Перед началом действа заполняющую зал публику развлекали фонограммами горлового пения и напевами в духе "Харе Кришна". Сцена концертного зала ЦДХ была устлана коврами. Даже не видя "виновников торжества" было понятно, что предстоящее зрелище будет весьма специфичным.
Мы побеседовали с организатором гастролей Махараджи
Александром Чепарухиным. Александр, усталый, но воодушевленный, рассказал,
что неофициальное название этой группы - "цыгане из Раджастхана".
Музыканты не только принадлежат к различным кастам, но ещё и живут
посреди индийской пустыни на расстоянии сотен миль друг от друга. Они
собираются вместе только во время гастролей.
Предваряя выход артистов на сцену, Александр поведал, что группа
вынужденно выступает в усечённом составе - до Москвы сумела добраться
только половина "табора". У организаторов и музыкантов возникли проблемы
с бронированием авиабилетов, а чуть позже с индийской полицией.
Несколько участников "Махараджи" из-за сложностей с получением выездных
виз до сих пор томятся в Дели. Среди них и "хореографическая группа"
- танцовщица, изображающая кобру и некий эксцентричный трансвестит (чуть
ли не единственный на всю Индию). Однако Чепарухин заверил собравшихся,
что усилиями фирмы "Green Wave" и компании "Аэрофлот" все артисты в
скорости будут доставлены в Россию. Так что на следующим концерте в
"Б2" (28 апреля) "бригада" будет в полном составе.
И вот после вступительной части началась мистерия. На
сцену вышли три индуса в ярких чалмах и уселись в позу лотоса. У
двоих в руках были струнно-смычковые инструменты под названием
сааранги, а третий заменял ритм-секцию с помощью тамтама, который
именуется у индийцев тхомаг. Музыка сопровождалась пением и воздеванием
рук к небесам. Происходящее напоминало отправление
причудливого культа на почти предельной громкости.
Когда саарангисты удалились в гримерную, их место занял "факир" с
флейтами. Корзин со змеями выставлено не было, но изогнутые стойки
микрофонов перед играющим были похожи на заклинаемых кобр.
По ходу этого "пестрого" "этно-спектакля" артисты выходили на авансцену в различных сочетаниях, всякий раз кланяясь залу на восточный манер. В их песнопениях было больше медитативной умиротворенности, чем драйва, но впечатления это вовсе не портило. Происходящее можно было c некоторыми поправками окрестить индуистским джазом. При наличии заранее обговоренной музыкальной схемы всякий раз "резервировалось" место под импровизацию.
У Киплинга была фраза: "Кто услышит зов с Востока, вечно помнит этот зов". Применительно к концерту в ЦДХ - насчет вечности, конечно, вряд ли. Но то, что сочетание ритуальной музыки, расцветки индийских костюмов и бижутерии запомнится московской публике надолго, это уж точно!
Фестиваль Green Wave продолжается...
Paul DESMOND (1924)
Matthew GEE (1925)
Nat ADDERLEY (1931)
Bev BEVAN (1944)
Amy GRANT (1960)
Mark LANEGAN (1964)
Tim FREEDMAN (1964)