FUZZ  FUZZ-2002: мистика какая-то...

Объявленная в розыск корреспондентка Звуков.Ру найдена! Сегодня она вынырнула из небытия и прислала нам долгожданный репортаж. Что происходило с Таней в Питере - она, кажется, и сама толком объяснить не может. Видимо, все дело в неповторимой атмосфере фестиваля FUZZ...

Этот репортаж публикуется нами на неделю позже намеченного срока. Дело в том, что лишь сейчас его автор вынырнула из небытия и прислала нам текст. Что происходило с девушкой Таней в Питере - она, кажется, и сама толком объяснить не может. Видимо, все дело в неповторимой атмосфере фестиваля FUZZ... (прим. ред.)

Пролог.

Питер - место совершенно мистическое. В Питер можно уехать и совершенно случайно забыть вернуться. Так произошло и со мной. После изнурительной церемонии вручения премии журнала FUZZ я впала в долгий питерский летаргический сон. Очнувшись, покраснела от стыда и помчалась в родные пенаты писать, писать, писать... Лучше поздно, чем никогда, не так ли?

Для московских журналистов FUZZ всегда начинается с поезда. Темным апрельским вечером музыкальная и около-музыкальная тусовки загружаются в поезд Москва - Петербург, чтобы навсегда нарушить покой длинного состава. Суета, спиртное и громкие споры о проблемах российского шоу-бизнеса. Не обходится обычно и без казусов.. Помнится, как-то раз, основательно набравшись, дружная компания московских журналистов принялась распевать "Маленькую лошадку" Борзова. Так громко и четко пели, что слышал, видимо, весь поезд. На последнем куплете в купе заглянула голова Найка и попросила уважаемых журналистов не позорить его...

Так было раньше. Все течет, все меняется. Если в прошлом году московские журналисты "плевались", но на FUZZ все ж таки отправились большою шумною толпой, то в этом году и не плевались, и не поехали: популярность фестиваля значительно упала. Возникают два излюбленных вопроса - "Кто виноват" и "Что делать". Вопросы, понятное дело, риторические.

Если количество московских журналистов значительно уменьшилось, то количество бешеных фанатов, торчащих на вокзале, возросло до неприличия. Дети с нездоровым блеском в глазах и потрепанными блокнотиками в руках заполонили всю платформу. Выйдя из вагона, я моментально получила огромным букетом цветов по голове. Как выяснилось позже, цветы предназначались Ивану Демьяну. Демьян не явился - разочарованные девочки побрели домой морально готовиться к нелегкому вечеру.

Пресс-конференция, посвященная вручению FUZZ'а, состоялась за два часа до начала самого фестиваля. Как бы я ни старалась, попасть туда не смогла. Лучше Земфиры здесь не скажешь: "Все, возможно, могло быть иначе, если б не эти ужасные пробки..." Оказалось, ничего не потеряла. Как сообщили очевидцы происходящего, ничего особенного на пресс-конференции не сообщили. Более того, "журналисты и музыканты сидели друг напротив друга и сказать им друг другу было нечего". И зачем, спрашивается, устраиваются все эти пресс-конференции? Очередной вопрос в никуда.

Уже за час до начала фестиваля находиться около "Юбилейного" было страшно. Казалось, что на лбу каждого первого значилось: "Король и Шут навсегда". Солнечный воздух пах алкоголем, глаза окружающих были покрыты пеленой тумана. Энергии в людях присутствовала с избытком и вымещать эту энергию нужно было в срочном порядке. Чтобы остаться невредимой, я скрылась за стенами "Юбилейного".

О церемонии.

Шоу началось с грамотным опозданием в 25 минут. На сцене под оглушительный вой аплодисментов появились ди-джеи радио "Максимум" (Митрофанова, Бочинский и Стелавин). Громко выкрикнули пафосный лозунг о том, что "музыка - наша лучшая награда". И позвали на люди первых музыкантов.
Кстати, для меня всегда загадкой был факт тесной связи между радио "Максимум" и журналом FUZZ. Форматы, знаете ли, различные... Ни Бабслэй, ни Пилот, ни Ленинград, объявленные в списках выступающих, на 'Максимуме' вообще не ротируются.
Ну да ладно - вернемся к нашим баранам. Если верить слухам, церемонию должна была открывать не явившаяся группа . В качестве закуски благополучно расшевелили уже неспокойную публику человек с рогатой фамилией и его Ко - Илья Черт и Пилот. Отпели те хиты, что Наше радио благополучно раскрутило, и пару опусов со свежей пластинки. И кокетливо уступили место взрывным фолк-панк-рок барышням.

Барышни Бабслэй были, как обычно, на высоте. С прихлопами, притопами и задорными выкриками. С аккордеоном, скрипкой, национальными нарядами и бессменным драйвом. Видимо, Питер - единственный город, влюбленный в Бабслэй настолько, что даже фанаты Короля и Шута отнеслись ко всему происходящему добро и лояльно. Чрезмерное количество средних пальцев и летящих банок замечено не было.

Бабслэй уступили место господину Макаревичу, отыгравшему один акустический опус. А за ним на сцене появилась группа Butch. Попадание последней в списки номинантов и, как следствие, в списки выступающих остается загадкой. Выступление на FUZZ'е для Butch было вторым серьезным выступлением. В активах у группы - "тяжеленный багаж" - одна песня в радио-ротации. Много шуму и разговоров. Из ничего. Потому что объективное представление о группе имеется лишь у приближенных к ней людей. Butch номинировалась как "Открытие года" - о каком открытии может идти речь с таким "архивом" за плечами, когда одновременно с Butch на эту премию претендуют раскрученные и перекрученные Тотал и 7Б, у которых в материале недостатка нет? Очередной риторический вопрос.

Однако нелогичность участия Butch в фестивале ничуть не умаляет искрометности и красоты отыгранного сета. Жестко, четко, громко. Мурашки по коже, что является лучшим признаком качества. Для музыканта, во второй раз столкнувшегося с большой публикой, - безусловное достижение. Благодарная публика хоть и лениво, но все же двигалась под незнакомые ритмы "Мании". И украшала ледовый зал огнями под романтично-пронзительную "Утренний свет". "Это какая-то вторая Земфира, только еще более сумасшедшая, более необузданная", - восторженно промолвила стоящая рядом барышня в футболке с Королем и Шутом. Спасибо благодарной питерской публике за внимание и понимание. Спасибо звуковикам за отличный звук. Спасибо музыкантам Butch за профессионализм.

Зал утонул в непонятном волнении и предвкушении. Тут-то и зазвучали родные аккорды, вспыхнуло пламя - и на сцене появилась Она. Та, которую ждали почти так же сильно, как Короля и Шута. Та, которая скрывалась слишком долго - заставила скучать по себе даже тех, что никогда не были преданными поклонниками. Та, которую будут любить еще долго, что и как бы Она ни пела. Земфира чувствовала неимоверную поддержку и вела себя максимально раскованно. Мешала в одном флаконе третий, второй и первый альбомы и с уверенностью выплескивала перемешанное на публику. Сказала, что скучала - зал взревел. И в качестве благодарности орал с Земфирой как старую "Щербатую луну", так и новые "Сказки" и "Web-girl". А она, спокойная и довольная, на волне восторга скрылась под звуки "Бесконечности".

На сцене появился Тотал. Зал, все еще опьяненный "Бесконечностью", на одном дыхании выслушал излишне громкую и резкую Марину Чиркунову. Шахматные фигуры на доске FUZZ'а были расставлены грамотно - Тотал поймал-таки Земфирину волну. "Поджигай-гай, поджигай-гай, поджигай меня, подруга..."

Эстафетная палочка дошла до финалистов. До королей фестиваля. До беззубых и размалеванных Королей и Шутов. Разумные люди попрятались по углам, фотографы и операторы ушли из-под сцены, журналисты разбежались по гримёркам. Король и Шут остались наедине со своей ротой. И настало для них вселенское счастье.

О премии.

О ней уже сказано все, что должно было быть сказано. Точки над "i" расставлены. "Мудрое решение справедливого и абсолютно объективного жюри обжалованию и сомнениям не подлежит". А нам остается лишь удивляться, когда премия "За лучшую песню" достается Земфириному "Трафику", который подавляющее большинство критиков называет чуть ли не худшей песней года. Удивляться, когда статуэтка "Лучшей live-группе" оказывается у Сергея Шнурова и группы Ленинград, которые вообще ни в одной номинации не указаны.
А вот когда Саша Васильев, номинированный в пяти из шести номинаций и получивший статуэтку за Лучший альбом, за призом не является, мы уже не удивляемся. И храним надежду на справедливое будущее, когда Лучшей группой становится столь любимый народом Король и Шут. Здесь объективность восторжествовала.

Раздражало большое количество внимания спонсорам между выступлениями: рекламный ролик раз, рекламный ролик два, рекламный ролик три... Иногда раздражали туповатые шутки ди-джеев Максимум. Приятно было смотреть на огромную бутылку Sprite, что колыхалась около сцены. Жаль только, что пустой была бутылка. Приятно поразили хороший звук и в большинстве своем позитивно настроенная публика. Плюсы сменялись минусами, минусы - плюсами...

Может, это странно звучит, однако премия FUZZ пережила чуть ли не самый важный момент своей биографии. Пережила ли?... У FUZZ'а появился серьезный конкурент, который имеет все шансы на успех и мало чем от FUZZ'а отличается. Речь идет о новой выдумке Нашего радио - о премии Поборол. Одни и те же номинации, одни и те же номинанты, одно и то же жюри. Кто кого? Время покажет...

30.03.2009, Татьяна КУБЫШКИНА (ЗВУКИ РУ)

FUZZ - свежие публикации:

  • Календарь - 20 лет на желтой подводной лодке, 03.03.2011
    Исполнилось 20 лет питерскому журналу FUZZ - главному рок-изданию страны »»
  • Репортаж - Итоги вручения премии FUZZ: пьяно, форте!, 30.03.2009
    Репортаж с фестиваля/премии FUZZ не был опубликован Звуками в срок: отправленная нами в Питер корреспондентка Таня таинственным образом исчезла. Пора объявлять девушку в розыск. Меж тем, это не повод, чтобы оставлять наших посетителей без репортажа. Публикуем краткую версию происходившего в "Юбилейном" 19 апреля »»
  • Медиа - Закрылся журнал FUZZ, 28.01.2009
    Очередная громкая гибель бумажного музыкального журнала: легендарный FUZZ ушел в неоплачиваемый отпуск с надеждой возродиться в виде сайта. Мы публикуем обращения и комментарии редакции издания »»