Проходивший с 15 по 20 декабря фестиваль традиционной культуры "Музыка Нордов" по завершении приобрёл черты почина интересного, но чрезвычайно спорного.
Открывавший культурную программу концерт в ДК МГУ смело можно считать самой
большой удачей фестиваля. Собственно, по прошествии сего концерта фестиваль
как таковой уже можно было считать состоявшимся: прочие мероприятия были
не более, чем безмерно запутанными послесловиями.
Ансамбль Мельница, ещё в 1999 году ставший (ещё под именем Тиль
Уленшпигель) открытием фестиваля "Единение", продемонстрировал
безупречную игру струнной и гитарной групп, заводной лаконизм ударных (ударник,
как выяснилось, к тому же хорошо играет на флейте) и прекрасные способности к
работе с публикой. Песенка "Горец" безо всякой раскрутки
потихоньку становится хитом в соответствующих кругах.
Квартет Воинство Сидов, по признанию самих музыкантов, исповедует
музыкальный минимализм, ограничиваясь лишь гитарой, скрипкой, флейтой и
двумя-тремя голосами. Некоторые из присутствовавших в зрительном зале
музыкантов, впрочем, признавались, что услышав финальную песню их программы,
тут же возжелали сделать свои версии - и обязательно в жёсткой рок-обработке.
Синдром "Whiskey In The Jar", надо полагать...
Флейтист Сидов, помимо
всего прочего, порадовал публику виртуозным соло на волынке. В целом же
вариации квартета на английские, ирландские и шотландские темы - чрезвычайно
зажигательны. Во время исполнения публика то и дело пускалась в пляс, и даже из
за кулис периодически выскакивала на сцену на правах добровольного кордебалета
некая юная леди с профессиональной балетной выправкой.
Завершился концерт выступлением рыбинского проекта Разнотравiе. Проект
сей интересен главным образом грамотным сочетанием традиционного рок-состава
(гитара - бас - ударные) с дудочками, гуслями и харди-гарди, а также толковым
костюмированным шоу. Ничего подобного на отечественной сцене не наблюдалось со времён молодых Песняров.
Заполнявшие паузы между выступлениями музыкальных коллективов исторические реконструкции клуба Наследие Предков с показательными боями на холодном
оружии и без оного удачно поддерживали атмосферу фестиваля, не позволяя ему
превратиться в заурядный концерт фолк-стилизаторов.
А вот выступление 19 декабря в рамках фестиваля "шаманского" трио
Алтай-Кай вызвало некоторое недоумение. Причём не столько сомнительностью соответствия тематике фестиваля (хотя организаторы и пытались
как-то объяснить сей факт, притягивая за уши и "наших общих предков -
скифов", и схожесть алтайской и нордической школ ритуально-графической
символики), сколько несколько разочаровывающими результатами самого концертного
действа. Выглядело всё, конечно, эффектно: трое загадочных алтайских горцев,
восседая в навороченных меховых одеяниях перед микрофонами, произвели
"ритуал очищения" зала и публики путём сжигания пучка какой-то
засушенной травки и биения в огромный бубен. После чего взялись за свои
экзотические инструменты.
И вот здесь многих ждало разочарование: используемые
трио двухструнные бандуры и тростниковые дудочки работали в регистрах, весьма
обычных и для общепринятых струнных и духовых инструментов. Пресловутое же
горловое пение музыкантов тоже ничего особенного из себя не представляло, а
немногие действительно интересные вокальные приёмы, казалось, существовали не в
контексте исполняемой музыки, а сами по себе. Некоторым из присутствовавших
даже показалось, что имеет место некоторое издевательство над падким на
экзотику глупым белым человеком, ну да ладно...
Завершился фестиваль 20 декабря в клубе "Форпост" так называемым
концертом менестрелей. Похоже, это была откровенно самая слабая часть программы
мероприятия. Нет, зал был забит публикой чуть ли не в два слоя, а всех
выступавших встречали бурей восторга, но... Для непосвящённых происходившее на
сцене было откровенно бессмысленным, в то время, как большинство пришедших на
данную программу было посвящённым. Дело в том, что под "менестрелями"
в данном случае подразумевались преимущественно культовые в среде хиппи и
приверженцев ролевых игр в стиле фэнтези барды, исполняющие под гитару походные
песни соответствующего толка. Следует заметить, что общий как композиторский,
так и исполнительский уровень этих персонажей просто-таки чудовищно низок - по-крайней мере относительно заявленной в программе нордической культуры бардов.
"Обучение барда занимало порядка пятнадцати-двадцати лет. Бард должен
был владеть несколькими языками - английским, уэльским, ирландским, греческим,
латынью, еврейским, должен был знать мифологические системы всего этого...
Причём надо учесть сложнейшее построение тех песен, которые он пел. Их песни
импровизировались на несколько часов, и это было не просто повествование, это
были шарады, загадки, которые несли какой-то тайный смысл...", -
пытался ещё пятнадцать лет назад охладить неподкреплённый практическими
познаниями энтузиазм "фэнтезюшников" почтенный Б. Гребенщиков.
Но - увы. Из орды заполонивших в тот вечер сцену клуба варваров от музыки
(средняя оценка: мелодии - единица, владение инструментом - единица или двойка,
владение голосом: двойка, лирика - двойка либо тройка с минусом) эдакими
неогранёнными алмазами в куче сами-понимаете-чего выделялись лишь Дмитрий
Ярошевский и Лора Московская. Эти двое умеют хотя бы сочинять
грамотную лирику, выстраивать вокальные партии без рабского подчинения
аккомпанементу, да и просто правильно использовать возможности собственных
голосовых связок. Остаётся лишь пожелать им не растерять свои музыкальные
достоинства в почитающих их имена нетребовательных кругах...
Такие вот странные результаты продемонстрировал почтеннейшей публике прошедший фестиваль. Можно, конечно, списать всё на пресловутый "первый блин", но... Во-первых, таких вот первых блинов в последнее время что-то уж очень много - достойных продолжений гораздо меньше. Ну, а во-вторых, обозначаемое пресловутым кельтским крестом солнце в небе - тоже своего рода первый блин. С космогонической точки зрения. И ничего ведь, светит и даже греет. Хотя и комом. Так что остаётся лишь ждать продолжения почина...
1939 – Родилась рок-легенда Тина Тернер (настоящее имя Annie Mae Bullock),- певица, автор песен, актриса и танцовщица. Обладательница 8 премий Grammy. За свой артистизм, темперамент и сценическую экспрессивность она носит титул Королевы рок-н-ролла »»
Tina TURNER (1939)
Rita ORA (1990)