Первая часть отчета с фестиваля - по ссылке
Открыл программу первого полноценного дня фестиваля выступавший на закрытой площадке Музея Блау проект Arthur Russell's Instrumentals. Музыку не оцененного должным образом при жизни американского композитора, сочинявшего как поп-диско, так и академическую музыку для виолончели, воссоздают соратники покойного Рассела. В данном случае, это новая жизнь конкретной концертной программы середины 70-х, которую Артур написал вместе с нью-йоркским продюсером Питером Гордоном (Peter Gordon) - последний и возглавляет нынешнюю инкарнацию проекта. Витиеватые гармонии и живые поп-джазовые аранжировки неслись со сцены практически непрерывным потоком, вводя слушателей в состояние блаженного спокойстви. Для того, чтобы немного разнообразить некоторую однотипность играемой программы, в конце были сыграны две танцевальные диско-фанковые нетленки, записанные Расселом под псевдонимом Loose Joints "Is It All Over My Face" и "Tell You (Today)" - и это приятное дополнение чуть ли не перевесило в своей ценности всю остальную программу.
Концерт сооснователя Animal Collective Ноа Леннокса, известного как Panda Bear, проходил там же. Ввиду повышенного внимания к этому выступлению, билеты на него продавали дополнительно по 2 евро, и за ними выстроилась внушительная очередь (не в последнюю очередь потому, что параллельно Ленноксу никто из особо известных исполнителей не выступал). Концерт оказался странным и ни на что не похожим опытом: Ноа играл в одиночку, обложившись синтезаторами и сэмплерами, но основное внимание уделялось сверхгипнотическому видеоряду, на котором творилась полная психоделия - кричали и плясали раздетыми обрядно разукрашенные женщины, фрукты мутировали в глаза рептилий и лица аборигенов, пульсировали калейдоскопы цветов "вырви-глаз", смерть в балахоне манила зрителей пальцем к себе, ну и прочие трудные для восприятия вещи, от которых, правда, отвести взгляд было невозможно. В особо экстатические моменты, когда хаотическую волну звука Леннокс громко прорывал собственным звонким голосом, по зрителям ещё и устраивалась бомбёжка стробоскопами. Удивительная и странная, в общем, штука, но провожали Ноа горячими овациями.
Дальше сам собой получился кросс по нескольким площадкам Форума, на каждой из которых удалось провести по 20 минут. Скажу сразу - для фестиваля это тактика сомнительная, и повторять её я не советую, общее впечатление от сетов остаётся, но полноценным его вовсе не назвать. Элегантный и молодящийся Бакстер Дьюри (Baxter Dury), выступавший прямо напротив бившего в лицо закатного солнца, добавил беззаботного летнего настроения. Выступавшие на небольшой сцене Adidas Originals шугейз-квартет Cheatahs играл подобающе шумно и грязно, но их подвёл звук, в котором гитары звучали будто бы со дна колодца (да, я в курсе как звучат гитары в шугейзе - тут характеристика несет исключительно отрицательный смысл). Рядом на сцене Pitchfork затейливый пост-панк (да, ещё не все соки выжаты из этого жанра) рубили Viet Cong, которые пожаловались на слишком громких соседей. Но во всех трёх случаях до каких-либо откровений было далеко.
Еще один артист, игравший в музейной аудитории - фаталист и мизантроп Марк Козелек с Sun Kil Moon. Марк - настоящий командир, который даже ритм ударнику задавал самостоятельно (у того стоял дополнительный ведущий барабан), а также знатный любитель шуточек ("Как приятно вновь оказаться в Испании... Я не был здесь уже 2 месяца и 4 дня"), в конце "Остапа понесло" и Марк выдал длительный монолог, в котором, среди прочего, сообщил, что подписывает винилы "только мужикам, потому что винилы - это для мужиков!", и хвалился офигительным названием собственной новой вещи "This Is My First Day and I'm Indian and I Work at a Gas Station", которую и оставил напоследок. Но, конечно, это не главное, а важно то, что в отменной акустике зала играл и звучал Марк блестяще чисто, без сучка и задоринки, и вся исповедальная мужицкая мощь его композиций отдавалась в полном объёме.
Жаль только, что его сет частично пересекся во времени с ещё одним нашумевшим реюнионом The Replacements - когда-то активно смешивавший рок-н-ролл, пост-панк и джэнгл-поп американский квартет, не сыскавшей огромной популярности в годы своей активности, со временем стал культовой группой, которую теперь с распростёртыми объятиями ждут на любом приличном фестивале. Объехав в прошлом году всю Америку, группа начинает с Primavera Sound поход по Европе, и прежние свои нетленки группа рубит с яростью 20-летних, не оставляя никаких вопросов по поводу сомнительности очередного воссоединения давно переживших свой творческий пик музыкантов. Лучшие вещи с "Pleased To Meet Me" и "Tim" группа чередует с неожиданными, но короткими каверами - издевательскими интродукциями к собственным хитам. Так "Colour Me Impressed" предваряется джексоновской "I Want You Back", а перед "Left Of The Dial" звучит кусок "Love Will Tear Us Apart". Финал сильного сета - песня про Алекса Чилтона и условный бис из рок-н-ролльной мощи "Never Mind" и "I.O.U."
На контрасте слишком уж неторопливо и тихо звучит одухотворенный Энтони Хегарти (Antony Hegarty) с целым оркестром за спиной и миролюбивыми композициями, а разговорчивые испанцы и другие гости фестиваля ломают всякую интимность и тонкость происходившего на сцене, поэтому путь автора сих строк после хита "Cripple and the Starfish" ведёт к сцене ATP, где сет начинает сегодня издалека похожий на Джарвиса Кокера Джейсон Пирс вместе со Spiritualized. Группа начинает сет с сингла "Here It Comes (The Road, Let's Go)", но тщательно игнорирует последний альбом "Sweet Heart Sweet Light". Фирменные неторопливые, медленно раскачивающиеся вещи с госпел-составляющей в программе превалируют (неожиданное большинство - песни с "Amazing Grace"), однако случаются и сильные агрессивные моменты вроде длительной концовки "Shine a Light". Пирс не выдаёт совершенно никаких эмоций, но статика музыке Spiritualized к лицу, добавить к неге хита "Soul on Fire" и психоделической концовке кавера на "Walkin' with Jesus" прошлой группы Пирса Spacemen 3 особенно нечего. Отличный сет, хотя "Come Together" могли бы и сыграть.
На фоне упоминавшихся выше старших коллег по рок-н-роллу The Black Keys звучали до обидного бледно. Старались-старались, доставали из рукавов джокеры-хиты, вспоминали совсем старые вещи, пытаясь жарить яростный блюз, но что-то всё никак и никак, и вялый, для одного из четырех главных артистов фестиваля, отклик публики тому был только подтверждением. Не дожидаясь конца сета направляюсь на патриархов метал-дроуна Sunn O))), сам факт выступления которых на фестивале походит на небольшую шутку от организаторов - в итоге зал разделился на тех, кто весь сет оставался в недоумении или оперативно удалился (таковых было немало), или же победоносно, как и разодетые в рясы музыканты на сцене, поднимал вверх руки в нойзовом угаре. Из двух гибсонов, муга и целой стены усилков выводилась дикая и обезоруживающая стена звука из редко сменявших друг друга низких нот на максимальном перегрузе. Похожее на обряд представление состояло из одной звуковой атаки по публике, длившейся почти час, в середине которой с помощью хитрых эффектов, в ещё одно оружие против зрителя превращали голос одного из участников трио. Отправим этот сет в копилку очищающе-перерождающих выступлений, вроде Swans, свой кайф есть и в подобном концертном опыте.
Закрывавший программу главных сцен первого дня Джеймс Блейк (James Blake) довел свою живую программу до идеала: барабанщик честно выбивает хитрые ритмы на дрампэдах, гитарист, с лица которого не сходила блаженная улыбка, с помощью хитрых коробочек извлекает из инструмента совершенно космические звуки, а сосредоточенный Блейк в смешном свитере лезет со своим голосом прямо в сердце, и, когда нужно, множит его луп-станцией. Студийная деликатность его композиций легко перекладывается на многотысячный зал, а свежий сингл "200 Press", сыгранный ближе к концу программы, мутирует в безупречное стадионное техно, под звуки которого зрители отдают танцам последние силы.
Читайте в следующем репортаже Звуков с Primavera Sound: Ride, Belle & Sebastian, Jon Hopkins и другие.
1940 – Фрэнк Винсент Заппа - американский композитор, певец, гитарист, сатирик и режиссер - родился в Балтиморе. За свою 33-летнюю музыкальную карьеру Заппа выпустил более 60 альбомо - сольных и в составе своей группы The Mothers of Invention. Лауреат премии Grammy »»
1946 – Родился Карл Уилсон - один из основателей серф-группы Beach Boys »»
Steve ALLEN (1921)
Frank ZAPPA (1940)
Carla THOMAS (1942)
Reinhard MEY (1942)
Walter WASHINGTON (1943)
Albert LEE (1943)
Martin BELMONT (1948)
Betty WRIGHT (1953)
Алексей РЫБИН (1960)