Однажды в Москве, ровно в полдень, на втором этаже Горбушки материализовались пятеро португальских парней, которые с некоторым изумлением созерцали подносимые им на подпись компакт-диски - преимущественно купленные фанатами тут же, и что самое интересное произведённые по большей частью непонятно, кем. Владельцам же некоторых точек от такого внимания к их товару было явно не по себе: а ну как эти здоровенные волосатые жгучие брюнеты полезут разбираться? Однако - обошлось.
Moonspell - довольно необычное образование на мировой рок-сцене. Горячая португальская кровь музыкантов - и леденящее очарование исповедуемой ими готики. Парадокс? Нет, закономерность. Лишь в стылой темноте подземелья или склепа можно по-настоящему понять ценность яркого пламени. И наоборот. Эти пятеро парней во всём чёрном вовсе не упёрты в могильную таинственность и мировую скорбь.
На состоявшейся буквально за полчаса до начала шоу прямо в концертном зале
пресс-конференции журналисты веселились от души. "Во время гастролей по
Финляндии мы несколько раз посещали баню, - рассказывали ребята, - Это
отличная штука... но несколько напрягал тот факт, что для финнов это ещё и
соревнование - кто дольше высидит в парной. Желая подколоть нас, финны начали
поддавать пара на всю катушку. В итоге крепче всех оказался наш барабанщик,
получивший теперь титул "Банный Монарх".
Кстати, почему музыканты больше не выступают под псевдонимами? "Не всем
нравилось придумывать себе прозвища, - ответил вокалист Фернандо
Рибейра, - Я, например, вспоминаю своё, только когда даю
автографы".
А как насчёт Daemonarch, стороннего, дэт-металлического проекта группы?
"Это был именно проект. Мы не очень любим о нём говорить. Нам просто
надо было выразить в нём свои мрачные стороны".
Откуда взялся и что означает знак, изображённый на обложке последнего альбома
группы? "Мы давно хотели, чтобы у нас был свой символ. А обозначает он
нас самих" (полумесяц и стилизованная под трезубец латинская "М").
Пару лет назад шли слухи, что Фернандо пишет фантастический роман.
"Работа над ним ещё не закончена, - развёл руками вокалист, -
Мне нужно ещё пару лет. Пока что у меня вышла в Португалии книга стихов.
Сейчас ведутся переговоры о повторном издании. Я бы хотел издать её
переведённой на большое количество языков... но если это не удастся - мы
выложим переводы на сайте группы".
В этот момент в фойе ДК им. Горбунова шла бойкая торговля "левой"
биографической брошюркой о творчестве Moonspell, обложку которой украшал
непотребный "кренделябр" из перевёрнутых крестов и пентаграмм. Что
сами музыканты думают о металлистах-сатанистах, поджигающих церкви и режущих
друг другу глотки? "Это всего лишь плохие попытки саморекламы, которые
порой опасным образом выходят из-под контроля. Ни к настоящей музыке, ни к
настоящему оккультизму это не имеет никакого отношения. Хотя Mayhem, к
примеру, очень нравятся нам, как музыканты..."
Зал заполняется публикой. Гаснет свет. Уже известно, что на московском участке турне Moonspell разогревающая команда не предусмотрена. Да, и не нужна в общем-то.
Без лишних церемоний концерт начинается. Облачённый в алый плащ и чёрную шляпу,
с масляным фонарём в руках, чем-то похожий на графа Дракулу, появляется у
микрофона Фернандо. Новые песни группы основаны на доминирующем гитарном
звучании: даже клавишнику Педро Пайксо периодически приходится оставлять
свои синтезаторы и поддерживать соло гитариста Рикардо Аморима на второй
шестиструнке. Глубокий, пробирающий до костей звук классических блюзовых
"Les Paul", редко используемых в современной тяжёлой музыке, как
нельзя лучше соответствует демоническому вокалу Фернандо, с лёгкостью
форсирующему свой почти что бас в яростный рёв волка-оборотня. После пары
номеров из новой программы наступает черёд классических уже
"Wolfheart" и "Opium". С последней песней, помнится, были
какие-то проблемы? "Главным образом из-за названия, - рассказывал
на пресс-конференции Фернандо, - В нескольких странах она была запрещена к
трансляции по MTV. В конечном счёте этот идиотизм сделал нам неплохую
рекламу". Нам, в России, разумеется, ничто не указ: помнится,
пару-тройку лет назад текст "Opium" опубликовала в рубрике "Не
надо ля-ля" "Комсомольская Правда". Где-то между новым хитом
Лёни Агутина и романсом "Ваши Пальцы Пахнут Ладаном". Очаровательно.
"Second Skin" Рибейра исполняет, одевшись в серебристый
свитер-кольчугу, и пуская в зал пугающие лучики двумя зажатыми в ладонях
круглыми зеркальцами. Вообще, шоумен он превосходный. И главное, ничего лишнего
- хлёсткая лаконичность. Moonspell пришли в готику из металла - порой Фернандо
не прочь экспрессивно потрясти хайром и микрофонной стойкой. Однако столь же
эффектно он способен застывать у микрофона с раскинутыми руками, словно
распятый над публикой на невидимом миру кресте. Ни дать ни взять - картина
Дали.
После меланхоличного и медитативного, с обильно обработанными электроникой
ударными, номера "Magdalena" - вновь новые песни. "Мы не
будем исполнять на концерте каверы Оззи Осборна и Depeche
Mode, - честно предупредили музыканты, - Сегодня мы играем только
своё". Совершенно, кстати сказать, правильное решение - одна из новых
песен Moonspell по степени воздействия превосходит и тяжёлые блюзы старика
Осборна периода Black Sabbath, и депешовские "Personal Jesus" и
"I Feel You". Затем сцену заливает багровое сияние. Словно алчущий
крови призрак, Рибейра нависает над сгрудившимся в партере молодняком.
"Vampiria!" - проносится над залом его леденящий рык.
Конечно, новым песням группы порой недостаёт варварского ритмического безумия, которое Moonspell с энтузиазмом демонстрировали на своих первых, металлических альбомах. Зато какие мелодии! По контрасту со всеми предыдущими номерами программы трогательная до слёз, фантастически светлая и даже в чём-то жизнеутверждающая "Darkness And Hope" - момент истины и коллективный катарсис аудитории. Под повисающие над залом и долго не желающие затихать последние ноты призрачных хоралов музыканты покидают сцену.
Но это никак не может быть конец! "Moonspell! Moonspell!" - скандирует зал. В окутавшем сцену тумане на миг возникает силуэт меняющего одну бас-гитару на другую Сержио Крестана. Музыканты возвращаются, чтобы исполнить несколько старых вещей. Приберегали их на финал по вполне понятной причине: они более тяжёлые, а значит, и напряжение на голосовые связки Фернандо в них намного больше. Приятно, чёрт возьми, что углубляясь в дебри darkwave, Moonspell не забывают о своём металлическом прошлом. "Освоение новых стилей - не дань моде, а стремление быть её законодателями", - объясняли на пресс-конференции артисты. Как следует оторвавшись на барабанных канонадах и лабиринтообразно развивающихся мелодических темах "Midnight Drive", группа наконец выдаёт то, чего так долго ждала публика - гимноподобное хэви-болеро "Alma Mater". И завершается программа лунатически-болезненной "Full Moon Madness". Дамы приглашают кавалеров. Безумие слэма и стейдждайвинга в партере сменяется медленным танцем.
Традиционно побросав в зал палочки, медиаторы и невыпитые бутылки с минералкой, музыканты, игнорируя тихое бешенство секьюрити, несколько минут братаются с народом в партере, после чего окончательно покидают сцену. Занавес.
Как и в случае с Nightwish летом 2001 года, принимали группу восторженно, но уж очень одномерно и "металлически". А ведь музыканты чуть ли не в каждом интервью замечали: "Мы пытаемся выйти из рамок и каких-нибудь стилей... мы никогда не были металлическими ортодоксами..." Впрочем, уже само то, что к нам всё чаще выбираются ансамбли такого плана, даёт надежду на скорое возвращение образов вампиров и оборотней из герметичного пантеона метал-мифологии в большой мир. "В песнях "Vampiria" и "Mephisto", например, - рассказывает Фернандо, - имеются в виду мифы и литературные фигуры, и идея была такой, чтобы люди чаще задумывались об этом. Но, конечно, у нас это не получилось" - тут же добавляет он. Получится. Не сейчас, так потом.
Bill EVANS (1929)
Johnny HEARTSMAN (1937)
Barry MANN (1939)
Red LANE (1939)
Brian BENNETT (1940)
Carole KING (1942)
Johnny HARRIS (1947)
Bill EVANS (1958)