Летом в Москве пройдет фестиваль "Усадьба. Джаз", который переехал из привычного (и, чего греха таить, поднадоевшего) Архангельского в Царицыно. Среди выступающих — настоящий живой классик, Тони Аллен. С которым нам посчастливилось пообщаться в скайпе в преддверии фестиваля.
Тони Аллен (Tony Allen) — великий барабанщик-виртуоз, музыкант своей, особой школы: он даже палочки держит "неправильно". И взять интервью у него — дело непростое, весёлое и почти что бесполезное. Ты договариваешься две недели, во время которых парижский менеджмент сдает тебе все мобильники и скайпы. И ты начинаешь дозваниваться. Три дня. Без толку. Пока наконец под вечер не получаешь на мобильник сообщение. Английский с выраженным африканским акцентом: "hi, this is Tony Allen, call me back".
"Я очень занят, я в студии, очень-очень занят", - кричит через скайп Аллен, неузнаваемый без своих вечных темных очков. "Я пишу тут духовые, духовые пишу... Для кого? Для госпиталя. Для госпиталя для одного, да. Меня попросили. Попросили меня. Давай вопросы!" Про Фелу Кути (Fela Kuti), у которого он начинал и с которым они придумали афробит, он говорить не хочет: "Я написал книгу, целую книгу написал, автобиографию, читал? Почитай. Там все про Фелу и про афробит и про меня всё, всё. Я что могу про Фелу сейчас сказать? Я про него могу говорить часы и часы и часы говорить про него могу я. Давай следующий вопрос".
Тогда Деймон Олбарн, может быть? "О, да, Деймон! Да, про него тебе скажу: он мой друг! Он прекрасный человек, да! Я его пригласил спеть на моем последнем альбоме "Film of Life". Отлично спел, крутая песня. Я же с ним бывал с Москве — группа у нас была такая, The Good, The Bad and The Queen. Я вот с ней приезжал. Ну здорово было, да... Москва мне понравилась. Я еще в Санкт-Петербурге был!"
И кто лучше — мы, москвичи, или соседи-питерцы? "Все классно, везде здорово, везде отлично принимают... Так-то я не знаю, конечно, ничего о русской жизни. Когда-то, когда я был маленьким, говорили: вот в России — коммунизм. И в 80-е говорили: коммунизм. Это я помню. А что у вас сейчас — я не знаю. Что у вас сейчас?.." Мистер Аллен, мы бы это сами очень хотели понять.
Что он представит в Москве? Это будет афробит или что-то другое? "Другое! Афробит развивается. Вся музыка должна развиваться. Я тоже эволюционирую все время. Иначе это не музыка будет. Я стал играть в 12 лет на ударных. Вот просто решил, что это дело моей жизни — музыка. Играл джаз, конечно... Я люблю все, все стили музыки. Я должен эволюционировать, все время, каждый день. Нет эволюции — нет музыки".
Похоже, Тони Аллен чувствует себя в любом стиле комфортно, как верблюд в пустыне. "У меня нет любимого стиля — я должен уважать и знать все. Я ведь сам не пишу музыку, я барабанщик, поэтому я должен играть, что сочинил автор, а авторов я уважаю! Я и электронику играл с Морицом фон Освальдом (Moritz Von Oswald). Немецкое трио электронное. Выступали в Токио, Шанхае, везде вообще, кроме России, кажется... Там живые были только мои барабаны. Говорят — сложно живые инструменты с электроникой совмещать лайв. Кому-то — может быть. Мне интересно было. Надо просто любить свою работу, серьезно относиться к своему инструменту, тогда все получится, вот и все".
Напоследок Тони Аллен неожиданно сообщает, что хотел бы сыграть с российским музыкантами. Причем безо всяких договоренностей, просто явочным порядком — выходите на сцену и джемуйте. "Для меня самого обычное дело — прийти в клуб и поиграть с кем-то, так и передайте! В России я бы тоже сыграл с местными".
Альбом Moritz Von Oswald Trio "Sounding Lines", записанный при участии Тони Аллена, выходит 6 июня
Фестиваль "Усадьба. Джаз"
Москва, Царицыно
20-21 июня
Дата рождения:
12 августа 1940
1993 – Умер композитор и джаз-роковый виртуоз Фрэнк Заппа. Перед смертью он не успел закончить свой шедевр - альбом, который должен был быть записан целиком под водой »»
Jeff BRIDGES (1949)
Cassandra WILSON (1955)
JAY-Z (1969)
Robby VALENTINE (1969)
Ferry CORSTEN (1973)