зольцманн" ЗАЙЦЕВ (1956)
Jerry MAROTTA (1957)
Игорь МАТВИЕНКО (1960)
Сеpгей ЧИГРАКОВ (1961)
Axl ROSE (1962)