Несколько лет назад я побывал на концерте Авишая Коэна в Стокгольме. У этого израильского контрабасиста всегда играли лучшие, но на том концерте на Шеппсольмен толпу особенно неслабо качал барабанщик. Звали его Марк Джулиана (Mark Guiliana). Лучшие, новаторские, записи Коэна — именно с ним. Сейчас Марк, прославленный сайдмен, не играет ни в чьём составе, но организовал собственный квартет. С которым приедет в Питер на Усадьбу.Джаз. Играют — креативный пост-боп. Однако чем отличается Джулиана — так это нереальным стилистическим разнообразием и всеядностью. Причем когда он играет, хоть с Дэвидом Боуи (David Bowie), хоть с Бредом Мелдау (Brad Mehldau), он превращается не просто в аккомпаниатора, но в соавтора.
Накануне концерта мы позвонили Марку, чтобы узнать, что такое быть крутым сайдменом, и каково ему теперь оторваться от сильных мира сего и уйти в свободное плавание.
О трубаче Дейве Дагласе и его новом альбоме "High Risk"
Есть немного моей вины в том, как Дейв теперь звучит. Но гораздо важнее тут электронщик Шигето (Shigeto). Мы довольно быстро записали этот альбом: провели день в студии, записав композиции и импровизации. Всё, что вы слышите, происходило в реальном времени в студии. Был, конечно, постпродакшн и редактирование, но в широком смысле - где начать трек, где остановить. Партии не трогали, мои ломаные барабаны — не "нарезка"!
Откуда берутся универсальные барабанщики. Случай Марка
С самого начала, с детства, я слушал много разной музыки, и многое меня вдохновляло. Потом я решил, что всему нужно найти место в моей игре. Важно, чтоб это всё — рок, джаз, электроника, этника — в композиции жило вместе. Когда я начал учиться играть, я любил рок Nirvana, Red Hot Chili Peppers. Потом я конкретно врубился в джаз, после — в электронику. В юности я думал: если играю джаз, то надо это делать по-джазовому, рок трогать нельзя, электронику тем более. И это неправильно, конечно. Я использую все стили, но делаю это музыкально. Я не думаю о том, что нельзя или на что я не имею права — это плохая отправная точка. Надо думать, как применить вкус и опыт к конкретной задаче.
О том, каким должен быть современный барабанщик
Для меня хороший барабанщик тот, у кого мощный фундамент. Я над ним до сих пор работаю: сильный грув, большой звук. Азы. Это важно для абсолютно любого жанра. Мне это нужно вне зависимости от того, что я играю: джаз, рок или электронику, свое или чужое. И да, барабанщик должен иметь, так сказать, хорошие отношения с инструментом. Контакт. Это сложно, потому что разная музыка требует разных барабанов. Но, что бы ты ни играл, надо контактировать с этой музыкой, понимать, что она значит, о чем она. Тогда найдутся инструменты нужные.
О Матисьяху
Я дружил с одним парнем из группы Матисьяху (Matisyahu). Мы оба живем в Нью-Йорке, однажды меня ему порекомендовали, я получил приглашение сыграть в нескольких концертах. А когда Матисьяху решил писать альбом очередной, то просто пригласил меня сыграть все барабаны. Вот так всё просто. В моей карьере вообще все происходит просто. Все друзья, все свои!
О Дэвиде Боуи
Вообще в мире хип-хопа и джаза просто с коллаборациями. В роке — сложнее, там группы, сложившиеся составы, в которых просто очень мало места для гостей на треках. Но случается. Опять-таки благодаря дружеским отношениям я попал на один трек Дэвида Боуи ("Sue (Or In A Season Of Crime"), - ред.). Он его записывал с оркестром Марии Шнайдер (Maria Schneider), а у нее играл тенор-саксофонист Донни Маккаслин (Donny McCaslin), с которым я тоже работал. Вот он меня и порекомендовал. Так все просто. А опыт — отменный! Дэвид великий музыкант, работать с ним одно удовольствие.
Об удисте Дафере Юсефе и восточной музыке
Восточная музыка — другой мир. Авишай Коэн и Дафер (Dhafer Youssef) — это очень сильные личности и уникальные творцы, начать с того. Они очень легко мотивируют тебя на работу. Дафер играет не чисто восточную музыку, это фьюжн, так что не надо было изучать глубоко именно восточные фольклорные стили. Но я все равно проделал большую домашнюю работу.
Об электронике
Squarepusher изменил мою жизнь! Сокурсник дал мне послушать "Feed Me Weird Things", и с того момента я просто запал на всю эту электронику умную: Aphex Twin, Photek, Venetian Snares. Дальше я искал амбиентное что-то.
Когда я впервые слушал Squarepusher, то у меня было точно такое же чувство, когда я в школе впервые услышал Тони Уильямса: этот чувак изменит мою жизнь! Я все глубже погружался в его музыку Squarepusher. Пытался снимать партии — не получалось. Сложные ломаные ритмы, их интересно принести в акустические барабаны. Это оказалось невозможным: у человека две руки и две ноги. Но Squarepusher не думает о том, как живой человек это сыграет — ему это ненужно, он программирует. Я так не смог нормально сыграть всё это, но в итоге многому научился.
О Бреде Мелдау и внезапности "Грэмми"
Брэд вообще один из самых моих любимых музыкантов. Я слушал его еще задолго до нашего знакомства. Свел нас Авишай, в 2008 году на одном фестивале... Мы с Брэдом поиграли и решили, что хочется электроники! Пару раз в год мы приходили в студию ненадолго — Брэд очень занятой. Со всеми коллаборации организовывает беспрестанно. В общем, так эти сессии тянулись до 2011 года. Хорошо время проводили, выкраивали в расписании время для совместного музицирования. Не планировали делать альбом-бестселлер, совсем. "Грэмми" явилось совершеннейшим сюрпризом. Но, правда, номинировали не нас, а Брэда за его соло, так что это меня не удивило — он заслужил!
О соло-проекте и альбоме
Месяц назад примерно (4 июня, - прим.) вышел мой сольный альбом "Family First". Это мой акустический квартет: Джейсон Ригби на саксофоне, Крис Морриси на контрабасе, на фоно Шай Маэстро. С Маэстро я играл у Авишая много лет. Кстати, в Питер он приехать не может, его заменит другой музыкант. Это проект, на котором я сейчас сконцентрирован. Мы поедем в тур в Штаты и Европу. А пока мы сыграли всего одно шоу — в честь релиза. В Санкт-Петербурге будет только второе выступление на публике. Мы взволнованы!
О том кем лучше быть: сайдменом или лидером
Мне сложно судить. Будучи сайдменом, я очень многому научился, и тот опыт я бы ни на что не променял. Но с ролью лидера, чувствую, ничто не сравнится. Это круто: создавать целый проект на ровном месте, с нуля, знать все детали, представлять людям свою авторскую музыку. Да, мне нравится, как сейчас говорят, выходить из зоны комфорта. Лидер — это про выход, точно. Но оба опыта крайне ценны.
Mark Guiliana в Усадьбе Jazz
Санкт-Петербург, Елагин остров, ЦПКиО им. Кирова
11 июля
Дата рождения:
2 сентября 1980
1877 – Честер Гринвуд из штата Мэн запатентовал наушники »»
1939 – Родился Нейл Седака, американский певец и песенник, автор популярной песни "One Way Ticket". На русском языке эта песня почему-то исполняется со словами "Синий-синий иней лег на провода" »»
1942 – Родился Джон Пол Ларкин - американский джазовый музыкант и поэт, создавший уникальный стиль музыки, совмещающий в себе скэт и техно. Приобрёл широкую известность благодаря хиту 1994 года «Scatman (Ski Ba Bop Ba Dop Bop)» »»
Jan HOWARD (1932)
Mike STOLLER (1933)
Neil SEDAKA (1939)
Candi STATON (1940)
Bobby PATTERSON (1944)
Adam CLAYTON (1960)
Евгения ОТРАДНАЯ (1986)