Когда клубная культура была маленькой, она была, в первую очередь, прибежищем для всевозможных маргиналов и отщепенцев. Музыка, которая через много лет станет достоянием многотысячных рейвов, изначально писалась изгоями для изгоев и про изгоев, и стоит лишь немного поскрести, как за ярким фасадом обнаруживается меланхолия и драма отчуждения - пусть и отлитая в форму танцевального боевика. Современные реаниматоры "Чикаго" и "Детройта" зачастую упускают этот фактор, но ирландка Ройшн Мерфи, в юном возрасте переехавшая в Шеффилд (который был если не родиной нового звука, то уж точно большим плавильным котлом и полем для экспериментов), успела застать времена, когда клубы были чем-то вроде приюта для фриков. "Я могу красиво нарядиться, но на все свои деньги я куплю себе лишь еще один пустой день", - сообщает экс-вокалистка Moloko в песне "Uninvited Guest", обманчиво легкомысленном номере, напоминающем о другом трагическом аутсайдере клубной культуры, Артуре Расселе (Arthur Russell). И судя по всему, она знает, о чем говорит: ощущение собственной ненужности и одиночество - не то, что можно на раз-два сымитировать, и это лучшее, что есть на третьем сольном альбоме Мерфи "Hairless Toys".
Говоря о своем опусе "69 Love Songs", лидер The Magnetic Fields Стивен Меррит отдельно отмечал, что "love songs - совсем не то же самое, что песни о любви". Так вот, "Hairless Toys" - вопиюще нетанцевальная пластинка. Из восьми треков на диджейскую вертушку просится разве что "Exploitation", да и та скорее в ремиксах. Остальное время Мерфи и ее давних соратник Эдди Стивенс (Eddie Stevens, участник фанк-банды Фэтбой Слима Freak Power, потом клавишник живого состава Moloko и сессионщик некоторых альбомов Сиа - до того, как последняя стала известной) лавируют вокруг даунтемпо, leftfield disco и нарочито старомодной эстрады. На все это положены убористые, едва ли не самые длинные в карьере Ройшн тексты, которые певица наполовину проговоривает, по привычке меняя вокальные приемы и октавы раза три-четыре за песню. И тем не менее, "Hairless Toys" - это безошибочный гимн обитателям клубов. Начиная с "Gone Fishing", вдохновленной документалкой "Paris is Burning" о нью-йоркской квир-культуре 80-х, каждая история на альбоме так или иначе посвящена беглецам и бродягам, чувствующим себя как рыба в воде в свете диско-шаров - и как рыба, выброшенная на берег, во всем остальном мире, который отверг и вычеркнул их из списка живущих.
В определенном смысле Ройшн Мерфи двинула все фишки на зеро: "Hairless Toys" - не самая простая для восприятия пластинка, совершенно точно не то, чего ждут после 8 лет отсутствия на сцене, и неудивительно, что издатель у альбома нашелся в последний момент. Но честность и абсолютная уверенность в выбранном курсе рано или поздно окупают все риски. Поп-хит? Нет. Убедительная авторская победа? Безусловно.
"Hairless Toys" вышел 8 мая на Play It Again Sam
Roisin Murphy
12 июня - Москва, Yotaspace
13 июня - Санкт-Петербург, Главclub
1951 – Родился Джоуи Рамон, вокалист группы Ramones. Манера петь и сценический образ Джоуи сделали его иконой контркультуры »»
Bobby BRYANT (1934)
Pete TOWNSHEND (1945)
Paul BRADY (1947)
Tom SCOTT (1948)
Dusty HILL (1949)
Grace JONES (1952)
Joey RAMONE (1952)
Allen FARNHAM (1961)
Дженни БЕРГГРЕН (1972)