Экономический кризис больно ударил по летним фестивалям в двух столицах. Организаторы крупных опен-эйров в этом году столкнулись с тяжелым выбором: сделать хороший фестиваль европейского типа с развлекательной частью, полноценным лайнапом на весь день, лекториями, маркетом и зоной стрит-фуда, где можно провести половину фестивального времени, или привезти пару-тройку громких имён и окупиться. Greenfest (как и Park Live), лидер этого лета по хедлайнерам, выбрал второй вариант. Не самый удачный формат вечернего опен-эйра на спортивной арене был компенсирован как минимум одним обстоятельством: это Muse, армия поклонников которых в России не знает границ.
Юбилейный, десятый по счёту, Greenfest открыл двери на стадионе "Петровский" в Санкт-Петербурге 21-го июня. За всеобщим ажиотажем было трудно понять, кто же она, таинственная целевая аудитория фестиваля. Школьники с разноцветными волосами, семейные пары, люди за 35, на чью молодость и пришлось начало карьеры Muse – общий поток пытался унести меня от пресс-шатра, но я не сдавалась. Выступление первой группы, представляющей российскую альт-рок сцену, Jack Action (они же открывали и первый день Park Live), многие послушали еще за пределами стадиона.
Вторых участников, финский коллектив Poets of the Fall, можно назвать традиционной "сахарной" скандинавской рок-группой, которую любит и знает каждая российская восьмиклассница. Во время их сета людей на стадионе всё прибавлялось и прибавлялось: все хотели услышать бессмертный хит "Sleep". И они его сыграли. Сладкоголосый вокалист коллектива, Марко Сааресто (Marko Saaresto), как и остальные участники, держались молодцом и задавали тон всему выступлению, которое состояло из нескольких хитовых синглов, в том числе "Late Goodbye" из дебютного альбома. Финский 2005-й и русский 2007-й не замедлили вернуться.
GusGus, коллектив в лучших традициях исландской музыки, выступал перед хедлайнером, но всё равно остался незаслуженно обделённым вниманием. Эту группу можно назвать скорее арт-проектом не столько из-за репертуара, сколько из-за их бэкграунда и внешнего вида: на Greenfest приехало трио из клавишника выразительной внешности, странного вокалиста средних лет и девушки, больше похожей на бэк-вокалистку, вышедшую на переднюю часть сцены, чем на полноценного участника коллектива.
Отличному, интересному проекту, создающему качественную электронную поп-музыку с налётом холодного исландского безумия, к сожалению, совсем не идёт стадионный формат. GusGus – группа, которая бы уместнее слушалась и смотрелась в масштабах условного московского клуба Yotaspace (где они и выступят в августе); группа, которую портит чересчур большая сцена: не потому, что не такие уж популярные и крупные артисты, а потому, что их музыка совсем не стадионная. Если успешный электронный проект можно назвать камерным, то GusGus однозначно подходят к такому определению. Робкие попытки небольшой части полупустой танцевальной и фан-зон танцевать под хит "Over" оборвались, толком не начавшись: аудитория, собравшаяся на Гринфесте, не особо оценила звучание коллектива.
Хедлайнеры фестиваля, британцы Muse, не нуждающиеся в представлении, задержались на несколько минут, что дало время разглядеть окружавшую меня толпу. Слева – девушка лет 18-ти со своей матерью средних лет, обе экстравагантно одетые, во время выступления неистово прыгающие и кричащие. Если бы я встретила их на улице, я бы никогда не подумала, что так выглядят фанаты группы в России. Позади – парочка школьников, которые, судя по их разговору, не смогли бы спокойно умереть, не сходив на концерт любимой группы. Люди вокруг, в ожидании кумиров, нервно курили, пренебрегая прошлогодним запретом на курение в общественных местах.
Начали Muse с трека из их нового альбома "Drones" - "Psycho". Несмотря на то, что меня разочаровал седьмой студийник группы, который я очень ждала, я не смогла не отметить, что вживую треки из нового лонгплея звучат более чем сносно. Мэттью Беллами (Matthew Bellamy) уверял, что их творчество теперь можно начинать слушать с нового релиза, ведь "Drones" – это "лучший их альбом", но за пару недель с его выхода, очевидно, понял, что его точку зрения разделяют не все. Muse сыграли лишь два трека из новой пластинки: это "Psycho" и "Dead Inside". Вторым треком стал один из главных хитов группы, "Supermassive Black Hole" из альбома "Black Holes and Revelations", и тогда началось, что называется, месиво, продолжающееся до конца выступления. Лучшими песнями в сетлисте оказались треки из "Origin of Symmetry" – "Bliss" и "Plug In Baby", особенно вторая, которую группа играла почти навзрыд, с неистовым подпеванием (правдивее сказать, подкрикиванием) фанатов, кишащей, едва не слэмящейся аудиторией. В целом, сет-лист состоял из хитов – по парочке из каждого альбома, кроме дебютного "Showbiz", который группа обошла стороной. Если это произошло потому, что этот диск был выпущен ещё в 99-м году, - очень жаль.
Сыграв основной сет из 15 песен, коллектив вновь вышел на сцену, даже не выждав сколь-либо приличной паузы. Песня, которой открылся второй выход британцев, была выбрана идеально: эпичный трек "Uprising" из пятого студийного альбома "The Resistance" "добил" публику окончательно. Люди плакали и подпевали, тянули руки к небу и рыдали навзрыд, и это не метафора. Завершилось выступление одной из лучших песен группы "Knights of Cydonia" которой предшествовал проигрыш на губной гармошке.
Выступление Muse прошло гладко, но торжественно и величественно, в чём-то весело, в чём-то - истошно. Хедлайнеры стали идеальным завершением насыщенного фестивального вечера, добавив ему законченность и оставив самые положительные впечатления у всех посетителей.
1877 – Честер Гринвуд из штата Мэн запатентовал наушники »»
1939 – Родился Нейл Седака, американский певец и песенник, автор популярной песни "One Way Ticket". На русском языке эта песня почему-то исполняется со словами "Синий-синий иней лег на провода" »»
1942 – Родился Джон Пол Ларкин - американский джазовый музыкант и поэт, создавший уникальный стиль музыки, совмещающий в себе скэт и техно. Приобрёл широкую известность благодаря хиту 1994 года «Scatman (Ski Ba Bop Ba Dop Bop)» »»
Jan HOWARD (1932)
Mike STOLLER (1933)
Neil SEDAKA (1939)
Candi STATON (1940)
Bobby PATTERSON (1944)
Adam CLAYTON (1960)
Евгения ОТРАДНАЯ (1986)