Группа Наив уже не один десяток лет находится на авансцене отечественного панк-рока - учитывая почтенный возраст (не так давно группа отметила своё 25-летие), их вполне можно назвать классиками жанра. Как в последнее время и полагается большим рок-группам, Наив начал широко отмечать юбилеи своих знаковых пластинок, и большими концертами совсем скоро столица будет чествовать 15-летие диска "Оптом и в розницу", принесшего панк-квартету всероссийскую популярность. Накануне концерта Звуки встретились с лидером группы Александром "Чачей" Ивановым и обсудили то, как на запись той самой пластинки повлиял алкоголь, что такое настоящий патриотизм и сострадание, и готов ли Чача через 20 лет всё ещё стоять на сцене и петь песню "Суперзвезда".
Звуки: Как прошли первые концерты тура в поддержку юбилея "Оптом и в розницу"?
Чача: Реально на ура. Возможно, потому что мы играем старый материал, который вызывает во мне какие-то прежние эмоции - мы действительно не вспоминали многие вещи лет по 10. Эмоций в достатке - по фотоотчётам с концертов в Питере и Петрозаводске видно всё по ... [лицам], как нашим, так и слушателей. Сентиментальные моменты я тоже переживал: всё-таки, это 15 лет моей лично истории, которую я публично рассказываю на сцене. Не знаю, передал ли я публике весь спектр испытываемых ощущений, но даже если и нет, то им точно понравилось. Вот у нас недавно был отличный концерт в Минске - с таким восторженным приёмом ... [облажаться] просто невозможно, и ты выкладываешься на все сто на автомате. Мне вообще очень импонируют белорусы, в них есть какая-то особенная наивность, простоватость... То, что и нужно для рока. Потому что если ты, ..., интеллектуал, ты конечно,..., не будешь слушать Наив! Ты будешь слушать ... пойми что, что вышло тиражом в 20 CD, пресс делал сам вокалист, ..., он же по совместительству композитор, аранжировщик, поэт и гений чистой красоты! И на ... тебе Наив не сдался! Я считаю рок довольно простой музыкой. Вариации есть какие-то, конечно - вот Muse, например, находятся в поп-культуре, при этом язык не повернётся назвать эту музыку легкой...
Звуки: Я читал недавно ваше интервью, в котором был упомянут мощный технический райдер музыкантов группы - это не просто там "взял гитару и фигачь".
Чача: Рассказываю: едем мы сейчас по стране, выкупаем целиком в вагонах три купе, и одно из них практически битком, прямо от пола до потолка забито оборудованием. Как правило, остаётся один закуток, который занимаю я и делаю то, что мне там нужно. Хочу - песенку пишу, хочу - выпиваю, вообще никому при этом не мешаю. На каждую площадку прямо от поезда это всё везёт специальная транспортная служба.
Звуки: "Оптом и в розницу" в своё время как-то попал на волну с развитием набирающего популярность "Нашего радио", и на нём вы окончательно отказались от английского языка.
Чача: Да, всё как-то удивительно сошлось. Я никогда особо не стремился к известности, да и когда мы писали "Оптом и в розницу" я думал - ..., что за слащавую ... [ерунду] мы записываем? Но тогда было стало ясно, что песни на английском - вещь совершенно неконвертируемая, и для условных 88% искренне чуждая. Тут дело не в поддержке Путина даже, такое консервативное большинство было всегда. Ай, ничего не знаю, ай, да и по ... [фигу]. Они хотят, чтоб можно было выпить и закусить, чтоб на работе жёстко не ... [имели], и чтоб там можно было иногда ... попинать. Я не то, чтобы осуждаю, сам, как русский человек, это могу понять и оценить. Но чтобы что-то добиться, чтобы кому-то доносить свою мысль, даже такую ... [ерунду], которую говорю я, для этого ты должен стараться. Никому это просто так не достаётся. Мы тогда старались. Я иногда думаю про более успешные группы - неизбежно ты проходишь этап, когда ты сравниваешь себя с ними - дескать, почему им повезло так, как не повезло мне? А потом думаешь - есть же сонм групп, популярных в разы меньше, и они тоже тебя сравнивают. Дескать, вот чувак, ничего исключительного не делает, и голос у него обычный, ну песни - что они, гениальные что ли? Но он то может это сделать делом своим жизни! В общем, если два шестнадцатилетних подростка, которые ищут барабанщика и только начинают играть находятся в таком безвестном аду, и есть известный каждому пантеон рок-богов, то я нахожусь примерно посередине. И это не так уж плохо. Я иногда думал, почему мы не стали супергруппой, которая по-настоящему берёт стадионы? Вот, видимо, причина в том, что я был недостаточно амбициозен. И чем дальше, тем этого во мне всё меньше и меньше. Тем не менее, именно нахождение художника в центре внимания во многом провоцирует художника двигаться вперёд. В случае рок-музыки художник должен быть одержим собой! Этого мне не хватало.
Звуки: Даже когда записывали "Оптом и в розницу"?
Чача: Я тогда больше выпивал! Намного больше, чем сейчас. Я этим не горжусь, просто признаю это как часть своей жизни, как свою проблему. И, кажется, мне удалось с собой в этом плане совладать - крепкие напитки я теперь практически не пью. Пиво иногда можно, особенно если разговор какой. Вот, например, прямо сейчас я знаю, что мне придётся говорить об одних и тех же вещах, совсем трезвым мне будет тяжеловато. А с пивом - ну ладно, расскажу очередную байку (смеётся). Если я буду отвечать максимально искренне, то у меня останется через годы такой бэкграунд, история, которую я смог дать прочитать своей дочери, чтобы она понимала, чем её папа в своё время занимался, почему он был и есть такой. Ну и артист обязан давать интервью перед концертами и прочим, чтобы зацепить публику. Она порой просто не знает, что скоро где-то будет концерт - ей нужно промыть мозг. И всё это такая игра.
Звуки: Алкоголь был катализатором записи диска? Как он повлиял на работу?
Чача: Он повлиял тем, что позволил этому альбому вообще появиться. Я в то время работал с утра до вечера в банке, от сих до сих, особо было не ... [расслабиться]. И после того, как работал, я ехал на репетицию - с Электрозаводской на Волжскую, а там от метро ещё минут 20 пешком. Ладно летом - берёшь пивко, куришь сигаретку, чувствуешь себя прекрасно. А когда зима и ветер ... [дует]? Ужасно! А ты ещё с работы идёшь со своими заботами, ты там ... [потерял] какие-то деньги, - я трейдером работал. И вот ты весь в курсах, в экономическом говне каком-то, башка твоя гудит, в метро негатив - но ты молодой, и у тебя тогда гораздо больше сил. И вот холод, а ты всё равно идёшь и берёшь пиво - тогда с этим попроще было. Да что там, водку в палатках продавали! Чтоб накидаться водкой надо было до ближайшей палатки доползти с небольшой наличностью. В России нельзя делать высокие цены на водку - тут-то бунт и поднимется. И власть это понимает, даже в нынешних условиях именно на водку цены и понижая. Прижился здесь этот способ расслабления - в лицо выпить 0,5, допустим, и не думать вообще ни о чём. Вот такую, крайнюю стадию, мне кажется, я смог преодолеть.
Звуки: И когда Александр Иванов избавился от необходимости работать трейдером?
Чача: Да вот как раз с выходом той пластинки. "Суперзвезда" и "Мама-анархия" активно зазвучали на радио, пошла движуха.
Звуки: После вас, в общем-то, и не появилось больших панк-артистов, которые бы собирали крупные залы.
Чача: Ну как! Новый панк - это Noize MC.
Звуки: Ну, он же не совсем панк.
Чача: А панк-рок и не будет уже как в 1977-м. И даже как в девяностых - он окончательно стал элементом мейнстрима. Меня вот ребята в прошлом интервью спросили, кого я считаю настоящими современными панками. Вот, я считаю, Die Antwoord ими являются. Это вечное, умышленное лавирование за гранью фола. Мы не можем цепляться за панк как исключительно музыкальное явление. Есть определенные приёмы, которые этот жанр характеризуют, но в этом плане он ничем не отличается от, допустим, блюза - у него тоже есть характерные черты. А панк-рок вроде как изначально был не только об этом. Это и музыка, и образ жизни, и философия, и политика тоже - в большинстве своём панки же леваки, не правые. Определенный социокультурный феномен. Но время меняется, меняются и цели и средства. Хотя я недавно смотрел концерт Sex Pistols в Brixton Academy 2007 года - и это ... [отлично] вообще. И снято так интересно, вроде, и криво, но как-то очень клёво криво, целиком в эстетике. И песни тоже несложные, всё чётко 4/4, но всё складывается в определенный художественный посыл. Группа же на грани лубка, но вот ты смотришь этот фильм, и... Не как симфония Шостаковича, но что-то схожего порядка. Что-то из ряда вон, что делает песню - песней, а творчество - творчеством.
Звуки: Чем отличается месседж, который доносил Наив 15 лет назад и сейчас?
Чача: Думаю, что мы стали очевидно поспокойнее. Наверное, будь мне 30, а не 46, я бы поактивнее себя вёл и в общественно-политическом плане, но сейчас я понял, что от меня настолько ничего не зависит... Как минимум в вопросе войны и мира.
Звуки: Если уж Макаревич стал персоной нон грата, хотя казалось бы.
Чача: Это да! Один из главных ныне живущих русскоязычных артистов, один из строителей культурного сознания нации, которого миллионы слушали, выросли на нём. И, ..., стоило сказать что-то отличное от дум большинства, и всё. Понятное дело, что там не обошлось без помощи со стороны, но, тем не менее - чего стоил весь накопленный десятилетиями авторитет?
Меня не пугает страх, нет. И, если настанет момент, когда надо будет сделать выбор, я сделаю его правильно, надеюсь на это. Но я не знаю, кто глобально прав, а кто виноват. Как историк по образованию я знаю, что Россия - далеко не райское место, и тут всегда и всегда всем было тяжело. Просто в некоторых исторических моментах страна продолжает терпеть то, что Европа и другие пережили чуть ли не столетия назад. Несмотря на все заявления о высоком моральном духе россиян и о духовных скрепах, которых нет у ... [геях] в Европе и Америке, это всё ... [ложь] и пропаганда - надувание мыльного пузыря.
Настоящие патриоты в стране, конечно, есть, но они точно не пойдут на улицы бить людей другого цвета кожи. И они должны говорить о недостатках вслух, и не бояться, что у кого-то что-то лучше. Рано или поздно появится тот, например, кто проложит в стране нормальные дороги - оценит западный опыт и таки сделает это, причем, надеюсь, не ценой жертвы миллионов людей. И хороший патриот об этом должен заботиться, а не искать различия в нациях и цепляться за них. Конечно везде хватает того, что нам может не понравиться. Но и про нас можно спросить у многих народов мира, и большинство наверняка скажет, что вы льстите себе, когда говорите, что вы красавчики. Можно посмотреть социальные сети - там всё, как на ладони. Если раньше Америка или Британия толком не могли понять, что происходит внутри СССР, то теперь любой человек с интернетом во всем мире может узнать, какой ад творится в российской глубинке. Наши дороги, пьяные люди и прочее - хиты просмотров в интернете. В общем, быть патриотом - это не презирать и не ненавидеть других, ни в коем случае.
Звуки: Ввиду крупных дат тебя в интервью постоянно спрашивают о возрастных вопросах - у тебя нет какой-то рефлексии по этому поводу?
Чача: Мне 46 лет и многие говорят, что я - нормальный. Для этого возраста уж точно! Я по-прежнему считаю, что достаточно молод. Не хочу вдаваться в какие-то психологические нюансы, но в целом я в хорошей форме, да и опыт тоже на концертах компенсирует то, что может недодать физический возраст. Я сосредоточен на том, что не хочу иметь ни завышенной, ни завышенной самооценки. Мне нравятся люди, и мне легко им уступать. В бизнес-тренингах есть понятие "тип личности". Мой тип - F, Feelings, я через чувства всё воспринимаю. И потому для меня не чужда солидарность, симпатия. А в этом обществе это совершенно непопулярные чувства. Здесь популярна такая позиция - ты умираешь прямо рядом со мной, а мне до лампочки, я вообще на это не обращаю внимания. Не радуюсь, не злюсь - вообще индифферентен. Современный российский человек, не все, но в большинстве своём совершенно утратил сострадание. Можно посмотреть тысячи соответствующих видео на YouTube - это ужасно. И то, что мне это близко остальными воспринимается не как то, что какой-то благородный муж пытается сделать мир лучше, а как слабость, и мы за эту слабость подставим чуваку подножку, а потом ещё и ... [побьём] втроём. Я на стороне добра - это мне иногда играет злую службу, конечно. Например, если надо уволить человека, которого есть за что увольнять - я пытаюсь войти в его положение, понять его правду. У каждого же есть своя правда - она может быть кривой, ... [фиговой], но она есть. И надо понимать, что центр вселенной - не ты, таких очень много, и надо искать баланс. И именно в России это непопулярно, хотя в некоторых странах, в которых экономическая ситуация хуже, всё совсем наоборот. Вот Болгария - одна из беднейших стран в Европе. Но там все люди улыбаются, и если я тебе улыбнусь, там никто не почитает, что я ... [гей]. А если я в час пик в московском метро улыбнусь мужчине - угадайте, о чем все подумают? Да идите на ..., дорогие россияне, с такими раскладами, это неправильно!
Мы сами себя загоняем в рамки ненависти. СМИ активно нам навязывают врагов, но почему же мы друг друга так ненавидим? Всё, что я делал в своей жизни как музыкант я направлял в первую очередь на то, чтобы разрушить вот это. Непонимание, отчуждение. Нужна какая-то платформа для объединения - и здесь я выбрал хулиганство, это самая простая форма. Я - мелкий хулиган. Никого не хочу убивать, не хочу взрывать. Я хочу, чтобы мне было весело, и мне не нравятся многие правила, которые есть. Вот мы сейчас стоим и нарушаем правила (во время интервью корр Звуков и Чача вышли из бара на улицу - прим.Звуков). И пить пиво, и курить одновременно я теперь не могу нигде - на улице мне запрещено пить, а в заведении - курить. Я должен метаться, блин, как школьник какой-то.
Звуки: Если бы приходилось сейчас начинать, получилось бы достичь тех же успехов?
Чача: Думаю, нет. Я очень медленный человек для нынешних темпов. В те годы это было позволительно, сейчас - нет. Когда Толстой или Достоевский писали романы - там тоже совсем другие были условия. Это серьёзный вопрос, реально. Нам сейчас так много надо знать и понимать, чего даже 15 лет назад-то и не было вовсе. Некоторые мои ровесники вообще не знают как пользоваться компьютером, и это я не только про Россию говорю, но и про Америку, например. Моя мама вот тоже, например, вряд ли сможет адаптироваться целиком. Я ей недавно купил айпад, пытаюсь с ней как-то заниматься, чтобы, если ей вдруг будет скучно, а я буду в туре, я бы ей мог там в скайпе сплясать, например. Но ей сложно, и она не виновата, это уже поколенческое. Да и поведение публики - это как пожар в тундре. Куда пойдёт - вообще неясно. И если бы успех можно было предсказать, мы бы имели тысячи сделанных звёзд. А из тех, кого пытаются сделать всё равно стреляют только единицы.
Что-то всё равно должно быть, какой-то стержень внутренний. Харизма, или ... знает что ещё - не хочу использовать избитые термины, они всё равно ни ... не объясняют. Но что-то должно захватывать внимание слушателя. Кто разгадает эту загадку, тот всю Землю точно сможет захватить. А, на самом деле, пока вот мы сейчас с тобой занимаемся ... [ерундой], транснациональные корпорации прямо сейчас занимаются реально важным вопросом - как превратить человека в полностью манипулируемого биоробота. И противостояние этому процессу, кажется мне, это хорошая вещь - и я, хочется верить, этим с каким-то успехом занимаюсь.
Звуки: Масс-культура вообще сильно утратила свою силу и влияние на молодёжь.
Чача: Это, конечно, удивительно. Когда я был подростком для меня была так важна рок-музыка! Ничего важнее не могло быть, чем поехать на нелегальный сбор людей, менявших пластинки, и без мобил и социальных сетей все об этом узнавали. Сейчас же большинству на музыку вообще пофигу.
Звуки: Доступность свое дело делает. Я помню как 15 лет назад полтора года искал где-то на пиратке хоть какой-то альбом The Smiths - на фирменный диск денег не было.
Чача: А я жил в такое время, что если бы я попросил у чуваков привести мне пластинку The Smiths, они бы сказали, что не ... [гей] ли я часом, и такую запрещенку они точно не повезут (смеётся). Удивительно вообще как годами воспроизводятся здесь консервативные сценарии и так тяжело прививается какой-то социальный прогресс, вообще модернизация. Взгляни на улицу - тут же всё, что сделано нами, видно сразу! Как может быть такой технологический разрыв? Потому что мы азиатская страна? Нет, посмотрите на Китай, Корею и Японию. Что с нами не так, в чем проблема? Вместо того, чтобы орать, что мы самые лучшие, может, было бы полезнее ну хоть в каком-то смысле осознать, что хоть в чем-то уж мы точно сами виноваты? Вот, например, в том, что коммунизм был жестоким экспериментом во время которого мы потеряли людей больше, чем во время Второй Мировой Войны? Произвести некую декоммунизацию символов, Ленина, в конце концов, похоронить.
(В этот момент к Иванову подходят незнакомые люди, здороваются и обнимаются)
Чача: Однажды я шёл по улице с Майком Паттоном (Mike Patton), увидел такую ситуацию, и думал - вот люди идут мимо, видят самого Паттона, и просто рады, ... [сильно] рады его видеть! Просто походят и говорят - вот ты ... [молодец]! Вот какого быть таким человеком? Я, конечно, нисколько не сравним с Майком, он - звезда уровня international, а я - так, шушера местная, повезло кем-то стать, и то и, если смотреть глобальнее, просто дали мне кем-то стать, и пока ещё дают. Всё-таки любую, абсолютно любую карьеру в этой стране разрушить очень легко. Но всё равно - такие случаи очень приятны. Видишь радостные лица людей и понимаешь, что ты сделал что-то, что затронуло их души, значит это работает. Я всегда ориентируюсь на результат. Тоже не совсем русская тема - здесь важно, чтоб хорошо-ровно было, душевно. Выкладки и цифры на ... не нужны. Я вот должен видеть результат. И когда люди вот так подходят ко мне и искренне благодарят - это тоже результат, значит я делал что-то правильное.
Звуки: А ты вообще представляешь себя в 65 лет исполняющим песню "Суперзвезда"?
Чача: Очень даже легко. Я ж сегодня буквально с концерта и прилетел. После выступления стараюсь всегда отдышаться, встать на сцене в такую точку, где я вижу уходящих из зала зрителей, а они меня - нет. Они никак не мотивированы больше бодриться, и я вижу их взгляды, смотрю за ними минут 5-7, не больше. Если человек уходит с улыбкой во всё ... [лицо], пьяный или нет - неважно, перевозбужден, на позитиве - значит ... [отличный] был концерт. Если они выходят с таким видом, типа "ну нормально, но в следующий раз не пойду", то я понимаю, что я - чмо и говно. До тех пор пока я буду вот так посматривать, и по реакции публики будет видно, что всё нормально, а пока всё нормально, я и буду фигачить. Когда пойму, что всех уже ... [достало], и люди относят из последних сил последние деньги, чтобы поддержать старого дряхлеющего ветерана, то закончу, конечно. Если говорить о точных прикидках, то лет так 19-20 я ещё вполне готов бодриться. Если ты уже физически слаб для выступлений, на сцену выходить, конечно, не стоит, но если ещё есть силы накатить, покурить, бодриться, есть что рассказать, и ещё есть жизненная и творческая энергия - почему бы и нет?
Звуки: Забыл после всего этого спросить о новом альбоме Наива.
Чача: Он будет осенью.
Звуки: Он будет про всё то, о чем мы говорили выше?
Чача: Частично, потому что если он будет только про то, о чем мы с тобой говорили, он не продастся вообще ни одной копией. (смеётся)
Звуки: А что, есть какие-то надежды на продажи физического тиража?
Чача: Ну конечно!
Наив: 15 лет альбому "Оптом и в розницу"
Москва, Ray Just Arena
17 апреля, 20:00
Новые Арлекины И Вольтижёры
Подробности из жизни:
Состав:
Александр ЧАЧА Иванов - вокал
Дмитрий SNAKE Хакимов- ударные
Николай КОЛЯН Богданов - бас-гитара, бэк-вокал
Валерий АРКАДИЙ Аркадин - гитара, бэк-вокал
Группа НАИВ была основана осенью 1988 году в Вооруженных Силах СССР двумя рекрутами Максимом Кочетковым и Сашей Ивановым, что для панк-коллектива не весьма естественно. В следующем году - начало цивильного (в смысле гражданского) периода в развитии группы: НАИВ входит в состав Московской Рок-Лаборатории, а уже в 1990 году НАИВ выпускает свой первый альбом "Switch-Blade Knaife" на американском лейбле "MaximumRock`N`Roll".
Дебютный альбом НАИВа "Switch-Blade Knaife" ("Финка") (1991) месяцами оставался в хит-парадах национальных радиостанций и занял шестое место по продажам среди наиболее популярных в СССР альбомов панк-рока.
Летом 1992 года НАИВ выступает вместе с группой "Million Of Dead Cops" в ДК им. Горбунова.
Вслед за вторым альбомом НАИВа "Пива для Наива" последовало турне по странам Европы, организованное…
1995 – Валерий Сюткин заявил, что покидает группу «Браво» и начинает сольную карьеру »»
Lowell GEORGE (1945)
Al GREEN (1946)
Михаил ШУФУТИНСКИЙ (1948)
Peabo BRYSON (1951)
Александр КУТИКОВ (1952)
Jimmy DESTRI (1954)
Louis JOHNSON (1955)
Сергей ШНУРОВ (1973)
Lou BEGA (1975)