ХИТ-КОНСТРУКТОР, Часть 2.
У каждого автора песен бывают моменты, когда вдохновение
покидает его. Ничего
страшного. Сочинение песен - такое же ремесло, как и многие другие профессии.
Написание песен - вовсе не какое-то тайное знание. Вы можете - и должны -
совершенствовать и улучшать это умение, как и любое другое: вокал, игру на
музыкальном инструменте, аранжировки.
Конечно, вдохновение необходимо. Оно должно дать вам начальный
толчок к творчеству. Но если свежие идеи не торопятся посетить вашу голову,
можно "технические" способы стимуляции воображения. Они помогут вам сдвинуться с места, когда вдохновение пропало.
Об этих способах и пойдёт речь.
Допустим, у вас уже есть часть текста, мелодии и примерная гармония. Попробуйте
проиграть все аккорды или какой-то фрагмент в обратной последовательности.
Можно в этой гармонии попытаться увеличивать длительность каждого аккорда в
отдельности. Или уменьшать. Заменять каждый аккорд по очереди каким-то совсем случайным.
Если вы обычно сочиняете за клавишным инструментом-попробуйте проиграть всё на
гитаре. Сыграйте гармонию и мелодию в разных тональностях, в "открытых" и
"закрытых" позициях, с каподастром, в разных частях грифа, в другом строе. Так
вы получите мысли о развитии мелодии и гармонии.
И наоборот, если вы
сочиняете на гитаре -сядьте за клавиши. Некоторые западные авторы специально
стараются сочинять куплет за фортепиано, а припев - на гитаре. Это также
поможет вам, когда вы задумаетесь об аранжировках.
Попытайтесь сыграть мелодию в другом размере. Если ваша песня в размере 4/4,
сыграйте её на 3/4, и так далее.
Самодисциплина
Возьмите чистый лист бумаги. Закрепите его на видном
месте, положите рядом
ручку. Как только появляются какие-то идеи - сразу записывайте.
Носите с собой блокнот. Мадонна, например,
использует диктофон. Все
мелодии и стихи, которые приходят ей в голову, она сразу наговаривает на
плёнку. А Рюити Сакамото говорит, что самое
главное - не забывать класть
в карман ручку, потому что записать пришедшие в голову ноты и тексты можно в
этом случае на чем угодно.
Интересная фраза или мелодия может прийти в голову в самом неожиданном месте и в любое время. Однако если вы запишете ее где-то на клочке бумаги, он может потеряться. Джон Леннон всегда, когда дома что-нибудь наигрывал на гитаре, включал магнитофон на запись. После его смерти Йоко Оно нашла несколько сотен кассет таких черновых записей, рассованных по всей квартире-в ванной, в шкафах, в туалете. Эдди ВанХален говорил, что идея игры на гитаре тэппингом пришла ему в голову, когда он принимал душ. Многие песни рождаются на репетициях совершенно неожиданно, из случайной фразы или нескольких аккордов.
Слушайте песни, которые стали классикой. Подумайте: почему их слушают до сих
пор?
Проанализируйте структуру песни, все находки авторов и аранжировщиков. Эти
идеи могут сработать ещё много раз - и работают! Это не плагиат, это-учёба. Режиссёры
фильмов так же берут чужие находки и эксплуатируют их десятилетиями. Потом
говорят: "Классический приём!"
Напишите другой текст к вашей любимой песне. Или мелодию к другому тексту. Или песню к фильму. Как насчёт того, чтобы написать новую песню к "Титанику?"
Если ваши песни отличаются разнообразием аккордов, напишите песню на 3-4 аккорда. И наоборот,- вместо 3 аккордов используйте 6-8.
Если вы хотите написать песню о чём-то, но не знаете, с чего начать-используйте ассоциации. Просто сядьте с листом бумаги и пишите всё, что придёт вам в голову. Потом из этого "потока сознания" уберёте всё лишнее.
Многие авторы не хотят напрягаться, чтобы сделать текст песни рифмованным. И
напрасно. Да, есть хорошие песни, где текст "белый". Но хорошо организованный
рифмованный текст запоминается гораздо легче. Однако если вы чувствуете, что с
текстом проблема - просто отложите его на несколько дней. Потом вернётесь.
Попробуйте
использовать другой стихотворный размер. Если вы сочиняете на английском языке,
используйте словари и поисковые системы рифм. Их можно найти по адресам:
http://www.rhymezone.com ,
http://rhyme.lycos.com,
http://www.togethersoftware.com/search.asp,
http://www.thesaurus.com,
http://www.m-w.com/cgi-bin/thesaurus,
http://www.wordmyth.net,
http://www.yourdictionary.com/diction1.html.
Не все они одинаково хороши. Некоторые словари составлены на основе старых
бумажных словарей и не включают в себя многие современные слова. Но всё равно
они будут вам полезны - хотя бы для того, чтобы перестать писать по старым шаблонам.
Спой, Вася!
Чтобы разнообразить вокал, развивайте его линию. Если у вас в мелодии есть долгая выдержанная нота, подумайте: что можно спеть или сыграть в этом месте? Может быть вторым голосом какую-то короткую фразу? Речитатив? Гитарный рифф? Несколько аккордов? Сбивку барабанов? Это та область, где творчество автора песни и аранжировщика - почти одно и то же.
Используйте современные технологии. Многие - даже самые дешёвые
синтезаторы - имеют функцию "автоаккомпанемент".
Проиграйте вашу песню в разных
стилях. Это даст вам новые идеи.
Каждый автор знает, что коммерчески успешная песня должна иметь какую-то "фишку". (Психологи сказали бы - "якорь"). В идеальном случае - несколько. Это может быть что угодно: "мяукающая" манера пения, нестандартная фраза, цитата ("либэ-либэ, аморэ-аморэ", "гибралтар-лабрадор"'), инструментальный рифф, тембр инструментов, неожиданная гармония и т.д. Эта "фишка" должна захватывать и удерживать интерес слушателя. Стремление выделить и подчеркнуть ее может стать исходной точкой при создании аранжировки. Например, в песне Курта Вайля "Мэкки-Нож" (классика джаза) - очень длинный текст. В традиционной аранжировке каждый куплет звучит на полтона выше. Но так как мелодия не велика по диапазону, то это не вызывает трудностей у исполнителей.
Делайте куплет и припев различными по организации. Если у вас в куплете длинные слова, то в припеве используйте более короткие. И наоборот. Если куплет в миноре - попробуйте сделать припев в мажоре. Части песен могут существенно отличаться друг от друга.
Друзья, прекрасен наш союз...
Подумайте о работе с соавтором. В истории много примеров плодотворного сотрудничества: братья Джордж и Айра Гершвины (авторы множества теперь уже классических джазовых песен), Пол Саймон и Арт Гарфанкел (известнейший в 60-е годы американский фолк-рок дуэт), Лайбер и Столлер (сочинившие множество хитов для Фрэнка Синатры), Андерсон и Ульвеус (ABBA), ну и Леннон-Маккартни, конечно же. Другой человек может увидеть ваши идеи в неожиданном свете, придумать что-то, что никогда не пришло бы вам в голову. Кому-то легче даётся сочинение мелодии, а кому-то-текста.
Есть ещё такой психологический момент. Если человек сочиняет для себя, он
подсознательно сочиняет только то, что может исполнить сам. Если он сочиняет
для кого-то, он меньше скован рамками.
Сочиняйте, чем больше-тем лучше. Даже Леннон и Маккартни до того, как
прославиться, написали несколько десятков песен.
В конце концов, можно использовать метод "мозгового штурма". Вы знаете, как выбирают Римского Папу? Собираются все кардиналы. Охрана закрывает их в одну комнату и не выпускает никуда - даже в туалет! - пока новый Папа не будет избран из их числа. Перспективный метод сочинения песен в группе, не так ли? ;-)
Johnny MANDEL (1925)
R.L. BURNSIDE (1926)
Jerry BOCK (1928)
Ray DRUMMOND (1946)
Bruce HORNSBY (1954)
Владислав ПОСПЕЛОВ (1973)
Joe SUMNER (1976)
Макс КОРЖ (1988)