Ветеран немецкой танцевальной сцены Пол Ван Дайк, готовящий к выходу новый альбом из серии "The Politics of Dancing", заглянул с коротким туром в Россию. Звуки не упустили случая побеседовать с ним о его насыщенной диджейской карьере.
Звуки: У каждого диджея - даже если он ставил музыку всего раз в жизни - найдется любимая история о каком-нибудь приставучем клаббере, как правило, совершенно упоротом, который лезет заказывать песню. У вас есть такая?
Пол Ван Дайк: Этих историй столько, что я даже не знаю, какая у меня любимая. Всегда что-нибудь смешное происходит. Вы же знаете, на входе в заведение обычно вешают табличку "Doors", имея в виду время открытия? И вот, приходим мы на саундчек в клуб - это было на севере Англии - а там стоит очень пьяный мужик и кричит нам: "Как круто, что вы сегодня играете! И Doors еще играют, ваще отлично!" Такое было только раз, но клубная жизнь полна анекдотов, они - ее неотъемлемая часть.
Звуки: Не помню, кто сказал, что на Москву лучше смотреть из Берлина (Филипп Горбачев приписывает это наблюдение немецкому философу и литературному критику Вальтеру Беньямину - прим. Звуков), но в этом есть своя правда. Какие впечатления о местной клубной жизни и электронной сцене остались у вас?
Пол: Одна из лучших вещей, которые со мной случились, - у меня есть возможность путешествовать по миру и видеть разные места своими глазами, а не полагаться на чужие заметки. Знаете, все происходит так быстро, что я уверен, что когда закончу, я сяду и буду все это вспоминать. И, наверное, буду писать книгу за книгой - просто рассказывая обо всем, что со мной было.
Каждый раз, когда я играю здесь, я вижу, что людям действительно интересно услышать что-то новое, что им нужна музыка в целом, а не топ-10 из рейтинга iTunes. Любой артист будет рад такой аудитории - тем более, что я не тот человек, который накачает популярных треков из сети и пойдет их играть. У меня другой подход к электронной музыке.
Звуки: Электроника, в том числе клубная, - довольно молодой жанр (ну, если сравнивать с фолком, например), но даже в ней уже начались ностальгические трипы. 20-летие того и 25-летие сего. Если выбирать из вашей карьеры, какой момент вы предпочли бы отпраздновать?
Пол: Я не очень люблю жить прошлым. Меня, конечно, греет мысль, что я участвовал в Love Parade, самой первой Ultra (первый Ultra Music Festival прошел в 1999 году; сейчас он собирает порядка 150 тысяч посетителей ежегодно - прим. Звуков), самом первом EDC (Electric Daisy Carnival, запущен в 2008 году - прим. Звуков), всех этих фестивалях, которые поначалу не были такими огромными, как сейчас. Мне нравится, что в начале 90-х, когда танцевальная культура только раскачивалась, я был там, в этом безумном водовороте. У него не было названия, у него не было какого-то четкого направления, была только куча разных идей и ощущение того, что все время происходит что-то совершенно новое. Речь ведь не только о музыке, а о целом стиле жизни, подходе к архитектуре и т.д., и т.п.
Это все было очень здорово, но при этом мне не хочется кричать: "Это было 20 лет назад!". Меня как-то подбивали отметить 20-летие диджейской карьеры, но я сказал: "И что? Я диджею 20 лет - и еще 20 лет собираюсь диджеить".
Звуки: У вас с Харальдом Блюхелем (Harald Blüchel), он же Cosmic Baby, получилась почти что индийская история о двух братьях. Вы вместе работали в The Visions of Shiva, вместе взлетели на волне немецкого транса, но потом он канул в никуда, а вы стали одним из самых успешных диджеев. Как такое происходит? И куда он пропал?
Пол: Я очень давно о нем не слышал. Штука в том, что Cosmic тогда был суперзвездой, а я - диджеем на подхвате. И не знаю, как так получилось, почему он принял решения, из-за которых его карьера пошла не так, как было задумано. Но мне кажется, что я знаменитым становиться не собирался, а вот Cosmic - он всегда хотел быть кумиром миллионов, и на длинной дистанции это почти гарантированно ведет к провалу.
Опять же, посмотрим, где будут нынешние EDM-ребята лет через пять. Я думаю, что половина из них окажется в реабилитационных клиниках, а вторая половина будет судиться со своим менеджментом. Мне правда интересно, что с ними будет, потому что очень немногие из них имеют хоть какие-то навыки или какой-то талант. Все их таланты заключаются в умении держать микрофон и кричать "раз! два! три! поднимите ваши е...ные руки!" Сейчас у них появилась новая фишка - считать на испанском. Это то, что я подсмотрел на Ultra в этом году. Теперь это звучит так: "Uno, dos, tres!". Мой приятель шутил, что в сети скоро должно появиться видео, где парень за вертушками будет делать так: "Uno, dos... минутку, я тут себе на бумажку записал... а, tres!". Слушайте, это же никакого отношения к электронной музыке не имеет! Это как...
Звуки: Чирлидинг?
Пол: Да скорее даже игра, кто кого перепьет. "Раз, два, три, жахнули!". Мы все это пробовали, ничего плохого в этом не вижу. Но причем тут искусство?
Звуки: Что с вашей новой пластинкой из серии "The Politics of Dancing"? (Третий выпуск выходит в мае.)
Пол: Серия начиналась как диджейский микс, но сейчас это, скорее, совместная работа разных артистов. Вместо того, чтобы собирать музыку других людей, я иду в студию с этими людьми. Так что "The Politics of Dancing 3" будет состоять только из оригинальной музыки, записанной совместно с людьми, с которыми я хотел поработать. Это Сью Макларен (Sue McLaren) и Триша Мактиг (Tricia McTeague), обе изумительные вокалистки, Бетси Ларкин (Betsie Larkin), Марк Итсон (Mark Eteson), Джордан Сакли (Jordan Suckley) и многие другие. Мне кажется, мы можем гордиться тем, что у нас получилось. Остается надеяться, что теперь это понравится остальным.
Звуки: У вас собственный лейбл Vandit. В его истории были свои и, пики и провалы (в 2010 году лейбл слился с голландским Armada Music, в 2013-ом снова стал независимым - прим. Звуков), но если суммировать - чему вас научили эти 15 лет?
Пол: Да все тому же, что могут рассказать люди из Sony Music или Universal. Людям из музыкальной индустрии пора изменить подход к своему делу. Если раньше деньги, заработанные на музыке, уходили обратно в музыку, то сейчас - посмотрите на Youtube или Spotify, они высасывают деньги из индустрии. Youtube не станет вкладываться в нового исполнителя - они будут инвестировать в разработки новых технологий. Не в музыку, не в искусство. И нам всем нужно понять, что с этим делать.
Раньше ты выпускал сто разных альбомов, чтобы найти одного Робби Уильямса, и доходы с него покрывали расходы на остальные 99 пластинок, которые не продавались никак. Я могу на пальцах одной руки показать вам, сколько релизов Vandit хотя бы отбились по деньгам. Как владелец маленького лейбла, ты должен быть готов к тому, что когда выпускаешь музыку, которая нравится тебе и твоим друзьям, велика вероятность, что больше она не понравится никому.
Paul Van Dyk на вечеринке Oh Yes Ibiza
при участии Bobina, Fonarev, Maarten Van Jong, Bass King, Qwazar
Space Moscow
10 апреля 23:00-7:00
Уроженец ГДР Пол Ван Дайк (Paul Van Dyk) в начале девяностых поднимал немецкую транс-сцену вместе с коллегами по скромному лейблу MFS, а к двухтысячным вырос в самого популярного диджея планеты, превратившись в конце концов в этакого Боно от электроники. Сегодня Ван Дайк собирает стадионы, агитирует за мир и против наркотиков и помогает бедным.
Дата рождения:
16 декабря 1971
Подробности из жизни:
Пол Ван Дайк (Paul Van Dyk), настоящее имя Маттиас Пауль (Matthias Paul) - диджей, композитор, продюсер.
Жанр - транс, техно, электронная музыка.
Уроженец ГДР Пол Ван Дайк в первой половине девяностых стал ключевой фигурой немецкой транс-сцены. Тогда мягкая, мелодичная клубная электроника стала едва ли не самым крупным предметом немецкого культурного экспорта после Kraftwerk. Пол прославился не только собственными треками (среди которых в то время самыми заметными хитами были "My World" и "For An Angel"), но и благодаря ремиксам. Среди его клиентов были не только коллеги по цеху вроде Humate, но и британские рок-звезды. Лейблом MFS, где Пол издавал свои композиции, владел британец-экспат Марк Ридер (Mark Reeder), который познакомил Ван Дайка с New Order и Inspiral Carpets. Пол крутил пластинки в клубах, одним из первых международных звезд заехал в Москву, в общем вел себя как скромняга.
Однако по мере того, как Ван Дайк становился всё популярнее (в 2000-м Пол уже был…
Joe FARRELL (1937)
John ABERCROMBIE (1944)
Robben FORD (1951)
Marios ILIOPOULOS (1969)
Paul VAN DYK (1971)
Sylvester (1988)