Снова май, снова Барселона, снова Primavera Sound, один из флагманов европейского фестивального лета, на неделю превращает площадку Parc Del Forum в эпицентр концертных музыкальных событий. В этом году фестиваль отмечает 15-летие, но коренные изменения в связи с юбилеем коснулись разве что планировки пространства: в 2014 году реорганизация фестивальной территории позволила вместить на 20% больше публики, чем в 2013 году (когда случился аншлаг), а следующий предел вместимости пока ещё неблизок. Чего еще желать? Разве что того, чтобы пиво стоило дешевле и погода была лучше.
Традиционно, основную фестивальную программу предваряют ряд клубных событий, а также "нулевой", бесплатный для всех желающих день, этакая демо-версия фестиваля с единственной открытой, третьей по величине сцене ATP. По правде говоря, больших откровений случилось пока немного, но и основная программа начнётся только сегодня.
На станции метро Paral-lel находятся сразу два фестивальных объекта - клубы BARTS и Apollo. Первый по размерам напоминает "16 тонн", второй - "Театръ". В первом выступают совсем начинающие, во втором - те, чьи имена уже что-то говорят искушенному слушателю. Ввиду того, что в понедельник открыт только Apollo, а во вторник в нем будет играть наделавший шуму в профильных СМИ дуэт Ibeyi, "минусовые" дни фестиваля были проведены именно там.
Для меня фестиваль начался с выступления датчан Iceage, скорых московских гастролёров. Пост-панк квартет скандинавских юношей, воспевающих лирико-поэтический дауншифтинг имени альбома "Plowing into the Field of Love" (а звучит, по большей части, он), выглядит почти бойзбендом: в первых рядах с ошалевшими глазами слэмятся неокрепшие девичьи организмы в возрасте около 18 лет, пока фронтмен Элиас Бендер Рённенфельт (Elias Bender Rønnenfelt) буквально таки ревёт тексты песен, не выдавая при этом совершенно никаких эмоций. Заметна любовь группы к резким сменам размеров, и если в записи это звучит органично и увлекательно, то на выступлении режет слух и превращается в игру "угадай, когда будет ритмическая сбивка". Нерв Iceage держат натянутым, соответствуя ожиданиям, но не более того. Взобравшихся таки в конце на сцену двух особенно раскочегарившихся девиц Элиас оперативно выпроводил со словами "Девочки, это не тот случай". Все так, девочки, Iceage - это реально не тот случай.
На следующий день открывали программу местные музыканты Boreals. Под абстрактный видеоряд из пейзажей и взрывов фейерверков трио, состоявшее из ударника, клавишника и гитариста, играло нечто пост-роковое / дрим-поповое, положенное на idm-образную ритм-секцию. Получалась музыка без претензий, но мелодичная и приятная, так что полчаса их выступления прошли совершенно незаметно. Примечательно, что у группы в день концерта вышел новый альбом, но они об этом распространяться не стали, по крайней мере, на английском языке.
Свои спичи на английском, увы, не дублировал дуэт Ibeyi, но он взял на абордаж и без лишних слов. Франко-кубинский дуэт сестёр Лизы-Каинде и Наоми Диас, дочерей перкуссиониста знаменитых Buena Vista Social Club, оказался первым откровением Примаверы, которому зал рукоплескал с редкой для здешней публики отзывчивостью. Во-первых, девушки очень красивые и невероятно обаятельные (уж простите, не отметить не могу). Во-вторых, играют они всего вдвоём и вполне себе передают и даже усиливают впечатление от песен дебютного альбома, в которых древние кубинские песенные традиции (девушки исполняют песни на йорубе - нигерийском языке, который был в ходу на Кубе до захвата острова Испанией в 18 веке) встречаются с европейскими. Тот самый случай, когда музыка элементарно раскладывается на составляющие, но кроме ловкости рук, есть какой-то ещё нематериальный элемент, превращающий все происходящее в волшебство. Видимо, талант и сестринское понимание с полуслова. Лиза сидит за "нордом" и задает тон, Наоми стучит по всевозможным перкуссиям и сэмплеру и подхватывает - получившийся короткий сет пригодился бы тем российским фестивалям, на которых в почёте этника. Девушки даже позволили себе небольшой бис: в сингле "River" зал подхватил строчку припева и выпевал её до самого конца композиции. После насыщенного эмоциями выступления дуэта традиционная хип-хоп-пати от Ratking (mc, back-mc, dj) показалась не то чтобы неинтересной, но прошла на иной волне, поймать которую было уже непросто.
Третий день в Барселоне, официальный "нулевой" день фестиваля. Год назад в этот день лайнап был поинтереснее, но в планы зрителей вмешался ливень. Сегодня же с погодой порядок, так что публики было в разы больше, а вечером стало так и вовсе столько, сколько иные исполнители не собирали и на главных сценах. Австралийский дуэт Panama играет модный нынче радийно-пляжный балеарик-синти-поп, очень уместный для солнечной погоды на морском берегу, а необходимой концертной живости добавляли песням агрессивные ударные. Но, увы, случились у группы некие технические неприятности, вылившиеся в долгие паузы, так что и без того недолгое выступление получилось совсем уж коротким.
Следом на сцене появилась местная инди-звезда Кристина Розенвинге (Christina Rosenvinge) - не сказать, что её музыка является чем-то уникальным, рефренсов и источников вдохновения в песнях достаточно. Сначала вообще напомнила "Машу и Медведей" времен "Солнцеклеша", но ближе к концу сету певица взяла курс на утяжеление, и, когда брала гитару, оживляла в памяти раннюю Пи Джей Харви (PJ Harvey). Выступление оставило впечатление порядка "ничего особенного, но за потраченное время не жаль".
Сайд-проект группы The Wedding Present под названием Cinerama оказался отличным образчиком мелодичного гитарного дженгл-попа, подкрепленного богатыми аранжировками - на сцене был скрипичный квартет и флейтисты. Назад в гитарные 80-е, Sarah Records, всё это вот. Лидер группы Дэвид Гэдж (David Gedge), правда, вел себя на редкость скромно, будто бы извиняясь, разговаривая в полголоса. Его вокальные интонации же напоминали Моррисси, уж извините за довольно общее сравнение, - но без соответствующего пафоса. Воодушевляющее выступление.
Следом же настало время "первого из трёх концертов The Strokes". Уже скоро на главных сценах сыграет Джулиан Касабланкас с группой The Voidz, а позже сами Strokes закроют основную программу фестиваля. На старте же отстреливается гитарист Альберт Хэммонд-младший (Albert Hammond, Jr.). На сцене аж три соло-гитариста, но фирменные "строуксовские" соляки никуда не делись - а их в сольном творчестве Альберта поболее обычного. Видимо, проект этот Хэммонду нужен для реализации каких-то личных амбиций, потому что чем это отличается от The Strokes, сказать довольно трудно. При этом, группа играет чисто и слаженно, пусть и сам Хэммонд исполняя вокальные партии то и дело срывается на крик. Не обошлось, впрочем, и без удачных моментов - внезапный кавер на "Ever Fallen in Love" Buzzcocks и неспешная (собственная) "St. Justice".
Завершали "нулевой" день фестиваля гранды синти-попа из Orchestral Manoeuvres in the Dark. Решили сразу напомнить о том, кто они такие, сходу зарядив свой главный хит "Enola Gay" - публика весело помахала руками, немного попрыгала, да и предалась созерцания происходившему на сцене без особенного отклика. На сцене: ритм-секция и два синтезатора, лидер группы Энди Маккласки (Andy McCluskey), несмотря на возраст, извивался ужом по сцене, второй голос группы Пол Хамфриз (Paul Humphreys), джентльмен в строгом костюме, лишь единожды вышеил из-за стойки. Сыгранная новая композиция не отличалась от предыдущих и нисколько не выдавала веяний времени - всё такой же по-хорошему старомодный, но узнаваемый и породистый синти-поп, который сейчас мало кто играет. Но, к слову, довольно инертный отклик публики хочется разделить. Несмотря на активности Маккласки, который единожды посетовал на то, что публика что-то не очень танцует, в нынешних музыкальных реалиях сильно плясовой исполняемую живьем музыку OMD назвать трудно. Это её осязаемое благородство скорее способствует спокойному восприятию, чем к безумным телодвижениям.
Завтра в репортаже с Primavera Sound: Джеймс Блэйк, The Black Keys, The Replacements, Antony & The Johnsons, Spiritualized и другие.
1940 – Фрэнк Винсент Заппа - американский композитор, певец, гитарист, сатирик и режиссер - родился в Балтиморе. За свою 33-летнюю музыкальную карьеру Заппа выпустил более 60 альбомо - сольных и в составе своей группы The Mothers of Invention. Лауреат премии Grammy »»
1946 – Родился Карл Уилсон - один из основателей серф-группы Beach Boys »»
Steve ALLEN (1921)
Frank ZAPPA (1940)
Carla THOMAS (1942)
Reinhard MEY (1942)
Walter WASHINGTON (1943)
Albert LEE (1943)
Martin BELMONT (1948)
Betty WRIGHT (1953)
Алексей РЫБИН (1960)