"ДК им. Горбунова. Чиж и Ко" - увидев анонс этого
концерта, я вспомнила, что за последние две недели имя Сергея Чигракова,
Чижа, упоминалось в моих разговорах с двумя совершенно разными людьми - Юрием
Шевчуком и солистом ростовской группы Амурские волны Костей
Мацановым. Более
того, и в моей жизни оно возникало неоднократно - тут были и
съемки концертов в "Программе "А"", и "митьковские" песни, и презентация
совместного диска Чижа и Чернецкого с Разными людьми, и замечательный
рок-фестиваль на Алтае в 99-м. Но почему-то за все это время мне ни разу не
удавалось взять у Сергея интервью,- да, честно говоря, я особо к этому и не
стремилась.
Решив восполнить это досадное упущение, я и направилась в
Горбушку. Паломничества журналистов там не наблюдалось,
что заставляло задуматься - неужели нашу прессу интересуют только "презентации
дисков" или "юбилеи"? Радовало только одно - зрителей, как всегда на концертах
Чижа, набилось под завязку - значит, есть что-то такое в этом человеке, что
привлекает такое количество поклонников его творчества.
Звуки.Ru: - Сереж, сейчас ты известен преимущественно как питерский музыкант, но начинал ты свою карьеру еще в Нижнем Новгороде в группе ГПД...
Чиж: - Начиналось, в общем-то, как и у всех - собрались, сколотили какую-то аппаратуру сами и стали играть. Это был, кажется, 87-й год, или конец 86-го - точно не помню. А потом нам сказали, что мы играем "хэви метал"-рок, который мы никогда в жизни не играли, поскольку играли "хард" - тогда стало модно играть "хэви метал". Ну, а мы и не стали спорить и волей-неволей 'утяжелили' свой 'хард'.
Звуки.Ru: - Ты же любишь Beatles, как мне известно,- почему же вдруг ударился в 'тяжелую' музыку?
Чиж: - А я в нее и не ударялся! Я просто играл себе и играл. Я тогда в 'ГПД' написал всего одну "металлическую" песню, а все остальные были баллады, а они от 'Битлов' далеко не отходили! (улыбается) А так мне нравилось играть - хороший стиль, энергичный... Тем более, я-то играл "хард" все время!
Звуки.Ru: - В 87-м году "русский рок" уже вовсю гремел по стране. Были у тебя какие-то ориентиры на кого-либо из наших рок-музыкнтов?
Чиж: - У меня лично - на Майка. Виктора Робертовича (Цоя - прим. авт.) я, конечно, слушал с удовольствием, он мне нравился,- но так, чтобы на него ориентироваться... Нет, все-таки Майк.
Звуки.Ru: - А как же Аквариум, Машина времени?
Чиж: - У-у... Борис Борисыч в то время был для меня слишком претенциозным. Вот 'Машина' - да! Когда мы собирались и пели всякие песни, то это были песни Воскресения и 'Машины'. Борис Борисыча мы не пели из-за сложности текстов,- кроме, пожалуй, "Сползает по крыше старик Козлодоев..." и пары песен из "Треугольника". А все остальное были произведения вокально-инструментальных ансамблей! (смеется)
Звуки.Ru: -Если все было так хорошо складывалось в Нижнем, почему ты вдруг решил уехать оттуда?
Чиж: - Сначала был еще один период, когда коллектив стал 'Пол-ГПД'. Ушел гитарист, мы остались втроем и объединили свои усилия с Лешей Полковником (Алексеем Хрыновым - прим.). Этим составом мы проработали где-то с полгода. А я тогда уже являлся почитателем Группы Продленного Дня из Харькова (впоследствии Разные люди - прим. авт.), познакомился с ними, и они мне предложили переехать к ним и поработать клавишником. Я взял, собрался и поехал, поскольку меня туда очень тянуло...
Звуки.Ru: - На "харьковщину"?
Чиж: - Нет, на "чернецковщину"!(смеется)
Звуки.Ru: - Ну, а оттуда-то что погнало?
Чиж: - Дело в том, что под конец моего пребывания там уже практически не было работы, не было гастролей, концертов, денег - ничего...
Звуки.Ru: - Это было связано с болезнью Саши Чернецкого?
Чиж: - Да нет, скорее с обстановкой в стране. Никто нами не занимался, никому ничего не было нужно, денег нам не платили. А к тому времени я уже записал в Питере сольную пластинку, и когда поступило предложение уехать туда, я согласился с "легким сердцем".
Звуки.Ru: - Почему ты выбрал Питер, а не Москву, как это сделали многие?
Чиж: - Да пусть себе уезжают в Москву, а меня всегда больше тянуло в Питер. Скажем прямо, Москва мне вообще не нравилась никогда. Питер - это культура, традиции рок-н-ролльные...
Звуки.Ru: - Лидер Танцев минус возмущался как-то, что настоящим питерским роком называют творчество уфимца Шевчука, нижегородца Чижа, свердловчанина Бутусова. А что такое питерский рок в твоем понимании?
Чиж: - Это то, чего нет у Петкуна. Вот он все никак не врубится, что дело тут не в том, где кто родился и кто какой национальности, а в том, чтобы уметь поймать этот питерский "драйв", которым он силен и которым он славится.
Звуки.Ru: - Вот Шевчук говорит, что он побоялся остаться в Москве в свое время, потому что не хотел быть "затасканным по кухням, сейшнам" и т. д., и уехал в Питер, потому что это более "строгий" город, с более высокой культурой.
Чиж: - Да, согласен, он более культурно развитый, более рок-н-ролльный, более "строгий". А вот, видишь, Петкуну хорошо и в Москве живется, ему здесь нравится - значит, он вправе считаться хорошим московским музыкантом. Тем более, раз он друг Аллы Борисовны - пришелся ко двору мальчишка! В Питере он, по большому счету, никому не нужен был - ни тогда, ни сейчас.
Звуки.Ru: - А не кажется тебе, что Москва сдает в последнее время рок-н-ролльные позиции? Ведь все ныне популярные молодые группы - Сплин, Король и Шут, Пилот, Ночные снайперы и т. п. - это Питер или Екатеринбург, как в случае с Чичериной, Смысловыми галлюцинациями и т. д. А новых московских групп практически нет!
Чиж: - Да, здесь остались одни "старики" - Гарик, Саня Скляр, ну и старшее поколение - 'Машина', 'Воскресение', Александр Борисович Градский - и все. Я не знаю, с чем это связано и как это объяснить. Может, потому что денег здесь слишком много.
Звуки.Ru: - Но молодежь-то сейчас все-таки больше стремится приехать сюда, чем в Питер?
Чиж: - По той же причине. Просто в Москве больше клубов, где можно выступать и зарабатывать деньги.
Звуки.Ru: - Кстати, о клубах. Раньше было достаточно надписи на афише "рок-группа" - и стадионы были забиты публикой, а сейчас тех, кто сможет собрать "Лужники" или "Юбилейный", практически единицы. Скоро рок-концерты будут проходить только в небольших клубах?
Чиж: - Честно говоря, я об этом не думал. Идет себе и идет... Может, оно и так. Хотя это было бы плохо.
Звуки.Ru: -А вы бы смогли собрать стадион?
Чиж: - Думаю, что нет, разве что в провинции. Тут же надо учитывать, что для того чтобы работать на стадионе, нужно какое-то шоу, яркое зрелище.
Звуки.Ru: - А почему же вы никогда не делали этого?
Чиж: - Ну, ты же слышала наши песни - какое тут может быть шоу?
Звуки.Ru: - Но Гарик же, например, пытается делать?
Чиж: - Ну, у Гарика и музыка немножко другая. У нас-то, в основном, такой сплав кантри, ритм-н-блюза, блюза и просто какие-то "кухонные" песни, типа романсов - какое из них сделаешь шоу? С трудом себе это представляю. Я даже не могу себе представить этот экран сзади, на котором бы плавали какие-то амебы, делились клетки и т.п. - трудно вообразить даже. Но, в принципе, миллион групп так выступают, без всяких шоу - и ничего! Криденс всю жизнь вот так играют, без шоу - и полные залы! Хотя, если взять Пинк Флойд, то они как раз прославились своими шоу.
Звуки.Ru: - Ты упомянул блюз. Дмитрий Дибров в одной программе назвал тебя лучшим российским блюзменом. А почему не участвуешь в различных блюзовых фестивалях, наряду с Вороновым, Арутюновым, "Уайтом" Беловым и другими нашими известными блюзовыми музыкантами? Или истинные блюзмены вас не считают таковыми?
Чиж: -Не знаю, я никогда и не задумывался об этом. А кто "истинные" блюзмены?
Для меня это Би Би Кинг, Эрик Клэптон... А те, кого ты перечислила, -
это наши
"русские" блюзмены. У нас с ними совершенно разные направления: все
вышеупомянутые парни играют и поют, как правило, на английском языке, а мы
этого не делаем. Но не потому, что принципиально, а потому, что ни хрена его не
знаем. И вообще это достаточно скучно - играть уже заранее сочиненную песню и
упражняться и показывать свою бюлзовую технику.
Мы делаем другое, абсолютно! Меня привлекает сам стиль "блюз", я стараюсь
писать такие домашние, "кухонные" блюзы, которые людям, в принципе, нравятся. А
туда, где играют "Hoochi Coochi Man", настоящий, на всякие блюзовые фестивали,-
нас не зовут, да мы туда особо и не лезем...
Звуки.Ru: -Правда, что есть такая мысль - записать совместный диск с Шевчуком, о чем он говорил недавно на своей пресс-конференции?
Чиж: - Да, она родилась у меня на кухне. Он заглянул ко мне в гости как-то, и вот возникла такая идея. Я с удовольствием приму участие в этом проекте. Как я понял, это будут его песни, а от меня требуется создать какой-то звук..
Звуки.Ru: - Он сказал, что это будут некие военные песни...
Чиж: - (удивленно) Даже так? Ха, ну, значит, он знает больше, потому что с тех пор мы больше не встречались. Если он захочет в эту сторону двигать, то все равно с превеликим удовольствием! Я в любом случае буду играть.
Звуки.Ru: - А не боишься повторения 'Боцмана и Бродяги' или того, что это будет напоминать 'Митьковские песни'?
Чиж: - Да наплевать, даже если и будет! Какая разница? Подумаешь... Вот
летом в
Букингемском дворце будет концерт, где в одном составе на сцене встретятся Фил
Коллинз, Мик Джаггер и Пол Маккартни - это как назвать? Или вот, до
этого мы,
например, лет 6 назад с БГ записали песню "Звездочка моя ясная" - ну и что из
этого? Главное, чтоб музыка была! Будет ли это что-то напоминать, не будет...
"Второй" блюз уже изначально напоминает "первый", поэтому о чем тут рассуждать?
Лукерья КОШЕЛЕВА (1924)
Monty BUDWIG (1929)
George Porter, JR. (1947)
John SCOFIELD (1951)
Lars ULRICH (1963)
Teron BEAL (1974)
Павел КЛЮЧАРЕВ (1976)