Дебютный альбом австралийской нео-соул формации Hiatus Kaiyote вышел в 2012-м году. Именно тогда квартет с необычным для русского слушателя названием полюбился и ценителям "традиционного" звучания, и фанатам новой австралийской волны, и хип-хоп-продюсерам. Мощный женский вокал, комплименты одновременно олдскульным и футуристическим музыкальным течениям, анималистические образы и философские мотивы - собрав всё и сразу, коллектив получил номинацию на "Грэмми", объехал полмира, в мае этого года выпустил второй студийный релиз "Choose Your Weapon", крайне тепло встреченный критиками, и наконец едет в Россию. Звуки поговорили с фронтвумен группы, вокалисткой и гитаристкой Нэй Палм (Nai Palm), о записи альбома, музыкальной сцене Мельбурна и смене часовых поясов.
Звуки: К разговору о вашем свежем альбоме, как вам работа с Салаамом Реми (Salaam Remi - американский продюсер, работавший с Эми Уайнхаус, Ферги и Нэсом, - прим. Звуков)?
Нэй: На самом деле, мы с ним особо и не работали. Он скорее делал "инженерную" часть, обдумывал, размышлял над готовым материалом, предлагал варианты, как всё вместе слепить, советовал. Процесс был не особо совместным. Реми стал главным продюсером альбома. Можно сказать – "проверил" нашу работу в конце. А сам по себе он действительно крутой чувак!
Звуки: Ваш дебютник "Tawk Tomahawk" был вполне успешен, а что насчёт второго? Что вы от него ожидаете?
Нэй: Мы ничего не ожидаем, мы просто делаем. Если кому-то нравится наша музыка – это здорово, мы счастливчики, но мы не делаем альбом, чтобы "стать известными" или что-то ещё. Второй альбом – это эволюция. Мы чувствуем себя художниками и хотим творить. Если ты не можешь себя творчески реализовать, когда в этом есть потребность – это как строить клетку в собственной душе. Если честно, то лично мне больше нравится второй альбом. Когда мы выпустили первый студийник, мы ещё не были так долго вместе как коллектив, некоторые песни я написала, когда мне было 16-18 лет. А сейчас мы через многое прошли вместе, мы путешествуем, у нас было больше времени, чтобы поработать над релизом, это более осмысленный, целенаправленный альбом.
За песню "Nakamarra" с первого альбома Hiatus Kaiyote получила номинацию на "Грэмми"
Звуки: С позиции европейского слушателя кажется, что музыкальная сцена Австралии и Новой Зеландии погружена в нео-психоделию и любовь к "олдскульному" звучанию. У вас тоже есть этот градус, но что насчёт соул-сцены? В Мельбурне есть какая-то соул-тусовка? Можно ли вас назвать выходцами музыкальной среды ваших родных мест, или вы сами её создаёте?
Нэй: Вряд ли можно сказать, что мы развивались как соул или R&B исполнители в классическом понимании. Сейчас можно послушать музыку откуда угодно, и на нас скорее повлияло то, какие записи мы слушали, а не звук живых выступлений. Если оглядеться вокруг – действительно, здесь столько разной музыки, столько непохожих жанров, и именно это мне по душе. Но это совсем не обязательно музыка с элементами соула. Я бы даже сказала, что в Австралии вряд ли сыщешь большое наследие такой музыки, все и правда тяготеют к рок-н-роллу. Мне нравится то, что здесь столько оригинальной, разнообразной по звучанию музыки, совершенно на своей волне, это вдохновляет само по себе, а не какой-то жанр в частности. Все играют в группах друг друга, музыканты участвуют в разных проектах – вот, что по-настоящему прекрасно.
Звуки: А какие есть дружеские группы, о которых нам стоит узнать?
Нэй: Да, мои большие друзья совсем недавно начали свой проект - Jaala. Я даже не знаю, как их описать, но это очень красивая и очень умная музыка. Ещё наши друзья – Sex on Toast, они буквально пару дней назад выпустили видео. У наших бэк-вокалистов, с которыми мы выступаем, есть свои проекты, например, Kirkis и Silent Jay. И да, это всё музыка на любой вкус.
Звуки: Вас приглашают играть на джазовые фестивали, а новым альбомом заинтересовались в хип-хоп тусовке. Считаете ли вы, что сможете работать в разных направлениях и не растеряться?
Нэй: Люди любят навешивать ярлыки, но мы отдаём должное стольким влияниям, что можем думать о совершенно разных "сценариях" и погружаться в разные музыкальные миры. В один и тот же год мы выступаем на одном фестивале с Бастой Раймзом (Busta Rhymes), через пару недель играем с 73-летним европейским джазменом, а потом делим сцену с Massive Attack. Иногда организаторы даже не совсем понимают, что с нами делать. Мы просто не можем ухватиться за что-то одно. Это круто: когда ты не скован музыкальными границами, ты получаешь больше приглашений, имеешь возможность больше выступать и путешествовать.
Звуки: Австралия далековато от всех остальных континентов, а вы много гастролируете. Кто-нибудь из членов группы страдает морской болезнью или нарушениями биоритмов из-за постоянной смены часовых поясов?
Нэй: Мне кажется, через какое-то время ты просто привыкаешь к таким полётам. Конечно, пару дней джетлэги бывают ужасные, когда ты куда-нибудь летишь 15 часов. Физически – это совсем непросто, но мы это делаем, потому что нам нравится наша деятельность, так что всё окей.
Выступление Hiatus Kaiyote пройдёт 21-го июня на главной сцене фестиваля Усадьба Jazz
1877 – Честер Гринвуд из штата Мэн запатентовал наушники »»
1939 – Родился Нейл Седака, американский певец и песенник, автор популярной песни "One Way Ticket". На русском языке эта песня почему-то исполняется со словами "Синий-синий иней лег на провода" »»
1942 – Родился Джон Пол Ларкин - американский джазовый музыкант и поэт, создавший уникальный стиль музыки, совмещающий в себе скэт и техно. Приобрёл широкую известность благодаря хиту 1994 года «Scatman (Ski Ba Bop Ba Dop Bop)» »»
Jan HOWARD (1932)
Mike STOLLER (1933)
Neil SEDAKA (1939)
Candi STATON (1940)
Bobby PATTERSON (1944)
Adam CLAYTON (1960)
Евгения ОТРАДНАЯ (1986)