В начале февраля 2015 года случилась самая большая трагедия украинской музыкальной сцены за последние годы - нелепая гибель Андрея "Кузьмы" Кузьменко, лидера одной из самых популярных в стране групп Скрябiн. Большой любитель автомобилей и быстрой езды попал в фатальное ДТП. Любые аналогии будут неполными, но, пожалуй, по уровню популярности у соседей Кузьма был сравним с Васильевым или Лагутенко в России (тем более, что с последним Андрей даже успел совместно поработать). Интересна и история Скрябiна - от Depeche Mode-образного синти-попа через все пограничные жанры к практически эстрадному поп-року.
20 мая в Киеве случился большой мемориальный концерт, посвященный памяти Андрея, и о его роли в культурной жизни страны говорит состав участников. В раскупленном за один день 10-тысячном Дворце Спорта под аккомпанемент группы Скрябiн выступали Святослав Вакарчук, Руслана, Александр Пономарев, Андрей Хлывнюк (Бумбокс), Потап, Иван Дорн, Дмитрий Шуров, Валерий Харчишин (Друга Рiка), Фагот (ТНМК), Ирина Билык и многие другие. В его канун Звуки выбрали самые знаковые и любопытные пластинки, с которых стоит начать знакомство с группой в формате "топ-10".
10. Мова Риб (1992/1997)
Фактически дебютный альбом, первая официальная запись после утерянного магнитоальбома "Чуєш біль". Скрябiн считаются первопроходцами украинской электронной сцены, и в "Языке рыб" так или иначе засвечены все актуальные жанры и характерное для тех времен звучание (в первую очередь, если сравнивать с российскими представителями жанров). Драм-машины и синтезаторы, ещё свежий флёр новой романтики, размеренный синти-поп, резвое техно и то, что тогда в бывшем Союзе называли хип-хопом. А главное - меланхоличные и умные тексты на рiдной мове - отличительная черта группы, намеренно отказавшейся от английского языка. "Мова Риб" сгодится в качестве артефакта далёкой музыкальной эпохи, но, в отличие от столь же несовременно звучащих пластинок "Птахи" (игра на поле техно-рейва, принесшая группе первую популярность) или "Технофайта" (официальная версия 1999 года выглядит слишком куцо, а неофициальный сетевой вариант - наоборот, безразмерно), "Мову" по-прежнему интересно слушать целиком.
Кроме этого: Технофайт (1993/1999), Птахи (1995)
09. Хробак (1999)
Самая тяжелая по звуку пластинка группы - музыканты отправляются за творческими поисками в самые дремучие из пограничных синти-попу жанров. Местами песни звучат натурально в духе дарквейва, хотя есть и неожиданные вещи - вроде реверанса в сторону "Autobahn" Kraftwerk "Мы Як Машини" или громкого EBM "Великий хробак". Самой радиоформатной вещью пластинки оказалась "Небо Каже (Йди Сюда)", оказавшаяся одной из редких композиций группы, добравшихся до российских FM-волн - её частенько крутили на заре вещания "Нашего радио". Возможно, самая нон-конформистская и авантюрная работа Скрябiна - к этому моменту группа фактически уже выступала на стадионах и никак не могла себе позволить от развеселости недавнего хита "Танець Пингвина" сделать шаг на тёмную сторону.
08. Радіо Любов (2012)
В позднем поп-роковом периоде почти все песни Кузьмы можно было условно разделить на несколько типов. Был разной степени удачливости юмор, была социальная тематика, но самыми, пожалуй, любимыми слушателями были медленные лирические композиции - сборник из таковых под названием "Баладi" оказался, например, единственным виниловым релизом группы за всю её 25-летнюю историю. Так вот, пластинка "Радіо Любов" практически целиком состояла из таких баллад, и в ней не нашлось места ни для юмора на грани, столь любимого Кузьмой, ни для патриотических лозунгов. Её целостность, отличные песни, а также частичное возвращение к чистой синти-поп-стилистике ("Не думай про завтра", "Слiди", "Тримай її за руку") делает эту работу лучшей из поздних пластинок группы. Выдающиеся песни случились и на более поздних "Добряке" и "25", но там они соседствовали с более посредственными вещами. На "Радио" же придраться совершенно не к чему. И, да, здесь имеется одна из самых трогательнейших песен-обращений к маме.
Кроме этого: Про Любов (2007), Баладi (2012)
07. Modna Країnа (2000)
Альбом-водораздел: Кузьма, сохранивший группу после серьезного конфликта с коллегами, нащупывает язык, с которым через несколько лет станет воистину народным артистом. Поп-роковые стадионные боевики "Нема дурних" и "Цукор", полу-юмористические ухабистые вещицы-фельетоны "Бультер'єр", "Джапан тіві" и "Модна країна", привет недавнему прошлому в виде проникновенной "Зламані крила" и уже упомянутому балладному будущему "Неділя понеділок" - группа резко меняет фаталистиный минор на иронический позитив. Клип на хулиганскую, но имевшую социальный посыл "Чорнобиль форева" крутится по украинским каналам и через программу "Украинская 20-ка" прорывается в российский эфир MTV. Помнится что тогда мне, слышавшему прежние песни Скрябiна, показалось, что это просто другая группа с тем же названием.
06. Натура (2003)
Первый альбом группы, посвященный исключительно любви в том или ином проявлении. Из мизогинической "Вiдстань" выросли другие тематические памятные шлягеры "Не даєш", "Шмата" и "Мумiтроль". В остальном же - это чувственные вещи, вроде "Мовчати" и "Спи соби сама", визитные карточки группы, бодренькие "Червонi Колготки" (с басом а-ля Питера Хук) и "Дiвчина Кончiта", или же минималистичный и простенький, но от того ещё сильнее западающий в душу дуплет "Давай з тобою займатися любов'ю" и "Я сховаю тебе (любов)". В убористом звучании пластинки чувствуется рука небезызвестных Павло Шевчука и Ильи Лагутенко, выступивших продюсерами "Натуры". Показательно, что Кузьма не кичился участием Лагутенко в записи и не использовал этот факт для того, чтобы прорываться в российский шоу-биз, хотя "Давай з тобою..." и попал в недолгую ротацию на радио "Maximum". Неохотные попытки интегрироваться в музыкальное пространство соседей окончательно сходят на нет. Парочку следующих пластинок в России по лицензии напечатали уже скорее по инерции - хоть сколько-нибудь осязаемыми тиражами они не продавались.
05. Озимі люди (2002)
А вот этот альбом в России издал лейбл Real Records, на тот момент главный холдинг звукозаписи в стране. Лид-сингл "Любити Платити", основанный на теме из "The Riddle" Ника Кершоу, вышел в сборнике "Нашествие", крутился по "Нашему радио", и шёл в эфире российского MTV. Самое интересное, что пластинка была записана и выпущена в поддержку партии "Команда озимого покоління", накануне релиза избиравшейся в украинский парламент. В альбоме Кузьма впервые поднял темы национального единства и самоопределения, начиная проникновенной вещью "Искал свой дом" и заканчивая лобовыми лозунгами вроде "Возьмите нас к себе в Европу, у нас есть Андрей Шевченко". Партия в итоге в парламент не прошла, набрав чуть больше 2%, а вот патриотический хит "Сам Собі Країна" исполнялся Кузьмой до самых последних концертов. Неудивительно, что напрямую обращенная к слушателям другой страны пластинка не нашла отклика в России, даже на волне популярности ВВ и Океана Ельзи. И с тех пор, к слову, диск нигде не переиздавался. К социально-политической тематике Андрей ещё вернётся накануне президентских выборов 2010-го на тоже хорошем (но, увы, чуть меньше выдающемся) альбоме "Моя Еволюція", в лид-сингле которой звучит рефрен "По-моему, чувак, нас кинули", а в ещё одной песне - "Ми любим цю країну без вазеліну!"
Кроме этого: Моя Еволюція (2009)
04. Танго (2005)
После не сильно успешного (и, будем говорить честно, не сильно достойного внимания) сборника перезаписанных вещей "Альбом", выходит диск "Танго". И наработанное в "Натуре" и "Modnой Країnе" доходит на нем до абсолюта: набор творческих приёмов, использованный в "Танго", так или иначе будет перенесен в практически все студийные работы группы в следующее десятилетие. Оптимальное сочетание гитарных хитов, лирики, социалки, юмора и рефлексии - именно "Танго" вернуло (а то и возвело) группу в ранг эстрадных украинских исполнителей первого эшелона. Самыми большими хитами становятся "Люди Як Кораблi", отсылающая к событием недавней оранжевой революции, а также ставшая гимном выпускных и вечеров встреч "Старі фотографії". Помимо них - десяток цепляющих поп-рок-композиций, практически не напоминающих о прошлом группы ни в плане аранжировок, ни в плане сонграйтинга. И неудивительно - это первый студийный диск с новым материалом, в которой не принимали участия музыканты классического состава трио Ростислав Домишевский и Сергей Гера. К слову, последний тоже отошёл от синти-попа - Гера с успехом до сих пор играет клавишником в другой достойной украинской поп-рок-группе Друга Рiка.
Кроме этого: Гламур (2006), Добряк (2013), 25 (2014)
03. Еутерпа (1999)
Проникновенный эксперимент - песни древнего фольклора, собранного матерью Кузьмы Ольгой на территории Яворивщины, получали обрамление минорным синти-попом и трип-хопом. Вместе с Андреем над несколькими композициями работали его соратники Андрей Пидлужный, Тарас Чубай (Плач Єремії) и Юлия Лорд. С Чубаем Кузьма записал боевитый альбом повстанческих композиций "Наши партизаны", диковатый проект хаус- и техно-ремиксов на традиционные украинские свадебные песни KOZZZAK DISCO, а также лирический сборник рождественских композиций "Наше рiздво". Лорд спела в нескольких песнях Скрябiна, а также записала с группой сольную пластинку. Впрочем, эти проекты очевидно меркнут по сравнению с этими тремя народными композициями, совершенно органично легших в размеренные аранжировки клавишных. Была попытка реализовать проект в Канаде, где достаточно сильна украинская диаспора, но дело с места особо не сдвинулось. Видимо, диск "Еутерпа" просто сильно опередил своё время - стоит посмотреть хотя бы на то, как стремительно набирает сейчас популярность среди украинской молодёжи певица Onuka.
Кроме этого: Наше Рiздво (feat. Тарас Чубай) (1999)
02. Казки (1997)
Первая пластинка, на которой группа могла себе позволить хорошую студию и не торопиться во время записи (все прошлые релизы писались "впопыхах"). Собранный частично из старого материала, частично из нового, сыгранный при помощи известных тогда инди-музыкантов, альбом оказался этаким "The Best Of" на момент 1997 года, причем песни на нём впервые звучали именно так, как изначально и задумывались. Образцовая пластинка, изобилующая хитами, эталон "того самого" Скрябiна. Практически opus magnum, вобравший в себя всё то, чем группа занималась все годы с момента собственного основания. Именно с "Казок" больше всего песен было переделано для странного релиза 2004-го года "Альбом" и больше всего игралось "старых" вещей на поздних концертах. Годом позже оставшиеся в загашнике архивные хиты Кузьма сотоварищи переосмыслят на сборнике "Танець Пингвина" - заглавная вещь надолго станет самой известной композицией группы.
Кроме этого: Танець Пингвина (1998)
01. Стриптиз (2001)
Именно во время записи "Стриптиза" по классическому трио Скрябiн пошла трещина, позже разорвавшая коллектив на части. В оригинальном составе и Домишевский и Гера играли большие роли, участвуя и в написании текстов песен, и в сочинении музыки и аранжировок - потому-то группа так преобразилась, когда лишилась своих сооснователей. Конечно, в нулевые и время было другое, когда столь диковинная и узкожанровая музыка, чудом вытаскивавшая звёзд из андерграунда парой лет ранее, вмиг утратила перспективы массовой популярности. "Стриптиз" - эпический финал первопроходческой миссии группы, 70-минутное полотно практически без слабых мест, минорное и созидательно-философское, которое в буклете диска отчего-то называли "скандальным". Скандальным в нём была разве что нарочитая неформатность - как и в случае с "Хробаком", после FM-ориентированной "Країни" песни про эфемерные озёра и коридоры-норы под мелодичный, но холодно-отстранённый рокот драм-машин, даже выпустить удалось с трудом. Несмотря на популярность группы, диск увидел свет только через два года после записи, а с тех пор окончательно взявший руководство над Скрябiном Кузьма предпочитал творчески выражаться куда более прямолинейно и конкретно.
Концерт памяти Кузьмы Скрябина
Киев, Дворец Спорта
20 мая, 19:00
2000 – Состоялся юбилейный концерт группы «Чайф» в СК «Олимпийский», посвященный пятнадцатилетию группы. Зрители в объеме 20000 человек, устроили полнейший аншлаг »»
Robert WALKER (1937)
William "Smokey" ROBINSON (1940)
Bob ROGERS (1940)
Lou CHRISTIE (1943)
Юрий АНТОНОВ (1945)
Tony IOMMI (1948)
Eddie HARDIN (1949)
Всеволод ГАККЕЛЬ (1953)