Про американцев говорят, что они совершенно нечувствительны ко всем мировым
музыкальным рынкам, кроме собственного. В США запросто могут не знать имени
музыканта, от которого Европа заходится в истерике.
В России все наоборот. Успех звезды на территориях, расположенных западнее
Калининграда, часто автоматически становится мерилом популярности в России. И
уж особенно - если это выходец из бывшего СССР, то есть -импортный, но "свой" музыкант.
Дудукист Дживан Гаспарян был прекрасно известен советскому слушателю. В
доперестроечное время он объездил всю страну, и неоднократно выступал в
Большом театре. Ему даже довелось играть перед Сталиным и побывать в США. Без
концертов мастеров искусств союзных республик тогда не обходился ни один
праздник.
Множество артистов с таким богатым советским прошлым выступают до сих пор.
Однако Гаспарян после перестройки исчез с российских сцен - стране было не до
дудука. Дживан жил в Ереване и занимал должность профессора местной
консерватории. Но когда он записал саундтреки к 17-ти фильмам и переиграл с
половиной музыкантов мира, Москва не могла не отреагировать. Несмотря на то,
что
Армения - давно суверенное государство, в России всех выходцев из СССР
продолжают считать своими. И в 2000 году Гаспарян въехал в Москву на белом
коне,
как настоящая западная звезда. Хотя понимать армянскую народную музыку умеют
немногие, кроме урожденных армян. Вполне возможно, что имя музыканта стало
куда важней его музыки. И сам Дживан Гаспарян не отрицает, что кабы не Питер
Гэбриел c Брайаном Ино, не видать ему Большого театра, несмотря на
все его
таланты.
Однако когда стало известно, что Гаспарян будет выступать в Большом, никто не удивился. Тем более, что помимо русских поклонников своего соотечественника горячо поддерживает и любит могучая московская армянская диаспора. И нет ничего странного в том, что перед концертом клянчить у Большого лишний билетик было совершенно бессмысленно. Программа называлась "Дживан Гаспарян и его друзья". У Гаспаряна много друзей, но на сей раз приехали фольклорист Сергей Старостин (Россия), певец Эмиль Зрихан (Израиль), пианист Людовико Эйнауди (Италия), саксофонист Луиджи Чинкве (Италия), гитарист Патрис Мейер (Франция) и еще один саксофонист - Дидье Малерб (Франция). Рядом с Дживаном Гаспаряном был его постоянный ансамбль из трех человек.
Как значилось в программе, вся эта многонациональная компания должна была сыграть несколько совместных номеров, несколько сольных, а закончиться все должно было джем-сейшном. Сольные номера были. Совместные выступления не получились. Хотя каждый из музыкантов - профессионал высочайшего уровня.
Началось все с выступления пианиста, который играл симпатичные простенькие мелодии. Затем вышел весь оркестр, и номера пошли вперемешку - то играли все вместе, то по-отдельности, пока другие отдыхали прямо на сцене. Кто-то уходил за кулисы, кто-то возвращался. Сольные номера разительно отличались друг от друга - сам Гаспарян, великолепный вокалист Зрихан и Старостин играли этническую музыку, причем далеко не только армянскую. Гости из Европы явно предпочитали джаз, а гитарист Патрис Мейер - классическую испанскую музыку.
Совместные музыкальные произведения были больше всего похожи на тот самый
джем, что был обещан в конце; причем сочетание джаза с этникой иногда воспринималось
неоднозначно. Даже когда весь ансамбль разом играл одну тему, он все равно
не производил
впечатления единого целого.
Луиджи Чинкве пару раз пробовал подирижировать,
но
все без толку - друзья Дживана Гаспаряна так и остались блестящими по
отдельности, но нестройными вместе музыкантами.
Они часто меняли инструменты - Старостин играл на рожке, на загадочной трубке с резким тоном, очень подходящим для джазовых импровизаций, а также на собственных голосовых связках. Дидье Малерб брал в руки флейту и дудук, игре на котором он учится у Гаспаряна. Тут, кстати, и выяснилось, что дудук для джазовых композиций не слишком подходит - его мягкий, женский голос больше годится для печальных баллад.
Сам Дживан Гаспарян и в первом, и во втором отделениях играл немного, давая "высказаться" приглашенным коллегам. Его дудук почти не солировал, вплетая свой звук в общую музыкальную канву. Канва же получилось рассыпающейся на части, разрозненной и лишенной общей идеи. Программа, очевидно, подбиралась исходя из того, что могут сыграть все приглашенные инструменты вместе. А в итоге выглядело это так, словно хозяин вечера просто пригласил своих друзей помузицировать вместе, и они совершенно не возражали, если кому-нибудь захочется это послушать.
Под конец Дживан Гаспарян спел две песни на
армянском
языке, приведя в полный восторг представителей армянской диаспоры.
Публике все очень понравилось. Аплодировали много и с удовольствием, в конце -
встали. И так теперь будет всякий раз, когда Дживан Гаспарян будет приезжать в
Москву,- один с дудуком или в компании симфонических оркестров и рок-групп. И
никто никогда уже не скажет, почему публика повалит на его концерты: потому ли,
что дудук поет необычайно красивым голосом, а Гаспарян виртуозно с ним
управляется, или потому, что человеку по имени Питер Гэбриел все это нравится.
1941 – В Мадриде родился Пласидо Доминго - всемирно известный оперный певец, вместе с Лучано Паваротти и Хосе Каррерасом входит в уникальный проект "Три Тенора" »»
1987 – Би Би Кинг пожертвовал свою коллекцию из 7 000 аудиозаписей Университету Миссиссипи »»
1991 – Песня Led Zeppelin "Stairway To Heaven" транслировалась в эфире KLSK FM на протяжении суток в знак смены формата вещания станции. Полиция получила множество звонков: один из слушателей решил, что у диджея случился сердечный приступ, а другой - что радиостанцию захватили боевики Саддама Хуссейна »»
2012 – В Бристоле родился Роберт "3D" Дель Наджа, английский музыкант, певец и граффитист. Первоначально стал известен благодаря своим граффити и как член бристольской группы The Wild Bunch. Приобрел мировую славу как один из основателей группы Massive Attack »»
Richie HAVENS (1941)
Placido DOMINGO (1941)
Mac DAVIS (1942)
Edwin STARR (1942)
Kristian SCHULTZE (1945)
Billy OCEAN (1950)
Дмитрий ВАРШАВСКИЙ (1964)
Дмитрий "Snake" ХАКИМОВ (1971)