PRIMAVERA SOUND  Музыка весны, часть 2

Sun Kil Moon, Panda Bear, The Replacements, The Black Keys и другие в репортаже с первого дня фестиваля Primavera Sound

Первая часть отчета с фестиваля - по ссылке

Открыл программу первого полноценного дня фестиваля выступавший на закрытой площадке Музея Блау проект Arthur Russell's Instrumentals. Музыку не оцененного должным образом при жизни американского композитора, сочинявшего как поп-диско, так и академическую музыку для виолончели, воссоздают соратники покойного Рассела. В данном случае, это новая жизнь конкретной концертной программы середины 70-х, которую Артур написал вместе с нью-йоркским продюсером Питером Гордоном (Peter Gordon) - последний и возглавляет нынешнюю инкарнацию проекта. Витиеватые гармонии и живые поп-джазовые аранжировки неслись со сцены практически непрерывным потоком, вводя слушателей в состояние блаженного спокойстви. Для того, чтобы немного разнообразить некоторую однотипность играемой программы, в конце были сыграны две танцевальные диско-фанковые нетленки, записанные Расселом под псевдонимом Loose Joints "Is It All Over My Face" и "Tell You (Today)" - и это приятное дополнение чуть ли не перевесило в своей ценности всю остальную программу.

Концерт сооснователя Animal Collective Ноа Леннокса, известного как Panda Bear, проходил там же. Ввиду повышенного внимания к этому выступлению, билеты на него продавали дополнительно по 2 евро, и за ними выстроилась внушительная очередь (не в последнюю очередь потому, что параллельно Ленноксу никто из особо известных исполнителей не выступал). Концерт оказался странным и ни на что не похожим опытом: Ноа играл в одиночку, обложившись синтезаторами и сэмплерами, но основное внимание уделялось сверхгипнотическому видеоряду, на котором творилась полная психоделия - кричали и плясали раздетыми обрядно разукрашенные женщины, фрукты мутировали в глаза рептилий и лица аборигенов, пульсировали калейдоскопы цветов "вырви-глаз", смерть в балахоне манила зрителей пальцем к себе, ну и прочие трудные для восприятия вещи, от которых, правда, отвести взгляд было невозможно. В особо экстатические моменты, когда хаотическую волну звука Леннокс громко прорывал собственным звонким голосом, по зрителям ещё и устраивалась бомбёжка стробоскопами. Удивительная и странная, в общем, штука, но провожали Ноа горячими овациями.

Дальше сам собой получился кросс по нескольким площадкам Форума, на каждой из которых удалось провести по 20 минут. Скажу сразу - для фестиваля это тактика сомнительная, и повторять её я не советую, общее впечатление от сетов остаётся, но полноценным его вовсе не назвать. Элегантный и молодящийся Бакстер Дьюри (Baxter Dury), выступавший прямо напротив бившего в лицо закатного солнца, добавил беззаботного летнего настроения. Выступавшие на небольшой сцене Adidas Originals шугейз-квартет Cheatahs играл подобающе шумно и грязно, но их подвёл звук, в котором гитары звучали будто бы со дна колодца (да, я в курсе как звучат гитары в шугейзе - тут характеристика несет исключительно отрицательный смысл). Рядом на сцене Pitchfork затейливый пост-панк (да, ещё не все соки выжаты из этого жанра) рубили Viet Cong, которые пожаловались на слишком громких соседей. Но во всех трёх случаях до каких-либо откровений было далеко.

Еще один артист, игравший в музейной аудитории - фаталист и мизантроп Марк Козелек с Sun Kil Moon. Марк - настоящий командир, который даже ритм ударнику задавал самостоятельно (у того стоял дополнительный ведущий барабан), а также знатный любитель шуточек ("Как приятно вновь оказаться в Испании... Я не был здесь уже 2 месяца и 4 дня"), в конце "Остапа понесло" и Марк выдал длительный монолог, в котором, среди прочего, сообщил, что подписывает винилы "только мужикам, потому что винилы - это для мужиков!", и хвалился офигительным названием собственной новой вещи "This Is My First Day and I'm Indian and I Work at a Gas Station", которую и оставил напоследок. Но, конечно, это не главное, а важно то, что в отменной акустике зала играл и звучал Марк блестяще чисто, без сучка и задоринки, и вся исповедальная мужицкая мощь его композиций отдавалась в полном объёме.

Жаль только, что его сет частично пересекся во времени с ещё одним нашумевшим реюнионом The Replacements - когда-то активно смешивавший рок-н-ролл, пост-панк и джэнгл-поп американский квартет, не сыскавшей огромной популярности в годы своей активности, со временем стал культовой группой, которую теперь с распростёртыми объятиями ждут на любом приличном фестивале. Объехав в прошлом году всю Америку, группа начинает с Primavera Sound поход по Европе, и прежние свои нетленки группа рубит с яростью 20-летних, не оставляя никаких вопросов по поводу сомнительности очередного воссоединения давно переживших свой творческий пик музыкантов. Лучшие вещи с "Pleased To Meet Me" и "Tim" группа чередует с неожиданными, но короткими каверами - издевательскими интродукциями к собственным хитам. Так "Colour Me Impressed" предваряется джексоновской "I Want You Back", а перед "Left Of The Dial" звучит кусок "Love Will Tear Us Apart". Финал сильного сета - песня про Алекса Чилтона и условный бис из рок-н-ролльной мощи "Never Mind" и "I.O.U."

На контрасте слишком уж неторопливо и тихо звучит одухотворенный Энтони Хегарти (Antony Hegarty) с целым оркестром за спиной и миролюбивыми композициями, а разговорчивые испанцы и другие гости фестиваля ломают всякую интимность и тонкость происходившего на сцене, поэтому путь автора сих строк после хита "Cripple and the Starfish" ведёт к сцене ATP, где сет начинает сегодня издалека похожий на Джарвиса Кокера Джейсон Пирс вместе со Spiritualized. Группа начинает сет с сингла "Here It Comes (The Road, Let's Go)", но тщательно игнорирует последний альбом "Sweet Heart Sweet Light". Фирменные неторопливые, медленно раскачивающиеся вещи с госпел-составляющей в программе превалируют (неожиданное большинство - песни с "Amazing Grace"), однако случаются и сильные агрессивные моменты вроде длительной концовки "Shine a Light". Пирс не выдаёт совершенно никаких эмоций, но статика музыке Spiritualized к лицу, добавить к неге хита "Soul on Fire" и психоделической концовке кавера на "Walkin' with Jesus" прошлой группы Пирса Spacemen 3 особенно нечего. Отличный сет, хотя "Come Together" могли бы и сыграть.

На фоне упоминавшихся выше старших коллег по рок-н-роллу The Black Keys звучали до обидного бледно. Старались-старались, доставали из рукавов джокеры-хиты, вспоминали совсем старые вещи, пытаясь жарить яростный блюз, но что-то всё никак и никак, и вялый, для одного из четырех главных артистов фестиваля, отклик публики тому был только подтверждением. Не дожидаясь конца сета направляюсь на патриархов метал-дроуна Sunn O))), сам факт выступления которых на фестивале походит на небольшую шутку от организаторов - в итоге зал разделился на тех, кто весь сет оставался в недоумении или оперативно удалился (таковых было немало), или же победоносно, как и разодетые в рясы музыканты на сцене, поднимал вверх руки в нойзовом угаре. Из двух гибсонов, муга и целой стены усилков выводилась дикая и обезоруживающая стена звука из редко сменявших друг друга низких нот на максимальном перегрузе. Похожее на обряд представление состояло из одной звуковой атаки по публике, длившейся почти час, в середине которой с помощью хитрых эффектов, в ещё одно оружие против зрителя превращали голос одного из участников трио. Отправим этот сет в копилку очищающе-перерождающих выступлений, вроде Swans, свой кайф есть и в подобном концертном опыте.

Закрывавший программу главных сцен первого дня Джеймс Блейк (James Blake) довел свою живую программу до идеала: барабанщик честно выбивает хитрые ритмы на дрампэдах, гитарист, с лица которого не сходила блаженная улыбка, с помощью хитрых коробочек извлекает из инструмента совершенно космические звуки, а сосредоточенный Блейк в смешном свитере лезет со своим голосом прямо в сердце, и, когда нужно, множит его луп-станцией. Студийная деликатность его композиций легко перекладывается на многотысячный зал, а свежий сингл "200 Press", сыгранный ближе к концу программы, мутирует в безупречное стадионное техно, под звуки которого зрители отдают танцам последние силы.

Читайте в следующем репортаже Звуков с Primavera Sound: Ride, Belle & Sebastian, Jon Hopkins и другие.

29.05.2015, Сергей МУДРИК (ЗВУКИ РУ)

PRIMAVERA SOUND - свежие публикации:

PRIMAVERA SOUND